Не так давно на форуме Klerk.Ru поднимался вопрос, вынесенный нами в заголовок. Интересно, что мнения, высказанные пользователями, были весьма различны как по точке зрения, так и по личному отношению к вопросу. Попробуем без лишних эмоций разобраться, почему, как и для чего нужен работодателю тотальный контроль.
Начнем с главного - с законности. Один из форумчан привел в качестве подтверждения своих слов статью 23 Конституции РФ, где говорится о праве на тайну переписки, телефонных разговоров и пр. Но все почему-то забывают, что этого самого права сотрудник не лишается. Если офисный номер прослушивается - позвони со своего мобильника. Ведь контролировать информацию, передаваемую по сотовым сетям, на порядок труднее, да и мобильные операторы ревностно берегут тайну общения... если, конечно, вы не торгуете гексагеном в розницу. Именно поэтому тайна общения никак не ограничивается. Вам просто предлагается выбрать между разными каналами связи.
Стоит также определить, что понимается под собирательным термином "прослушка". Чаще всего это - контроль телефонных переговоров, установка камер видеонаблюдения либо скрытые микрофоны для записи обычных разговоров. Последняя мера не слишком популярна и используется только в компаниях с параноидальной службой безопасности или таким же генеральным директором (или и тем, и другим одновременно). Отметим, что обойти такую систему просто: достаточно выйти поговорить на улицу или в туалет (в этом случае не забудьте открыть кран с водой).
Гораздо более распространено прослушивание офисных телефонных линий. Причем оборудование для этого продается совершенно свободно. Например, слушать и записывать разговоры с одного потока (городской традцатиканальный номер) обойдется в 150 тысяч рублей. Такие затраты не делаются ради пустого любопытства или желания поймать сотрудника, потратившего 4 р 53 к на звонок любимой теще в Электросталь. Обычно офисный телефоны слушают на предмет "слива" информации конкурентам или невежливого обращения с позвонившими клиентами. Кстати, чисто гипотетически этот самый клиент, а также любой человек с другого конца провода может в судебном порядке воспротестовать против того, что его тоже записывают. В крупных компаниях этой гипотетической возможности избегают, записывая на автоответчик сакраментальную фразу "В целях повышения качества обслуживания все разговоры записываются". Это поможет и работодателю избежать протестов сотрудника на вмешательство в его личную жизнь. Достаточно при приеме на работу предупредить его о контроле телефонных линий. А секреты предложить обсуждать по личному "мобильнику".
Что же касается видеонаблюдения, то оно стало притчей во языцех. Чаще всего на тотальную слежку нападают яростные противники "офисного режима": фрилансеры и другие свободные художники, которые считают ниже своего достоинства работать пять раз в неделю с 10 до 17. На практике же оказывается, что видеонаблюдение совершенно не мешает жить, и, более того, приносит пользу. Не будем говорить о крайностях. Понятно, что камеры в туалетах не ставит никто. А слухи об этом обычно распространяют женщины бальзаковского возраста, озабоченные мифическими покушениями на несуществующие прелести. А видеокамера на рабочем месте позволяет решить множество задач сразу. Допустим, работодатель обвиняет сорудника, что он не работает, а ходит курить каждые пять минут. Камера поможет выяснить, так это или нет. В больших офисах с планировкой типа "free space" камера позволит выявить нечистых на руку работников. Более того, видеонаблюдение поможет и в случае чрезвычайно резкого поведения представителей контролирующих органов (в народе оно известно как "маски-шоу"). Если же сотрудники жалуются на психологический дискомфорт от того, что постоянно находятся под прицелами камер, то просто порекомендуйте им не делать ничего, за что потом может быть стыдно. И, главное, не лишайте их премии за ковыряние в носу на рабочем месте. Естественно, если это не мешает производственному процессу.
Комментарии
1