Зарплата

Зарплата для иностранца

Использование труда иностранцев и осуществление лицензируемой деятельности - эти вопросы волнуют многих предпринимателей. Можно ли выдавать иностранцам зарплату через кассу? Какие санкции предусмотрены за нарушение лицензионных условий и что такое "грубое нарушение" лицензии? Отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич.

Использование труда иностранцев и осуществление лицензируемой деятельности - эти вопросы волнуют многих предпринимателей. Можно ли выдавать иностранцам зарплату через кассу? Какие санкции предусмотрены за нарушение лицензионных условий и что такое "грубое нарушение" лицензии? Отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич.

Действительно ли российские организации, использующие труд иностранцев и выплачивающие им зарплату в рублях, не имеют права выдавать заработную плату таким работникам через кассу, а должны перечислять ее на расчетные счета иностранцев?

В 2007 году некоторые арбитражные суды при вынесении решений признавали выплату заработной платы иностранным работникам наличными денежными средствами через кассу незаконной валютной операцией, а привлечение работодателя к административной ответственности за данное нарушение правомерным. В качестве примера можно привести постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2007 г. N А10-1160/07-Ф02-5255/2007 и ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2007 г. N Ф04-2592/2007 (33774-А03-23). Принимая такие решения, суды исходили из того, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится в том числе отчуждение резидентом в пользу нерезидента российской валюты.

Все иностранцы, за исключением постоянно проживающих в России на основании вида на жительство, являются нерезидентами. Это указано в подпункте "а" пункта 7 части 1 статьи 1 закона N 173-ФЗ. Валютные операции с нерезидентами могут осуществляться только через счета в уполномоченных банках, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 14 закона N 173-ФЗ. Поскольку в указанный перечень выплата заработной платы нерезидентам в наличной российской валюте не включена, делается вывод о нарушении работодателями валютного законодательства.

На наш взгляд, такие судебные решения противоречат нормам трудового законодательства, которое в равной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан (ст. 11 ТК). Более правильной представляется позиция судов, изложенная в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 30 января 2008 г. N Ф03-А51/07-2/6320, ФАС Поволжского округа от 29 января 2008 г. N А65-25390/07. В этих судебных актах указывается, что валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории России банковские счета в отечественной валюте, в том числе с целью получения заработной платы.

При этом суды указывают, что правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором. Согласно статьям 131 и 136 Трудового кодекса заработная плата работникам выплачивается в российской валюте в месте выполнения ими работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

На основе норм валютного и трудового законодательства суды приходят к выводу, что если ни трудовым, ни коллективным договорами не предусмотрена выплата зарплаты путем перечисления денежных средств в российской валюте на банковские счета работника в уполномоченных банках, не установлена обязанность физического лица-нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы, выплата заработной платы наличными денежными средствами в российской валюте соответствует закону. Такая позиция судебных органов представляется нам более правомерной.

На каком основании может быть аннулирована лицензия на медицинскую деятельность?

Лицензирование медицинской деятельности регулируется федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также постановлением правительства от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".

Лицензирование включает в себя комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 2 закона N 128-ФЗ).

Статья 13 закона N 128-ФЗ проводит различие между приостановлением действия лицензии и ее аннулированием. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях. Административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией, установлена статьей 14.1 КоАП. В зависимости от вида нарушений лицензионных требований и условий предусмотрены различные санкции.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП предусматривает ответственность за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией в виде штрафа:

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается правительством в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В сфере медицины в соответствии с пунктом 6 Положения грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"г", "е"-"з" пункта 5 Положения. Несоблюдение лицензиатом любого из этих требований может послужить основанием для привлечения последнего к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу обязан приостановить действие лицензии на срок приостановления деятельности лицензиата. Этот срок дается лицензиату для устранения выявленных грубых нарушений лицензионных требований и условий. При этом на него возлагается обязанность письменно уведомить лицензирующий орган об их устранении (п. 1 ст. 13 закона N 128-ФЗ). Если в установленный судом срок лицензиат не устранит выявленные нарушения, лицензирующий орган в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 128-ФЗ обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Окончательное решение об аннулировании лицензии принимается судом по результатам рассмотрения заявления лицензирующего органа.

ФАС Центрального округа в постановлении от 13 июля 2007 г. N А14-7062-2005/278/18 отметил: "Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы лиц. Указанная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной допущенным нарушениям".

Автор - эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ .

С текстами документов, упомянутых в ответах эксперта, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Начать дискуссию