Нововведения для компаний, которые являются плательщиками ЕНВД, не столь благоприятны, как поправки по упрощенной системе, внесенные в главу 26.2 НК РФ тем же Федеральным законом от 22.07.08 № 155-ФЗ. Со следующего года далеко не всякая организация сможет работать на «вмененке», даже если вид деятельности ей соответствует. Все дело в том, что для применения этого спецрежима введены ограничения по численности работников компании и доле участия в ней других организаций.
Кроме того, законодатели в очередной раз уточнили некоторые термины и понятия, используемые в главе 26.3 НК РФ.
Федеральный закон от 22.07.08 № 155-ФЗ
ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ДВА ТРЕБОВАНИЯ
Самая значительная поправка, внесенная в главу 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, связана с введением ряда ограничений для применения этого спецрежима.
С 1 января 2009 года не смогут работать на «вмененке» компании, у которых средняя численность работников за налоговый период превысит 100 человек. Этот показатель определяется точно так же, как и в «упрощенке», то есть по правилам, установленным в постановлении Росстата от 20.11.06 № 69. Также не будут переводиться на ЕНВД компании, в которых доля участия других организаций превышает 25 процентов. Обратите внимание: для организаций потребкооперации это правило начнет работать с 1 января 2010 года.
Если компания, уплачивающая ЕНВД, нарушит перечисленные требования, то она должна перейти на общий режим налогообложения. Механизм возврата прописан в пункте 2.3 статьи 346.26 НК РФ. Вернуться на уплату налогов по общему режиму нужно с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям. При этом суммы налогов уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций. Но это не означает, что компания больше никогда не будет применять «вмененку». Если организация устранит все несоответствия, то она может опять перейти на уплату ЕНВД с начала следующего квартала.
ПОПОЛНИЛСЯ СПИСОК ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ПЕРЕЙТИ НА СПЕЦРЕЖИМ
В число компаний, которые освобождены от применения «вмененки», попали следующие организации:
- -исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, если они оказывают услуги по передаче во временное владение (пользование) земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и объектов общепита, не имеющих залов обслуживания посетителей;
- -учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения, если они оказывают услуги общественного питания и такая деятельность является неотъемлемой частью их производственного процесса;
- -организации, осуществляющие передачу во временное владение или пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
КАКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ БУДУТ ПЕРЕВОДИТЬСЯ НА ЕНВД
С 1 января 2009 года не должны переходить на «вмененку» компании, осуществляющие:
- -услуги по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов;
- -услуги по передаче во временное владение (пользование) земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети;
- -розничную торговлю газом на автозаправочных и автогазозаправочных станциях.
ПОЯВИЛСЯ ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ И СНЯТИЯ С УЧЕТА
Организации, которые осуществляют переведенные на «вмененку» виды деятельности, обязаны встать на учет в налоговом органе:
- -по месту осуществления своей деятельности (за исключением развозной и разносной торговли, услуг по автоперевозкам, а также услуг по размещению наружной рекламы на транспортных средствах);
- -по месту нахождения организации, если она занимается развозной и разносной торговлей, если ее деятельность связана с услугами по автоперевозкам, а также с оказанием услуг по размещению наружной рекламы на транспортных средствах.
Так же, как и сейчас, плательщики ЕНВД в следующем году должны подавать заявление о постановке на учет не позднее пяти дней с начала осуществления деятельности, переводимой на этот спецрежим. При этом в настоящее время налоговые инспекции не выдают организациям никакого уведомления о постановке на учет. С 1 января 2009 года ситуация изменится.
Поправки, внесенные в статью 346.28 НК РФ, предусматривают обязанность налогового органа выдать компании не позднее пяти дней с момента получения заявления соответствующее уведомление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Кроме того, появился порядок снятия организации с учета, если она больше не осуществляет деятельность, переводимую на «вмененку». Это делается на основании заявления плательщика единого налога. Оно должно быть подано в налоговый орган не позднее пяти дней с момента прекращения соответствующей деятельности. Такой же срок отводится и налоговым органам для уведомления организации о снятии с учета.
Формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета утверждают налоговые органы. Чтобы новый порядок своевременно заработал, ФНС России должна разработать и утвердить новые формы до 1 января 2009 года.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕСТ НА АВТОСТОЯНКАХ ПОДПАДАЕТ ПОД «ВМЕНЕНКУ»
Сейчас на уплату единого налога переводятся только услуги по хранению машин на платных стоянках (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Причем такая деятельность подпадает под «вмененку» только в том случае, если компания заключает со своими клиентами договоры хранения транспортных средств (п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ). Однако на практике многие организации вместо договора хранения заключают иные сделки по предоставлению мест на стоянках и потому не платят единый налог на вмененный доход. После вступления в силу поправки, внесенной в подпункт 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, такая возможность исчезнет.
С 1 января 2009 года на уплату ЕНВД переводятся как услуги по хранению транспортных средств, так и услуги по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки машин. Следовательно, применять этот спецрежим компания должна в следующих случаях:
- -если она заключает не только договоры хранения, но и любые иные договоры, в том числе и договоры аренды;
- -если предоставляются места не только на стоянках, но и в гаражах и иных местах, предназначенных для стоянки автотранспортных средств (например, около крупных торговых центров, рынков, вокзалов и т. п.).
Не должны переходить на ЕНВД лишь те организации, которые предоставляют услуги штрафных автостоянок.
ПОПРАВИЛИ ТЕРМИН «РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ»
Из подпункта 10 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ исключили упоминание о размещении рекламы. Это связано с тем, что под рекламой понимается распространение информации (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»; далее - Закон № 38-ФЗ). Таким образом, новая редакция подпункта 10 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ теперь полностью соответствует Закону № 38-ФЗ. В результате на уплату ЕНВД может переводиться деятельность в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
Одновременно с этой поправкой изменено понятие наружной рекламы, приведенное в статье 346.27 НК РФ. Теперь под распространением наружной рекламы понимается деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения. Эти конструкции могут монтироваться и располагаться на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Также они могут находиться на остановках общественного транспорта.
Для перехода на ЕНВД такую деятельность должен осуществлять владелец рекламной конструкции, являющийся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона № 38-ФЗ. Им может быть собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее правом на рекламную конструкцию на основании договора с ее собственником.
В отличие от наружной рекламы рекламная информация на транспортных средствах не распространяется, а размещается (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Поэтому в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ в новой редакции говорится о переводе на ЕНВД деятельности в сфере размещения рекламы на транспортных средствах. Под размещением рекламы на транспортном средстве понимается «предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона "О рекламе"», на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство».
АВТОПЕРЕВОЗЧИКИ БУДУТ СЧИТАТЬ ПОСАДОЧНЫЕ МЕСТА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
С 1 января 2009 года в статье 346.27 НК РФ появится порядок определения количества посадочных мест автотранспортного средства. Подсчет будет производиться на основании данных технического паспорта завода - изготовителя авто. При этом учету подлежат только сидячие места, за исключением мест водителя и кондуктора. Заметим, что аналогичные правила подсчета предлагал и Минфин России (письмо от 22.10.07 № 03-11-05/254). Если в техническом паспорте нет информации о количестве посадочных мест, то его определяют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. Для этого компания должна подать в инспекцию гостехнадзора соответствующее заявление.
ТОРГОВЛЮ ЧЕРЕЗ АВТОМАТЫ ОТНЕСЛИ К РОЗНИЦЕ
Наконец-то решился на законодательном уровне вопрос, к какому виду деятельности относится торговля через торговые автоматы - как покупными товарами, так и продукцией общественного питания.
Напомним, что Минфин России с начала этого года давал противоречивые ответы на данный вопрос. Например, в письме от 22.02.08 № 03-11-04/3/86 его специалисты отнесли эту деятельность к розничной торговле. Но уже в письме от 28.03.08 № 03-11-02/35 (Приложение к письму ФНС России от 22.04.08 № ШС-6-3/305 (комментарий см. в «ДК» № 11, 2008).) изменили свою позицию и причислили торговлю через комбинированные автоматы к общественному питанию. Теперь спорный вопрос решен. Такая торговля относится к рознице. Поэтому при расчете единого налога нужно будет использовать показатель базовой доходности «торговое место».
Внесенные изменения невыгодны компаниям. Судите сами: базовая доходность с показателя «торговое место» составляет 9000 руб., а с показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», который используется в общепите, - 4500 руб.
ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ К1 И К2
Новая редакция статьи 346.27 НК РФ устанавливает совершенно другой механизм определения коэффициента К1. С 1 января 2009 года он будет определяться как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем году. Например, значение коэффициента К1 на 2009 год составит 1,341 (1,132 (2006 г.) * 1,096 (2007 г.) * 1,081 (2008 г.)). Что касается коэффициента К2, то с 1 января 2009 года данный показатель не будет корректироваться исходя из фактического времени ведения деятельности (см. справку «Новые правила расчета коэффициентов вызваны объективными причинами»).
Кроме того, в главе 26.3 НК РФ появились правила округления. Так, К2 округляется до третьего знака после запятой. Значения физических показателей указываются в целых единицах, а стоимостные показатели в декларации - в полных рублях.
НОВЫЕ ПРАВИЛА РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ ВЫЗВАНЫ ОБЪЕКТИВНЫМИ ПРИЧИНАМИ
По мнению Юлии Звездиной, директора аудиторской фирмы «Транс-Аудит» (г. Челябинск), изменения, внесенные в статью 346.27 НК РФ в части расчета коэффициентов К1 и К2, вполне оправданны:
В начале прошлого года были разночтения по поводу того, как рассчитывать коэффициент К1. Напомню, что Минэкономразвития России приказом от 03.11.06 № 359 (комментарий см. в «ДК № 24, 2006) установил на 2007 год К1 в размере 1,096. Но Минфин России в письме от 02.03.07 № 03-11-02/62 (комментарий см. в «ДК» № 6, 2007) разъяснил, что этот показатель следует скорректировать на значение К1, которое использовалось в 2006 году: по мнению специалистов финансового ведомства, в 2007 году нужно было использовать коэффициент К1 в размере 1,241. Впоследствии Минфин России исправил свою ошибку и разрешил применять коэффициент К1, равный 1,096 (письмо от 29.05.07 № 03-11-02/151; комментарий см. в «ДК» № 12, 2007). В результате организациям пришлось сдавать уточненные декларации по ЕНВД. Чтобы не повторялись такие оплошности, законодатели решили подробно прописать порядок расчета коэффициента К1 непосредственно в Налоговом кодексе РФ.
Кроме того, отменена возможность корректировки коэффициента К2 исходя из фактически отработанного времени. На мой взгляд, эта поправка связана с тем, что на практике многие организации злоупотребляли своим правом и занижали суммы налога. Поэтому начиная с 2009 года придется уплачивать единый налог вне зависимости от фактического времени осуществления деятельности.
Начать дискуссию