Если компания осуществляет облагаемые и необлагаемые НДС операции, то она обязана организовать по ним раздельный учет. Это общеизвестное правило, казалось бы, легко выполнимо на практике. Однако здесь существуют свои нюансы и возникают определенные проблемы…
Когда нужен раздельный учет
Итак, если фирма, помимо операций, облагаемых НДС, выполняет операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), то она должна организовать их раздельный учет. Таково требование пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса.
В противном случае (если раздельного учета не будет) компании не удастся применить вычет «входного» налога.
Заметьте: кодекс прямо требует вести раздельный учет облагаемых операций и операций, не подлежащих налого-обложению (освобожденных от налогообложения). Последние перечислены в статье 149 кодекса.
Но существуют еще и другие необлагаемые операции, статус которых в кодексе звучит по-другому: «не признаются объектом налогообложения». Они названы в пункте 2 статьи 146 НК РФ.
В своих частных разъяснениях финансисты подчеркивают: для целей раздельного учета не подлежащими налогообложению (освобожденными от налогообложения) считаются как операции, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса, так и операции, перечисленные в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса (которые не признаются объектом обложения НДС).
Скажем, если компания вместе с облагаемыми операциями осуществляет реализацию земельных участков, то она должна вести раздельный учет, поскольку продажа земли не признается объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Кроме того, из пункта 1 статьи 146 НК РФ следует, что объектом обложения НДС не признаются операции, местом реализации которых территория России не является.
Поэтому, например, если фирма наряду с деятельностью, облагаемой НДС, ремонтирует недвижимость, расположенную за границей, она также обязана организовать раздельный учет.
И, наконец, отделить от остальных нужно и виды деятельности, по которым организация не признается плательщиком налога на добавленную стоимость. Речь идет о компаниях, совмещающих общий режим и ЕНВД. Как известно, ведущие «вмененный» бизнес не являются плательщиками НДС – в части, подпадающей под этот бизнес (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому раздельный учет понадобится и «совмещенцу».
Не вести раздельный учет можно только в двух случаях:
– если компания осуществляет только необлагаемые операции;
– если в том или ином налоговом периоде выполняется так называемое «правило пяти процентов» – доля совокупных расходов по необлагаемым операциям не превышает 5 процентов от всех расходов фирмы (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Что делим?
Из положений пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса следует, что можно выделить два основных объекта раздельного учета:
– выручка от облагаемых и необлагаемых операций (раздельный учет доходов);
– «входной» НДС по приобретенным товарам, работам и услугам (раздельный учет «входного» НДС).
Напомним: по облагаемым и освобожденным от налогообложения операциям «входной» налог нужно учитывать по-разному. «Входной» НДС по товарам (результатам работ, услуг), используемым для облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
А по ценностям, которые участвуют в необлагаемых операциях, «входной» налог нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Что касается имущества (работ, услуг), которое используется как в облагаемой так и в необлагаемой деятельности, действует такое правило: часть «входного» налога принимают к вычету, а часть – включают в стоимость приобретенных ценностей. При этом та часть налога, которую можно зачесть, пропорциональна доле облагаемых операций в общем объеме всех операций. Пропорцию определяют, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС, в общей стоимости отгрузок за налоговый период (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Как делим?
Конкретной методики ведения раздельного учета в Налоговом кодексе нет. Поэтому компания может это делать в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции. Очевидно, что при этом будет в первую очередь задействован счет 90 «Продажи».
К субсчету 1 «Выручка» этого счета можно открыть, например, такие аналитические счета:
– «Выручка от реализации по облагаемым НДС операциям»;
– «Выручка от реализации по необлагаемым НДС операциям».
А субсчет 2 «Себестоимость продаж» можно разделить, например, так:
– «Себестоимость продаж по операциям, облагаемым НДС»;
– «Себестоимость продаж по операциям, не облагаемым НДС».
Имущество, участвующее в облагаемой и необлагаемой НДС деятельности, можно тоже разделить. Для этого придется открыть соответствующие субсчета к счетам 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары».
Главное – не забыть прописать методику раздельного учета и задействованные субсчета в учетной политике.
Нюансы и проблемы
Расскажем о некоторых нюансах и проблемах, возникающих при организации раздельного учета.
Больше всего сложностей вызывает учет «входного» НДС по основным средствам, участвующим как в облагаемых так и в необлагаемых операциях.
Как известно, налоговый период по НДС – квартал. Поэтому пропорцию, а, следовательно, и сумму налога, подлежащего включению в стоимость приобретенного объекта общего назначения, можно узнать не раньше окончания текущего квартала. Однако первоначальная стоимость основного средства конца квартала ждать не может – объект нужно принять к учету в момент ввода в эксплуатацию. Что же делать?
На практике эту проблему решают по-разному.
Один из способов – «ошибка в учете». Суть способа в следующем. Купленный объект бухгалтер учитывает по первоначальной стоимости, которая не включает НДС. Затем, по итогам квартала, когда станут известны результаты пропорции, корректирует первоначальную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете, оформляя это как исправление ошибки. При этом, конечно, придется пересчитать всю «налоговую» амортизацию, исходя из новой стоимости объекта (начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию). Ведь в налоговом учете ошибки исправляют периодом совершения. Что касается бухучета, то в нем ошибки исправляют периодом обнаружения, поэтому «бухгалтерскую» амортизацию пересчитывать не надо. Однако налог на имущество, по мнению финансистов, нужно рассчитать так, как будто ошибки не было (письмо Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/83). То есть исходя из таких данных бухучета, которые были бы, если бы сумма включаемого в стоимость объекта НДС была известна заранее.
Представим себе оптово-розничную компанию, где розница переведена на ЕНВД, а оптовая торговля находится на общем режиме налогообложения. Как правило, в момент оприходования товаров бухгалтер еще не знает, как они будут проданы – оптом или в розницу. Поэтому, принимая товары к учету, нередко поступают так: сначала ставят к вычету весь «входной» НДС, а потом восстанавливают ту часть налога, которая приходится на товары, проданные в рамках вмененного режима.
Однако в письме от 14 мая 2008 г. № 03-07-11/192 Минфин России констатировал, что это неверный подход. И подобные действия могут быть расценены как отсутствие раздельного учета. Получается, разделять ценности нужно сразу – в момент принятия к учету.
На практике, на наш взгляд, можно действовать так. В момент оприходования товаров (когда еще неизвестно, как они будут реализованы) их стоимость можно учесть на счете 41 субсчет «Товары на складе», а «входной» НДС по ним повесить на счет 19. Как только какая-то часть товаров передается в оптовую торговлю, ее стоимость переносят на другой субсчет счета 41, например, субсчет «Товары в оптовой торговле». Одновременно ставят к вычету «входной» НДС, соответствующий этой части (делая проводку по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»).
Соответственно, при передаче части товаров в розницу, «входной» НДС по ним сразу же включают в стоимость этих товаров (проводка по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 41 субсчет «Товары в розничной торговле»).
У организации, получившей от своего покупателя в оплату вексель третьего лица, может возникнуть необходимость ведения раздельного учета по НДС. Ведь, как известно, реализация ценных бумаг входит в перечень операций, освобождаемых от налога (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). И если поставщик передаст кому-то полученный вексель, то он совершит операцию, освобожденную от НДС. Значит, раздельно придется учитывать передачу векселя (как реализацию) и все прочие, «обычные» операции фирмы. Соответственно, у компании возникнет обязанность вести раздельный учет «входного» налога в отношении общехозяйственных расходов.
Причем не имеет значения, как компания передала такой вексель: продала или выдала в счет оплаты своему поставщику.
По мнению Минфина и ФНС России, и при продаже векселя третьего лица, и при его передаче в счет оплаты за товар (работу, услугу) у компании возникает обязанность по ведению раздельного учета облагаемых и освобожденных от НДС операций. Чиновники считают, что реализация векселя имеет место в обоих случаях, поскольку происходит переход права собственности на ценную бумагу (письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-04-11/126, МНС России от 15 июня 2004 г. № 03-2-06/1/1372/22).
Если говорить о денежных займах, то здесь существует два нюанса.
Напомним: услуги по предоставлению денежных займов не облагаются НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Стоимость таких услуг определяется как сумма процентов по займу. Сама сумма займа объектом обложения НДС не является (подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Такие разъяснения неоднократно давали финансовое и налоговое ведомства (см., например, письма Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104, МНС России от 15 июня 2004 г. № 03-2-06/1/1367/22).
Нюанс первый. Займодавец, помимо выдачи денег в долг, как правило, занимается еще какой-то деятельностью (торговля, строительство, производство и т. п.). А, как мы уже говорили, при совершении облагаемых и необлагаемых операций «входной» НДС по общехозяйственным расходам можно принять к вычету лишь частично. Размер вычета определяют пропорционально стоимости облагаемых товаров (работ, услуг) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за квартал. Так вот, финансисты полагают, что при расчете этой пропорции займодавцы должны учитывать только проценты, а не всю сумму денег, выданную в долг (письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104). И это совершенно справедливо. Ведь выручкой от реализации в данном случае как раз и будут проценты (а не сумма займа) – как плата за предоставленную услугу.
Нюанс второй: организации, выдавшей заем, раздельный учет нужен не всегда.
Во-первых, как правило, доля расходов, связанных с предоставлением денежных займов, меньше 5 процентов от общей суммы расходов фирмы. Поэтому при отсутствии других необлагаемых операций всю сумму «входного» НДС можно принять к вычету из бюджета.
Во-вторых, если речь идет о беспроцентных денежных займах, то необходимости вести раздельный учет по НДС не возникает. Сама сумма займа объектом обложения НДС не является (подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). А стоимость услуг по его предоставлению равна нулю (процентов нет). Поэтому доля операций, не облагаемых НДС, с учетом которой определяется сумма «входного» налога, не принимаемая к вычету, также равна нулю.
Начать дискуссию