Налоги, взносы, пошлины

Бланки трудовых книжек: проблемные вопросы учета

При отражении в учете операций по приобретению и использованию бланков трудовых книжек и вкладышей в них у бухгалтера возникает множество вопросов, таких как: определение порядка бухгалтерского учета бланков трудовых книжек (на какой счет приходовать, в какой момент списывать на расходы, вид расходов в бухгалтерском и налоговом учете), следует ли взимать с работника плату в размере затрат на приобретение бланка трудовой книжки, как квалифицировать доходы от ее взимания и нужно ли облагать эту плату НДС и т. п. Попробуем разобраться.

При отражении в учете операций по приобретению и использованию бланков трудовых книжек и вкладышей в них у бухгалтера возникает множество вопросов, таких как: определение порядка бухгалтерского учета бланков трудовых книжек (на какой счет приходовать, в какой момент списывать на расходы, вид расходов в бухгалтерском и налоговом учете), следует ли взимать с работника плату в размере затрат на приобретение бланка трудовой книжки, как квалифицировать доходы от ее взимания и нужно ли облагать эту плату НДС и т. п. Попробуем разобраться.

Начнем с анализа норм трудового законодательства.
Согласно Трудовому кодексу РФ работодатели обязаны оформлять работникам трудовые книжки на бланках установленной формы. С 1 января 2004 г. в РФ введены в действие новые формы трудовых книжек и вкладышей в них, утвержденные постановлением Правительства РФ "О трудовых книжках" от 16 апреля 2003 г. N 225. Этим же постановлением утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков, а также обеспечения ими работодателей (далее - Правила).

УЧЕТ ПРИОБРЕТЕНИЯ БЛАНКОВ

Для установления порядка отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению бланков трудовых книжек и вкладышей в них (далее - бланки) сначала следует квалифицировать сам объект учета. В данном случае им являются затраты организации на приобретение бланков.
Обязанность по обеспечению работников бланками трудовых книжек и вкладышей в них, как уже отмечено выше, возложена на организации-работодатели. В то же время п. 47 указанных выше Правил установлено, что при выдаче (читай при оформлении) работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, которая определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев, предусмотренных п. 34 и 48 настоящих Правил.
В соответствии с указанными пунктами Правил бесплатно оформляются новые трудовые книжки и вкладыши в них в двух случаях:
- оформление дубликата трудовой книжки взамен утраченной при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций;
- при неправильном первичном заполнении трудовой книжки или вкладыша в нее, а также при их порче не по вине работника.
Формулировка п. 47 Правил однозначная и содержит в себе указание работодателю на взимание с работника платы в размере расходов на приобретение бланков. На основании указанного можно сделать вывод, что расходы на приобретение бланков трудовых книжек и вкладышей в них, кроме указанных выше двух случаев, должны относиться на счет работников.
Кроме того, с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, в организациях должны вестись (п. 40 Правил):
* приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
* книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Формы указанных книг утверждаются Министерством труда и социального развития РФ.
Установлено, что приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ведется бухгалтерией организации, и в нее вносятся сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка.
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них ведется кадровой службой или другим подразделением организации, оформляющим прием и увольнение работников. В ней регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь. При этом бланки трудовой книжки и вкладыша хранятся в организации как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке.
По окончании каждого месяца лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано представить в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации. Таким образом, неиспользованные бланки учитываются бухгалтерией поштучно, иначе говоря, ведется их количественный учет.
Поскольку моменты приобретения и расходования бланков могут не совпадать (в организации имеется некий запас (остаток) неиспользованных бланков), то приобретение необходимого организации количества (запаса) бланков трудовых книжек и вкладышей в них в бухгалтерском учете мы предлагаем квалифицировать как приобретение МПЗ для управленческих нужд (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"), а их отпуск для оформления работника - как соответствующее выбытие МПЗ.
Для отражения движения и остатков материально-производственных запасов для управленческих нужд предназначен счет 10 "Материалы".
Д-т сч. 10 "Материалы" К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - сумма затрат на приобретение (без НДС) - оприходованы бланки трудовых книжек и вкладышей к ним - на основании расчетных и товаросопроводительных документов от организации-продавца
Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям" К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - сумма НДС, указанная в документах поставщика - НДС, предъявленный организацией-продавцом - на основании расчетных и товаросопроводительных документов, счетов-фактур организации-продавца.
НДС, предъявленный организацией-продавцом и уплаченный при приобретении бланков трудовых книжек, принимается организацией-покупателем к вычету на общих основаниях (ст. 171 и 172 НК РФ) при наличии оформленного в установленном порядке счета-фактуры, выписанного организацией-продавцом.

Обратите внимание!
Указание в Правилах на порядок хранения бланков трудовой книжки и вкладыша в нее как документов строгой отчетности не означает, что для бухгалтерского учета следует использовать забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Этот счет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета предназначен для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, то есть не принадлежащих организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т. п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

ОТПУСК БЛАНКОВ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК И ВКЛАДЫШЕЙ В НИХ

При отпуске бланков трудовых книжек и вкладышей в них, осуществляемом в порядке, установленном Правилами (п. 42 Правил), в бухгалтерском учете производится их списание со счетов учета материальных ценностей и зачисление на соответствующие счета учета затрат (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н). Поскольку расходы на приобретение бланков в соответствии с п. 47 Правил компенсируются работником, то стоимость отпущенных МПЗ, по нашему мнению, должна быть отнесена на соответствующие счета учета расходов. Иначе говоря, отпуск бланков для оформления работника и поступление платы, взимаемой за бланк, следует отражать на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В соответствии с положениями ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" указанные доходы и расходы в сумме затрат на приобретение бланков могут быть отнесены к операционным.
Д-т сч. 91 "Операционные расходы" К-т сч. 10 "Материалы" - себестоимость в соответствии с учетной политикой организации - списаны с бухгалтерского учета использованные бланки трудовых книжек (вкладышей в них)*
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" К-т сч. 91 "Операционные доходы" - стоимость бланка в размере затрат на приобретение бланка - задолженность работника (доход организации) в сумме платы за бланк трудовой книжки <*>

------------------------

<*> На основании отчета ответственного лица, представляемого в бухгалтерию в конце каждого месяца (п. 42 Правил).

Д- т сч. 50 "Касса" К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма денежных поступлений - получена плата с работника за бланк трудовой книжки или вкладыша в нее - на основании приходного кассового ордера.
Предложенный в настоящей статье порядок отражения в бухучете операций по приобретению, хранению и отпуску бланков трудовых книжек не является единственно возможным и абсолютно верным. Он основан на п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и Правил вести бухгалтерский учет движения и остатков бланков трудовых книжек и вкладышей в них.
При разработке и выборе собственного способа учета бланков трудовых книжек бухгалтеру следует иметь в виду и другие принципы и требования бухгалтерского учета, закрепленные в Законе "О бухгалтерском учете", в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и других.

УЧЕТ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛАНКОВ... ...В ЦЕЛЯХ НДС

Исходя из того, что оформленная трудовая книжка или вкладыш в нее - это документ работника, а оформление трудовой книжки на работника - обязанность работодателя рассматривать оформление трудовой книжки работнику как реализацию товаров (бланков) в налоговом смысле, по нашему мнению, не имело бы никакого смысла, если бы не условие п. 47 Правил, которым предусмотрено взимание организацией-работодателем с работников платы за бланк.
Данное условие Правил, как уже указывалось выше, приводит к тому, что расходы на приобретение бланков следует считать не управленческими, а расходами по обеспечению работников бланками, подлежащими оплате (возмещению) работником. В таком случае приобретение и отпуск бланков для оформления работников в рамках налоговых понятий, определенных в ст. 39 НК РФ, могут рассматриваться как приобретение и реализация товаров.
В связи с возможностью такой трактовки и с целью избежания налоговых рисков при отпуске бланков для оформления новых трудовых книжек и вкладышей в них следует на их стоимость начислить НДС.
Начисление НДС при отпуске бланков в бухгалтерском учете будет выглядеть следующим образом:
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" К-т сч. 91 "Операционные доходы" - стоимость бланка + НДС - задолженность работника (доход организации) в сумме платы за бланк трудовой книжки с (учетом НДС)*
Д-т сч. 91 "Операционные расходы" К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом" - в сумме НДС, соответствующей установленной ставке налога (18%), - начислен НДС - счет-фактура организации.

...В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

В целях налогового учета (по налогу на прибыль организаций) рассмотренные доходы в виде платы за бланки следует рассматривать так же, как и для целей НДС, поскольку понятие "реализация товаров" в главах 21 "НДС" и 25 "налог на прибыль организаций" НК РФ имеет одно и то же значение, определение которого дано в части первой НК РФ.
Если в целях НДС указанные доходы организация учитывает как доходы от реализации бланков, то и в целях учета по налогу на прибыль эти доходы следует считать также доходами от реализации (ст. 249 НК РФ). В таком случае расходы в виде затрат на приобретение бланков будут учитываться как расходы на приобретение и реализацию товаров (ст. 253 НК РФ).
Порядок признания в налоговом учете рассмотренных доходов и расходов аналогичен порядку их признания в бухгалтерском учете.

Т. ШЕМЯКИНА, ведущий эксперт АКФ "ЦБА"

Начать дискуссию

Изменились правила ведения электронной торговли

Теперь у компаний появится право продавать товары физлицам с использованием бондовых складов. Оператор электронной торговли будет обеспечивать взаимодействие интернет-площадок с таможенными органами.

Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152

Разбираемся, в каких случаях можно вести гугл-таблицы с базами данных клиентов и собирать сведения о них через гугл-формы, а в каких — нет, и какие последствия грозят тем, кто нарушает закон. 

Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152
НДС

ФНС обновила безопасную долю вычетов НДС за II квартал 2024

Федеральная налоговая служба 18 июля опубликовала обновленные отчеты по форме 1-НДС по состоянию на 01.05.2024. Это сводный в целом по России и в разрезе регионов отчеты.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

Многодетные отцы-одиночки смогут выходить на пенсию раньше

Депутаты хотят дать отцам-одиночкам право на досрочную пенсию. Пока что такие привилегии есть только у многодетных матерей, которые самостоятельно занимаются воспитанием детей.

Интервью

Евгений Коваленко: У меня очень большие амбиции

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». На этот раз мы пообщались с Евгением Коваленко, предпринимателем, инвестором и создателем компании VEROL, которая успешно торгует на маркетплейсах.

8
Маркетинг

После обеления блогеров рынок вырос до 21,3 млрд рублей

Большинство рекламных агентств расшили штат сотрудников и повысили зарплаты на 13%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Законодатели озаботились проблемой разделения земельных участков для расчета НДФЛ 🔥

Принят новый закон от 22.07.2024 № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Вклады

Депозиты россиян достигли почти 50 трлн рублей

Банки предлагают высокие ставки по вкладам. От капитализации процентов клиенты уже заработали порядка 1,5 трлн рублей.

Как оформить возврат товара, если после его реализации поменялся налоговый режим

Если реализация товара произошла при одной системе налогообложения, а на момент возврата она поменялась, то возникает масса вопросов. Непонятно, как осуществить возврат на ККТ и как отразить в отчетности эту операцию. Рассказываем, как оформить возврат товара в такой ситуации.

Как оформить возврат товара, если после его реализации поменялся налоговый режим
Кадры

4 способа легального сотрудничества с внештатным персоналом

Разбираем все легальные способы сотрудничества с внештатниками и рассказываем, какие договоры оформлять в каждом случае.

4 способа легального сотрудничества с внештатным персоналом

Капвложения в ОС облагаются налогом на имущество. Но не всегда

По ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» после приведения объекта капвложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию, капвложения считаются основными средствами. Но это может быть отдельный инвентарный объект.

Как предприниматель может законно сэкономить на налогах

Подавляющее большинство предпринимателей постоянно находятся в поиске способов сократить налоговую нагрузку. Это можно сделать легальным способом с обязательной оценкой рисков.

Зарплата

Минтруд хочет установить МРОТ на уровне 22 440 рублей

Минимальный размер оплаты труда с 2025 года вырастет на 16,6%.

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Летом 2023 года были приняты Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), чтобы в рамках саморегулирования стороны могли наладить отношения.

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

Импорт

Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

Права потребителей

Оформление уголка потребителя

Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Интересные материалы

Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.