Физическое лицо имеет статус адвоката. Вправе ли указанное лицо также являться индивидуальным предпринимателем и осуществлять помимо адвокатской деятельности предпринимательскую? Если да, то может ли такой предприниматель применять УСН в отношении осуществляемой им предпринимательской деятельности?
Осипов Е., адвокат
Согласно статье 346.12 Налогового кодекса (подп. 10 п. 3), не вправе применять упрощенную систему налогообложения нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Федерации, Федеральной палате адвокатов, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Совмещение адвокатской деятельности одновременно с осуществлением адвокатом предпринимательской деятельности действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно Кодексу профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.), для каждого адвоката установлены обязательные правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
В соответствии со статьей 2 Кодекса профессиональной этики адвоката, Кодекс дополняют правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Так, в силу пункта 3 статьи 9 Кодекса адвокат не вправе:
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги;
- принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя — юридического лица — по распоряжению имуществом и правами последнего.
Согласно статье 17 закона № 63-ФЗ (подп. 2 п. 2), нарушение адвокатом норм Кодекса является основанием для прекращения статуса адвоката по решению совета адвокатской палаты субъекта Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате.
В связи с изложенным гражданин, имеющий статус адвоката, не может одновременно быть индивидуальным предпринимателем и осуществлять помимо адвокатской деятельности предпринимательскую деятельность и, соответственно, применять УСН либо иные специальные режимы.
Оксана Ланина, аудитор
Организация осуществляет оптовую и розничную торговлю строительного материала. В отношении оптовой торговли она применяет УСН, а в отношении розничной торговли — ЕНВД. Каков порядок определения общей выручки по видам деятельности, если в части оптовой торговли применяется кассовый метод, а в отношении розничной — метод начисления?
Ремчукова З., бухгалтер
В данных обстоятельствах для определения общей выручки по видам деятельности, подлежащим налогообложению единым налогом на вмененный доход и единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в целях распределения расходов между указанными видами деятельности следует применять следующий порядок определения выручки. Выручка от деятельности, подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход, определяется исходя из данных бухгалтерского учета. Выручка при применении упрощенной системы, в свою очередь, определяется кассовым методом.
Дмитрий Крушицкий, аудитор
В каком порядке осуществляется налогообложение НДС при реализации линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием?
Черненко Р., бухгалтер
Согласно статье 149 Налогового кодекса, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории нашей страны линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) по перечню, утверждаемому правительством (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК).
Постановлением правительства от 28 марта 2001 г. № 240 утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит налогообложению НДС. Указанный Перечень является закрытым и включает в себя только два вида товарной продукции, классифицированной в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) (ОКП, утв. постановлением Госстандарта от 30 декабря 1993 г. № 301). А именно: линзы для коррекции зрения (код ОКП 94 8000) и очки (код ОКП 94 4260).
Введением к Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) установлено, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (ХХ000), на второй — подклассы (ХХХ000), на третьей — группы (ХХХХ00), на четвертой — подгруппы (ХХХХХ0) и на пятой — виды продукции (ХХХХХХ). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
В соответствии с данным ОКП группировка линз для коррекции зрения (код ОКП 94 8000) содержит перечень группировок основного классификационного деления, включая линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием (коды ОКП 94 8410, 94 8420, 94 8430, 94 8440, 94 8450, 94 8460, 94 8470, 94 8480, 94 8490, 94 8500, 94 8510, 94 8520, 94 8530, 94 8540, 94 8550, 94 8560, 94 8570, 94 8580, 94 8590, 94 8750, 94 8760, 94 8770, 94 8780, 94 8790).
Однако, согласно вышеназванной норме Налогового кодекса, освобождение от налогообложения НДС на солнцезащитные линзы не распространяется. Учитывая изложенное, линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Наталья Романова, аудитор
Как правильно оформить должностную инструкцию?
Переверзева Г., бухгалтер
Порядок составления должностных инструкций не регулируется нормативными правовыми актами. Работодателю предоставлено право самостоятельно решать, как ее оформить и как вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ (письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6).
При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенного в действие постановлением Госстандарта от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
Анна Верховцева, эксперт журнала «Московский бухгалтер»
Может ли организация при оказании услуг (при продаже пакета услуг) выставлять счет-фактуру единовременно за год?
Бабина И., бухгалтер
Нет, не может.
Суммы НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), принимаются к вычету и отражаются в Книге покупок на основании счетов-фактур, выставленных этими продавцами. Составление покупателем сводных счетов-фактур ни Налоговым кодексом, ни постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не предусмотрено.
Константин Сабуров, налоговый адвокат
Работник просит отозвать его из отпуска по уходу за ребенком до трех лет и перевести его на неполный рабочий день (полставки). Как правильно оформить приказ об этом?
Самойленко А., бухгалтер
В соответствии с абзацем 3 статьи 256 Трудового кодекса по заявлению работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, он может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Приказ с просьбой отозвать работника из отпуска оформляется в произвольной форме. Формулировка может быть такой: «Прошу отозвать меня из отпуска по уходу за ребенком...».
Анна Верховцева, эксперт журнала «Московский бухгалтер»
Налогоплательщик применяет УСН. Каков порядок учета доходов в случае, если указанный налогоплательщик по договору безвозмездного пользования получает от учредителя имущество? Пластин А., предприниматель
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса, налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса (при этом не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю). Последняя, в свою очередь, обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом (п. 2 ст. 689 ГК) к договору безвозмездного пользования соответственно применяются некоторые правила о договоре аренды (в частности, предусмотренные отдельными положениями ст. 607, ст. 610, ст. 615, ст. 621, ст. 623 ГК).
Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Таким образом, для целей налогообложения при применении УСН получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.
При этом у налогоплательщика-ссудополучателя доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса.
При получении имущества безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 Кодекса остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу. Либо не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества — документально или путем проведения независимой оценки.
Порядок оценки доходов, связанных с безвозмездным получением имущественных прав, Налоговым кодексом не установлен. Поэтому считаем, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок оценки доходов, связанных с безвозмездным получением имущественных прав. Следовательно, при получении имущественных прав безвозмездно, в частности прав пользования имуществом, налогоплательщик может провести оценку доходов исходя из рыночных цен на имущественные права (по аналогии с порядком определения рыночных цен на товары, работы, услуги).
Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, при определении налоговой базы должен учитывать доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Данный вывод подтверждается информационным письмом Президиума ВАС от 22 декабря 2005 г. № 98 (п. 2 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК).
Игорь Гарнин, аудитор
Почему нужно проводить консервацию основных средств?
Савельева З., бухгалтер
Есть ситуации, когда организация не эксплуатирует основные средства, или их использование не приносит ожидаемого дохода. Например, эксплуатация имущества прекращается в результате приостановления деятельности, в которой оно участвует, из-за отсутствия средств на содержание этих объектов, сезонности производства и т. д. Бывают случаи технологической несовместимости оборудования с условиями производства, а на создание соответствующей инфраструктуры необходимы дополнительные ресурсы и время.
Если невозможность или неэффективность использования объекта основных средств является временной, руководство хозяйствующего субъекта вправе принять решение о консервации этого объекта. Такое мероприятие поможет сохранить характеристики имущества, необходимые для его эксплуатации. Перед консервацией требуется специальная обработка объекта, а для некоторого оборудования — демонтаж. Во время консервации организация периодически осматривает имущество, несет дополнительные расходы на его содержание.
Консервации подвергается производственное оборудование. Однако организация не обязана консервировать неиспользуемый или нерентабельный объект основных средств. Ведь предполагаемые расходы на консервацию могут превысить убытки от содержания незаконсервированных объектов. В связи с чем в каждой конкретной ситуации руководитель организации оценивает экономическую целесообразность консервации основных средств. Так, возможно, принадлежащее организации имущество не требует консервации вообще, например, необходимые характеристики объекта сохранить нельзя. Тогда не имеет смысла его консервировать. Иногда качества основного средства остаются неизменными и без консервации.
Если организация не планирует использовать основное средство в будущем, в консервации нет необходимости. Такой объект либо реализуется, либо ликвидируется.
Владимир Крагин, налоговый консультант
Какие виды договоров подтверждают правомерность применения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса?
Звягинцев Н., бухгалтер
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), установлены статьей 149 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению реализация (а также выполнение, оказание для собственных нужд) на территории нашей страны услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Статьей 671 Гражданского кодекса установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам — на основании договора аренды или иного договора. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Пунктом 1 статьи 673 Гражданского кодекса предусмотрено, что объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Учитывая изложенное, от налогообложения НДС освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности на основании договоров аренды или иных договоров, заключенных с юридическими лицами, а также на основании договоров найма (поднайма), заключенных с физическими лицами.
Николай Каранов, налоговый консультант
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 мая 2006 г. № 86-ст в ГОСТ внесено Изменение № 2, в котором меняется наименование «Белково-витаминно-минеральные добавки» на «Белково-витаминно-минеральные концентраты». Меняется и код ОКП с 97 5949 на 92 9630.
Какая ставка НДС применяется при реализации вышеуказанной продукции?
Казанова М., бухгалтер
Согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации, в частности, зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов. При этом в соответствии с последним абзацем указанного пункта Кодекса коды видов вышеперечисленной продукции определяются правительством в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП, утв. постановлением Госстандарта от 30 декабря 1993 г. № 301) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД, утв. постановлением правительства от 27 ноября 2006 г. № 718).
Постановлением правительства от 31 декабря 2004 г. № 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В данный Перечень по Классификатору включена подгруппа «Концентрат кормовой» (код ОКП 92 9630).
Учитывая изложенное, в том случае, если товару по вышеуказанному Перечню присвоен код ОКП 92 9630 Классификатора, при реализации данного товара на территории нашей страны следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Анна Федотова, аудитор
Я являюсь предпринимателем без образования юридического лица. Решил перейти на сдачу отчетности в электронном виде (наслышан об удобствах сдачи отчетности через интернет). Но не могу определиться: устанавливать (и в дальнейшем обслуживать) программный комплекс самому или вызвать для этого специалиста? Не дорого ли это будет стоить?
Карпов С., предприниматель
Специализированные операторы связи оказывают услуги по выездной установке и обслуживанию по разным ценам. Однако, например, цены на выездное обслуживание специалиста компании «Такском» доступны любому налогоплательщику. Отметим, что выезд при первичной установке и настройке рабочего места обойдется пользователю в 2000 рублей, и он уже включает в себя оформление и обучение будущего пользователя работе с программным комплексом.
Клиент компании «Такском» также без затруднений может установить программу самостоятельно, а получать информацию по дальнейшей работе с программным продуктом может на бесплатных семинарах, проводимых компанией два раза в неделю для всех желающих.
В случае возникновения проблем, которые абонент не в силах разрешить самостоятельно, рекомендуем пригласить специалиста компании, оплата услуг которого не будет превышать размеров тарифов, например, выездного обслуживания популярных бухгалтерских программ. Компанией предусмотрены также льготные тарифные планы, ознакомиться с которыми можно на сайте www.taxcom.ru.
Артем Меликджанян, коммерческий директор, заместитель генерального директора ООО «Такском»
Наша фирма еще не пользовалась таким видом передачи налоговой отчетности, как электронный (по каналам связи), но коллеги-бухгалтеры утверждают, что работать после покупки и установки системы, предназначенной для передачи отчетности в электронном виде, им стало гораздо проще. Скажите, в чем плюсы указанного способа документооборота по сравнению с бумажной технологией. Череповец Т., бухгалтер
Электронный вид сдачи отчетности выгоден организации по многим причинам. Наиболее значимыми при этом являются:
1. Экономия времени.
Отправка отчетности осуществляется бухгалтером со своего рабочего места без посещения налоговой инспекции. Даже если инспекция вышлет квитанцию о приеме декларации (расчета) на следующий день, датой сдачи отчетности налогоплательщиком будет считаться та, что зафиксирована в подтверждении оператора связи. Предоставлять отчетность можно круглосуточно, включая последний день сдачи.
Время экономится и за счет автоматического получения абонентом в электронном виде новых форм отчетности.
2. Возможность контролировать расчеты с бюджетом и избегать неожиданностей при налоговых проверках.
Бухгалтер или руководитель предприятия, не отходя от своего рабочего места, может ознакомиться со своей карточкой лицевого счета в базе данных ИФНС. Таким образом, он может осведомиться о своей задолженности перед бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам как в режиме реального времени on-line (эту возможность имеют только абоненты системы «Такском-Спринтер»), так и в режиме запрос-выписка — off-line (услуга есть как в компании «Такском», так и у других спецоператоров). Доступ налогоплательщика к информации со своих лицевых счетов в ИФНС позволяет также своевременно выявить возможные ошибки и расхождения с данными налоговых органов и выйти на сверку с инспекцией ФНС.
3. Возможность сдачи отчетности в Пенсионный фонд. Стала реальностью возможность отчитываться через интернет в органы статистики.
Для этого абонентам системы «Такском-Спринтер», в частности, не надо покупать дополнительное программное обеспечение. Сдачу отчетности в ИФНС, ПФР и органы статистики обеспечивает один и тот же установленный при первоначальном подключении к системе программный комплекс. Только что закончилась массовая сдача отчетности за 2007 год в ПФР, а компания «Такском» уже завершает подготовительные работы к сдаче отчетности через интернет в Мосгорстат и Территориальные Органы Государственной Статистики (ТОГС) в ряде регионов.
Уже во втором квартале абоненты «Такском-Спринтер» смогут отправлять бухгалтерский баланс предприятия, а также статистическую отчетность в Федеральную службу государственной статистики в электронном виде, без дублирования на бумажных носителях. Процесс подготовки и отправки отчетности в органы статистики с «Такском-Спринтер» аналогичен отправке отчетности в налоговую инспекцию и не потребует дополнительного обучения со стороны бухгалтера.
4. Возможность автоматической выгрузки отчетности из всех бухгалтерских программ.
Это обеспечивается совместимостью программ оператора связи и бухгалтерских программ. Так, программный комплекс компании «Такском» совместим практически со всеми популярными программами ведения бухгалтерского учета и, в отличие от программ других операторов, интегрирован с программой «1С». Специалисты «1С» принимали участие в разработке этого комплекса и продолжают участвовать в поддержании ряда его функций (совместная разработка и тестирование новых форм отчетности).
5. Полная автоматизация процесса обработки данных, представляемых налогоплательщиком в налоговую инспекцию.
То есть значительно сокращается время обработки отчетности и фактически исключаются ошибки по вводу данных отчетности налогоплательщика, источником которых могла быть невнимательность инспектора.
6. Дополнительные услуги спецоператора.
Компания «Такском» предоставляет своим пользователям развернутый комплекс дополнительных услуг, таких как круглосуточная техническая поддержка, бесплатное обучение, консультирование, направление налогоплательщику важной информации, размещаемой на стендах в инспекциях ФНС, и другие услуги.
7. Обеспечение полной безопасности информации налогоплательщика в процессе электронной сдачи отчетности.
Применением наивысших стандартов безопасности известна система «Такском-Спринтер». Используемая компанией «Такском» технология абсолютно исключает доступ к информации специализированного оператора связи, так как все операции по подготовке и проверке отчетности на соответствие формату (как и само шифрование) проходят на рабочем месте клиента, а не на сервере оператора.
Артем Меликджанян, коммерческий директор, заместитель генерального директора ООО «Такском»
Включаются ли в налоговую базу по НДС денежные средства в виде штрафных санкций, полученных от покупателей по договору купли-продажи товаров и заказчиков услуг за нарушение сроков оплаты?
Комлев И., предприниматель
Да, вышеуказанные денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС. Ведь суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС (подп. 2 п. 1 НК).
Сергей Коржин, налоговый консультант
Подскажите, как оформить сертификат ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП)? Куда следует обращаться за выдачей сертификата ключа подписи, какие действия следует предпринять?
Самойленко В., бухгалтер
В соответствии с Законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» владельцем сертификата ключа подписи является физическое лицо, на имя которого Удостоверяющим центром выдан такой сертификат, и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).
Для получения сертификата ключа электронно-цифровой подписи можно обратиться к специализированному оператору связи, например компании «Такском», которая является Удостоверяющим центром. Сертификат ключа подписи оформляется при заключении налогоплательщиком договора на предоставление услуг по передаче информации (отчетности) в электронном виде. В процессе заключения такого договора компания «Такском» выдает специальные средства, с помощью которых организация-абонент генерирует ЭЦП и ключи шифрования (закрытый и открытый) непосредственно на своем рабочем месте. Впоследствии ежегодно нужно производить плановую замену ключей и сертификата, причем абоненту системы «Такском-Спринтер» можно делать это также на своем рабочем месте. Стоимость такой замены входит в состав абонентской платы.
Нередко у налогоплательщиков возникает потребность во внеплановой замене сертификата ЭЦП, например при увольнении сотрудника, наделенного полномочиями для подписания отчетных документов. С недавнего времени такая процедура замены сертификата была заметно ускорена специалистами компании «Такском». Теперь клиенту, оформившему подписку на новую услугу компании — сопровождение сертификата ЭЦП, предоставляется возможность производить отзыв и изготовление (внеплановую замену) сертификата открытого ключа неограниченное количество раз и за минимальное время.
Артем Меликджанян, коммерческий директор, заместитель генерального директора ООО «Такском»
Начать дискуссию