Статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей ШАТАЛОВ рассказал о новом порядке начисления амортизации, который предлагает ввести в ближайшее время его ведомство.
— Сергей Дмитриевич, Минфин России подготовил законопроект, который изменит правила начисления амортизации. Предполагается, что новый порядок начнет действовать со следующего года. Он будет распространяться на все амортизируемое имущество компаний, в том числе и на то, которое введено в эксплуатацию до 1 января 2009 года. К чему надо готовиться?
— Сегодня у налогоплательщика есть возможность выбора — линейная или нелинейная амортизация. Причем, как ни удивительно, большинство налогоплательщиков выбирают первый способ. Проводились исследования, которые показали, что нелинейный метод — это крайне редкий случай. При том, что и финансовые директора, и руководители компаний знают, что нелинейный метод амортизации, особенно при высокой инфляции, имеет серьезные преимущества перед линейным.
Но независимо от того, какой способ выбрал налогоплательщик, амортизация осуществляется по объекту. То есть применительно к каждому основному средству нужно использовать свою норму амортизации, которая утверждается соответствующим приказом. Наши предложения сохранят для налогоплательщика возможность линейной или нелинейной амортизации. Но в случае применения нелинейной амортизации существенно упростится вся процедура.
— Как изменится порядок амортизации при нелинейном методе?
— Мы предлагаем начислять амортизацию не по объектам, а по группам. То есть будет суммарный баланс — совокупная стоимость всего имущества, которое входит в ту или иную группу. При этом сохраняем те десять амортизационных групп, которые существуют сегодня. В будущем мы предполагаем, что их количество можно сократить, но пока не трогаем. И для каждой группы устанавливается своя норма амортизации.
При этом мы также даем налогоплательщику, который использует нелинейный метод, возможность ускорить амортизацию. В настоящий момент при нелинейном методе порядка половины стоимости амортизируемого имущества списывается в течение 1/3 срока полезного использования. Наше предложение в том, чтобы списывать то же самое за 1/4 срока полезного использования.
— Видимо, ваши предложения заметно упростят работу бухгалтера. Получается, нужно будет начислять амортизацию только по 10 группам, а не по каждому отдельно взятому основному средству?3
— Да. Для предприятия, у которого есть 10 000 основных средств, вместо 10 000 норм амортизации останется только десять. Соответственно, по итогам каждого месяца будет уменьшаться суммарный баланс группы. Вот это уменьшение и есть та амортизация, которую налогоплательщик может учесть при определении своих обязательств по налогу на прибыль.
— Другая инициатива финансового ведомства — переход на электронные счета-фактуры. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом предложении.
— Я очень надеюсь, что со временем электронные счета-фактуры заменят собой бумажные документы. Это сократит время, административные расходы, упростит декларирование — ведь данные из электронных счетов-фактур легко переносятся в налоговые декларации в электронном виде. Электронные счета-фактуры и сегодня существуют у крупного бизнеса. Но дальше они перекладываются на бумагу и рассылаются...
— Насколько мы знаем, Минфин России уже достаточно давно работает над созданием счетов-фактур в электронном виде. Почему же этих документов до сих пор нет?
— Существует целый ряд проблем, связанных с тем, каким образом все это будет функционировать. В том числе каким образом документы будут пересылаться по электронным сетям, какая должна быть электронно-цифровая подпись, каким образом эти счета-фактуры будут признаваться налоговыми органами.
— Вы можете назвать хотя бы примерную дату перехода на электронные счета-фактуры?
— Мы хотели бы в 2009 году начать внедрение этой системы, но сделать ее тотальной за один год вряд ли удастся.
— Для начала вы проведете пилотные проекты в каких-то регионах?
— Нет, пилотных проектов по регионам не будет. Скорее, мы начнем переводить на электронные счета-фактуры крупных налогоплательщиков. Для них вопрос безбумажных технологий особенно актуален. А, скажем, для малого бизнеса это не такая большая проблема.
— Некоторое время назад вы говорили о том, что Минфин собирается ввести кредитовые ноты, то есть отрицательные счета-фактуры. На каком этапе сейчас находится данное предложение?
— Не уверен, что осенью, но, может быть, к весне следующего года мы подготовим также предложения об отрицательных счетах-фактурах — кредитовых нотах. Это тоже очень важно для бизнеса. Наша идея состоит в том, чтобы в определенных случаях, например, когда предприятию возвращается часть ранее проданной продукции, налогоплательщик предоставлял не уточненную декларацию за прошедший период, а другой документ — кредитовую ноту. Причем она будет относиться к текущему налоговому периоду. Для налогоплательщиков в этом есть плюсы. Во-первых, это упрощает отношения с налоговыми органами. Во-вторых, не возникает повода для пеней.
Комментарии
6Я с трудом представляю, каким образом в нашей старой уже не обслуживающейся программе можно будет перейти на нелинейный способ расчета и к чему это приведет...
Ручками, ручками
ммм.. ну да.. ручками.. на большом заводе... ага, щас.