Институт проблем правового нигилизма образован совсем недавно. Это связано с программной речью Дмитрия Медведева?
Мне приятно, что Вы усмотрели в создании Института подобную взаимосвязь, однако наше учреждение зарегистрировано раньше речи Президента. Институт учреждался не на злобу дня, над идеей его создания группа ученых работала не один год. Уже сегодня мы обладаем серьезными и глубокими научными разработками, которые в ближайшее время будут положены в концептуальную стратегию развития института. А то, что наши научные горизонты соприкоснулись со стратегическими планами Правительства, говорит о правильности выбранного нами пути.
В двух словах, что же это за глобальные проблемы правового нигилизма, о которых сегодня так модно говорить?
В двух словах не получится, иначе проблема не была бы глобальной. Правовой нигилизм - это не какое-то отдельно взятое явление, оторванное от реальной жизни. Это всесторонний, всеобъемлющий, многогранный процесс в нашей национальной культуре, который на протяжении многих столетий формировал в нашем народе отношение Человека к Праву. Правовая культура нации сложившаяся за века и обусловленная религиозными, геополитическими, экономическими, историческими и иными объективными факторами, оказала огромное влияние на формирование национального архетипа, который понимается сегодня населением как этнический менталитет. Правовой нигилизм экстраполируется на все сферы жизнедеятельности человека, в его основе лежит проблема свободы личности и ее тотального подавления государственной машиной. В целом, можно сказать, это противостояние человека и государства. И у нас это противостояние достигает порой, к сожалению, космических размеров. Как выразился Дмитрий Медведев, ни одна европейская страна не может «похвастаться» таким уровнем пренебрежения к праву как Россия…
А какие самые острые правовые проблемы можно обозначить в нашем обществе сегодня?
Что можно выделить в первую очередь? На мой взгляд, доминирует проблема тотального пренебрежения, а порой и отвержения института собственности. Не научились мы должным образом уважать чужое добро. В российских головах по-прежнему царит хаос, если можно так выразиться, перманентная революция, которая все снова и снова порождает передел собственности. Если на Западе отношение к чужой собственности на генетическом уровне – понятие сакральное, то у нас до сих пор жива большевистская этика и благодаря этому собственность в стране переходит из рук в руки как переходящее красное знамя. Кстати В. Даль определял коммунизм, как право любого отобрать чужую собственность. Однако не надо думать, что во всем виноваты большевики, они всего лишь плод нашей многовековой цивилизации, и прилетели к нам, конечно же, не с Марса.
Да, но ведь Правительство неоднократно заявляло, что возврата в прошлое не будет и все что уже поделено пересмотру не подлежит?
Это всего лишь генеральная линия партии, а она как Конституция, хотя и декларирует основные принципы жизнедеятельности государства, но, к сожалению, пока не в состоянии их гарантировать в повседневной жизни общества. Вот свежие примеры: по публикациям «Независимой газеты» ОАО «Федеральный центр логистики», которое учреждено Росимуществом (государство является 100% его акционером) используя рейдерские приемы и властные полномочия Росимущества, сначала пополнило свои основные активы гостиницами «Сибирь», «Береста Палас», имуществом Санатория «Магадан», а затем попытались продать гостиницы в частную собственность, используя разработанные им схемы. Думаю, такая же участь ждет и санаторий «Магадан», печальная история которого такова. Санаторий находится в самом престижном и живописном уголке Сочи, поселке Лоо. У санатория 13 га земли, стоимость одной сотки в этом месте более 300 тысяч долларов. Совладельцем его является ОАО «Сусуманзолото», которое на протяжении десятилетий отстраивало, содержало и развивало инфраструктуру, а также несло налоговое бремя. За пять дней до истечения 10-летнего срока исковой давности с даты подписания последних учредительных документов санатория, прокурор Краснодарского края, усмотрев, якобы, нарушения в документах десятилетней давности, обратился в суд в интересах Минимущества РФ о возврате имущества в собственность государства. Суды в Краснодаре проходят в пользу Минимущества, однако Высший Арбитражный Суд отменяет предыдущие акты. Однако за это время имущество переходит сначала в собственность одной, а затем другой организации, которые фактически никогда не затратили ни единой копейки на данный объект. После многочисленных манипуляций с регистрацией права собственности за новыми юридическими лицами (которые даже не находятся по месту своей регистрации) исполнить сегодня Постановление ВАС РФ для руководства санатория не представляется возможным. Об этой ситуации заявлял публично первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ Олег Морозов, однако даже его высокий статус пока не в состоянии помочь восстановлению законного права собственности. И таких примеров сегодня, к сожалению, масса. Я затронул только самую опасную линию государственного рейдерства, о котором уже не раз упоминали Президент и Председатель Правительства, но нельзя забывать, что в частном секторе передел имеет порой вообще невообразимые формы. Вот, например, совершенно жуткая история, произошедшая недавно в Санкт-Петербурге, где одна китайская компания, обладавшая недвижимостью в центре города, в один прекрасный день узнала, что за последние три месяца сменилось пять собственников на их здание, а сама их фирма в результате ликвидации исключена из единого реестра юридических лиц. А это говорит о том, что даже в суде в этом случае отстаивать свое право собственности юридически невозможно, исковое заявление подлежит возврату. Подобные бандитские атаки до сих пор не редкость и далеко не исключение из правил.
То есть рейдеры - это и есть правовые нигилисты?
Несмотря на то, что рейдеры сегодня ювелирно используют тончайшие правовые механизмы и на высоком профессиональном уровне решают сложные правовые многоходовки – они являются типичными правовыми нигилистами. Объяснение этому следующее: если сущность права понимать исходя из естественных прав человека (право на жизнь, свободу, свободу совести и вероисповедания, право на собственность и т.д, иными словами, как идеи справедливости, которые нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и Билле о правах США 1791 г.), то право соответственно есть выражение высшей человеческой справедливости, которое зиждется на общечеловеческих ценностях. И в силу вышеназванных причин может быть употреблено лишь во благо человечества. В свою очередь злоупотребление правом есть его отрицание по его духу и сущностной природе. Употребляющий право во зло нивелирует его системообразующий принцип – справедливости. Исходя из этого захватчик собственности никто иной как правовой нигилист.
Начать дискуссию