Импорт

Импорт строительного оборудования

Нередко оборудование и технику строительной компании приходится приобретать за границей. Как правильно оформить документы по импортному контракту? Какие налоги придется заплатить на таможне? Как учитывается ввозимое оборудование? Об этом - в нашей статье.

Нередко оборудование и технику строительной компании приходится приобретать за границей. Как правильно оформить документы по импортному контракту? Какие налоги придется заплатить на таможне? Как учитывается ввозимое оборудование? Об этом - в нашей статье.

Необходимый пакет документов

Для ввоза оборудования потребуется оформить следующие документы: внешнеэкономический контракт с иностранным партнером, паспорт сделки и грузовую таможенную декларацию. Расскажем о них подробнее.

Внешнеэкономический контракт

Этот документ составляется в произвольной форме.

Однако, заключая и исполняя контракт, строительная компания как участник внешнеэкономической деятельности обязана соблюдать требования валютного законодательства, установленные Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Так, заключая контракт (особенно на условиях предоплаты), нужно внимательно подойти к выбору иностранного партнера. Дело в том, что законодательство требует от организации-резидента обеспечить в сроки, предусмотренные в контракте, возврат в Россию денежных средств, уплаченных иностранному партнеру, если оборудование по каким-либо причинам не будет поставлено (подп. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

При просрочке поставки со стороны иностранного контрагента импортер должен в тот же день направить ему претензию. Иначе суд может посчитать, что резидент не исполнил своей обязанности по возврату валюты, и оштрафовать за нарушение валютного законодательства.

Компания (а также ее должностные лица), нарушившая требование о репатриации, может быть оштрафована на сумму от трех четвертых до полной суммы денежных средств, не возвращенных в Россию. Такая мера ответственности установлена в пункте 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Чем руководствуются таможенники?

Порядок квалификации валютных правонарушений отражен в новых Методических рекомендациях, утвержденных письмом ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217. Поводом для возбуждения дела по пункту 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях является следующая совокупность фактов:

- денежные средства за товары по контракту перечислены нерезиденту;

- товары не ввезены на таможенную территорию РФ в контрактные сроки;

- денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные товары по контракту, не возвращены в контрактные сроки, а в случае отсутствия в контракте сроков возврата денежных средств - в контрактные сроки для ввоза товаров в РФ. При отсутствии контрактных сроков на возврат денежных средств и на ввоз товаров - в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.

Контракт служит основанием для оформления паспорта внешнеторговой сделки (ПС).

Паспорт внешнеторговой сделки…

…необходим для осуществления банковских валютных операций. Заполняется он на типовом бланке, форма которого утверждена Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И.

Оформить паспорт лучше сразу, как только контракт подписан. В противном случае таможня не пропустит импортируемое оборудование в Россию. К тому же, если паспорт сделки не будет оформлен, компанию могут оштрафовать на сумму от 40 000 руб. до 50 000 руб., а ее должностных лиц - на сумму от 4000 руб. до 5000 руб. (п. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обычно ПС оформляют в банке, в котором у организации открыт валютный счет. Но если компания платит за товары со счета, открытого за рубежом, оформлять паспорт сделки нужно в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации компании (п. 3.4 Инструкции № 117-И).

Заполняется документ в двух экземплярах, заверяется двумя подписями (руководителя и главного бухгалтера) и печатью строительной организации.

Оба экземпляра паспорта передаются в обслуживающий банк вместе с импортным контрактом. Обычно в банк представляют оригинал и копию контракта. Как правило, банки требуют, чтобы копия была заверена печатью и подписью руководителя компании-импортера. Если контракт составлен на иностранном языке, дополнительно представляется его заверенный перевод на русский язык. А если текст контракта занимает более пяти листов, организация с согласия банка может вместо копии контракта представить выписки из него. Поданные документы банк должен проверить в течение трех дней. В случае отсутствия замечаний, подписанный и заверенный печатью банка экземпляр паспорта сделки возвращается компании. После этого банк разрешит провести валютный платеж.

Грузовая таможенная декларация

Все товары, ввозимые на территорию РФ «извне» нужно задекларировать. С 1 января 2007 используется новая форма «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация», утвержденная приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. № 724. Она понадобится не только для таможенного оформления импортируемого оборудования, но и для того, чтобы принять к вычету НДС, уплаченный на таможне. Кроме того, оформленную декларацию нужно будет представить в обслуживающий банк, чтобы подтвердить ввоз оборудования по внешнеэкономическому контракту.

Таможенные пошлины и сборы

При ввозе оборудования на территорию России строительная компания должна заплатить ввозную таможенную пошлину и таможенный сбор за оформление.

Базой для начисления платежей является таможенная стоимость (она может не совпадать со стоимостью ввозимого оборудования, указанной во внешнеэкономическом контракте). Существует несколько методов определения таможенной стоимости. Основным является метод «по стоимости сделки с ввозимыми товарами». Его суть заключается в том, что таможенная стоимость определяется ценой сделки, которая складывается из следующих элементов:

- покупной стоимости оборудования, уплаченной поставщику согласно контракту;

- расходов по доставке оборудования до места его ввоза на таможенную территорию России;

- расходов по погрузке, выгрузке и страхованию оборудования.

Ввозная таможенная пошлина

Ставки таможенных пошлин определяет Правительство РФ. Размеры действующих на сегодняшний день ввозных таможенных пошлин установлены Таможенным тарифом РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718. Платятся они в рублях.

Для расчета ставок ввозных таможенных пошлин товары классифицируются согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В соответствии с ней товары подразделяются на группы в зависимости от назначения, а также других идентифицирующих признаков (к примеру, от вида материала, из которого товар изготовлен).

ПРИМЕР 1

ЗАО «Балтстрой» приобрело у немецкой фирмы бульдозер мощностью 450 л. с. Его стоимость, согласно внешнеэкономическому контракту, - 25 000 евро. 5 мая 2008 года компания перечислила поставщику аванс в размере 100 процентов стоимости бульдозера. Официальный курс евро, установленный ЦБ РФ на эту дату, составил 36,6997 руб/ EUR.

Бухгалтер ЗАО «Балтстрой» пересчитал сумму выданного аванса в рубли по официальному курсу в соответствии с требованиями пунктов 4, 5 ПБУ 3/2006 и сделал в учете следующую запись:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные»

КРЕДИТ 52

- 917 492,50 руб. (25 000 EUR х 36,6997 руб/ EUR) - перечислена предоплата - 100 процентов за оборудование по контракту.

Поставка техники осуществляется на условиях DDU (поставка без оплаты пошлин). Право собственности на бульдозер перешло к компании в момент оформления грузовой таможенной декларации. «Балтстрой» представил декларацию к таможенному оформлению груза 30 мая 2008 года. Официальный курс евро на эту дату составил 36,8904 руб/ EUR.

Предположим, что таможенная стоимость соответствует контрактной. Тогда ее величина (то есть стоимость, исходя из которой исчисляются таможенные платежи) на эту дату составит 922 260 руб. (25 000 EUR х 36,8904 руб./EUR).

Чтобы определить величину ввозной таможенной пошлины, обратимся к Таможенному тарифу РФ. Для бульдозеров колесных мощностью 400 л. с. и более (код ТН ВЭД 8429 19 000 1) ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5 процентов таможенной стоимости. Следовательно, сумма ввозной таможенной пошлины, которую должен был заплатить ЗАО «Балтстрой» при ввозе бульдозера на территорию России, составила 46 113 руб. (922 260 руб. х 5%).

Уплатить пошлину нужно не позднее 15 дней со дня предъявления оборудования на таможню в месте его прибытия на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

Сбор за таможенное оформление

Размеры таможенных сборов установлены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса РФ уплатить таможенный сбор за таможенное оформление нужно до подачи таможенной декларации или одновременно с ней. Исчисляется он также в рублях (п. 2 ст. 357.3 Таможенного кодекса РФ).

ПРИМЕР 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Напомним, что таможенная стоимость бульдозера на дату таможенного оформления составила 922 260 руб. Тогда, согласно пункту 1 постановления № 863 таможенный сбор за таможенное оформление составит 2000 руб. Поскольку стоимость бульдозера укладывается в установленный интервал (от 450 000 руб. 01 коп. до 1 200 000 руб. включительно).

Таможенный НДС

Стоимость товаров, перевозимых через границу РФ, признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Отметим два важных момента.

Срок уплаты. НДС на таможне платится в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором оборудование было ввезено в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей (до принятия таможенной декларации к оформлению груза или при ее принятии).

Пока налог не уплачен, бульдозер с таможенной территории не выпустят. При этом необходимо учитывать, что НДС нужно заплатить не позднее 15 дней после того, как оборудование поступило на таможню. Если организация пропустит этот срок, таможенники начислят пени (п. 24 Инструкции № 131, ст. 329 Таможенного кодекса РФ). Расчет. Сумма налога исчисляется по особым правилам. Они определены в статье 160 Налогового кодекса РФ.

Для расчета используется формула:

Н = (ТС + ТП + А) x СН,

где Н - сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне; ТС - таможенная стоимость оборудования; ТП - сумма ввозной таможенной пошлины; А - сумма акциза (по стройматериалам и оборудованию акциз не установлен); СН - ставка НДС (для оборудования - 18%).

Обратите внимание: таможенный сбор за таможенное оформление в базу для расчета НДС не включаются.

Учитывая, что ввозимое оборудование акцизами не облагается, А = 0. НДС рассчитывается также отдельно по каждой группе оборудования одного наименования, вида и марки, ввозимого на таможенную территорию России.

ПРИМЕР 3

Продолжим рассмотрение ситуации на основе данных примеров 1 и 2.

Рассчитаем налог на добавленную стоимость.

При ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров и подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины. Следовательно, сумма НДС, которую «Балтстрой» должен заплатить на таможне при ввозе бульдозера, составит 174 307,14 руб. ((922 260 руб. + 46 113 руб.) х 18%).

После уплаты всех таможенных платежей фирма может получить приобретенную технику и поставить ее на учет.

Оборудование, за которое компания перечислила стопроцентную предоплату, принимается к учету в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли суммы этой предварительной оплаты. Пересчет стоимости оборудования, а также суммы аванса после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса валюты не производится (п. 7 ПБУ 3/2006).

Оборудование принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат фирмы на его приобретение (п.7, 8 ПБУ 6/01). В нашем случае фактическими затратами на приобретение бульдозера являются:

- сумма, уплаченная согласно контракту иностранному партнеру;

- ввозная таможенная пошлина;

- таможенный сбор за таможенное оформление.

Бухгалтер ЗАО «Балтсрой» отразил операции, связанные с приобретением импортного оборудования следующими записями:

ДЕБЕТ 08

КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по поставленному оборудованию»

- 917 492,50 руб. - оприходован бульдозер (в оценке по курсу, действовавшем

у на дату перечисления стопроцентной предварительной оплаты); Дебет 60 субсчет «Расчеты по поставленному оборудованию»

Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

- 917 492,50 руб. - зачтена предоплата;

ДЕБЕТ 08

КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по таможенным платежам»

- 48 113 руб. (46 113 + 2000) – учтены таможенные платежи, связанные с приобретением бульдозера;

ДЕБЕТ 19

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 174 307,14 руб. - отражена сумма НДС, подлежащего уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по таможенным платежам»

КРЕДИТ 51

- 48 113 руб. - уплачены ввозная таможенная пошлина и таможенный сбор;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 51

- 174 307,14 руб. - уплачен НДС на таможне.

Обращаем внимание на то, что в налоговом учете стоимость приобретенного бульдозера определяется иначе. Так, контрактная стоимость бульдозера, выраженная в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности (п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Применительно к нашему примеру это означает, что в налоговом учете контрактная стоимость бульдозера составит 922 260 руб.

Таким образом, в налоговом учете возникает положительная курсовая разница по расчетам с иностранным поставщиком, которая признается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов на последнее число текущего месяца в соответствии с нормами пункта 11 статьи 250, подпункта 7 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. В нашем примере ее величина составит 4767,50 руб. (922 260 - 917 492,50).

Бухгалтер ЗАО «Балтстрой» включил эту сумму в налоговом учете в состав внереализационных доходов компании 31 мая 2008 года. В бухгалтерском же учете курсовых разниц не возникает. Следовательно, образуется постоянная разница, которая приводит к возникновению постоянного налогового обязательства:

ДЕБЕТ 99

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- 1144,20 руб. (4767,50 руб. х 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

НДС, уплаченный на таможне, принимается к вычету. При этом оборудование должно быть приобретено для осуществления операций, облагаемых НДС, а также оприходовано (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Грузовую таможенную декларацию нужно зарегистрировать в книге покупок.

Бухгалтер ЗАО «Балтсрой» при вводе бульдозера в эксплуатацию сделал в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

- 965 605,50 руб. (917 492,50 + 48 113) - бульдозер введен в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 19

- 174 307,14 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.

Как уже было отмечено, первоначальная стоимость бульдозера в налоговом учете будет на 4767,50 руб. больше, чем в бухгалтерском: в налоговом - 970 373 руб. (922 260 + 48 113), в бухгалтерском - 965 605,50 руб. (917 492,50 + 48 113). Поэтому при начислении амортизации возникает постоянная налоговая разница и бухгалтеру придется ежемесячно делать такие проводки (при линейном способе амортизации и сроке полезного использования - 7 лет):

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

- 11 495,30 руб. (965 605,50 руб. : 84 мес.) – начислена амортизация по бульдозеру;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

КРЕДИТ 99

- 13,62 руб. (4767,50 руб. х 24% : 84 мес.) – отражен постоянный налоговый актив.

Обратите внимание: не все ввозимые ценности подпадают под налогообложение. Товары, освобожденные от таможенного НДС, перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ. В частности, если учредителем строительной компании является иностранная фирма, которая вносит технологическое оборудование в ее уставный капитал, то платить налог на добавленную стоимость при растаможивании не придется (п. 7 ст. 150 Налогового кодекса РФ). Перечень оборудования, по которому платить налог не нужно, приведен в приказе ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131. На другое ввезенное оборудование, вносимое в уставный капитал, не поименованное в этом перечне, льгота не распространяется.

Начать дискуссию