Онлайн-кассы

Что нового нужно знать о ККТ?

Фирмы и коммерсанты обязаны использовать контрольно-кассовую технику при расчетах наличными деньгами. При этом она должна быть зарегистрирована в налоговых органах. В противном случае кассовый аппарат использовать нельзя. Как зарегистрировать аппарат в инспекции с учетом последних изменений? Каков порядок бухгалтерского и налогового учета такой техники? Об этом читайте в статье, предоставленной журналом “Актуальная бухгалтерия”.

Экспертиза статьи: С.П. Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Фирмы и коммерсанты обязаны использовать контрольно-кассовую технику при расчетах наличными деньгами. При этом она должна быть зарегистрирована в налоговых органах. В противном случае кассовый аппарат использовать нельзя. Как зарегистрировать аппарат в инспекции с учетом последних изменений? Каков порядок бухгалтерского и налогового учета такой техники? Об этом читайте в статье, предоставленной журналом “Актуальная бухгалтерия”.

К контрольно-кассовой технике (ККТ), применяемой при осуществлении расчетов с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги, относятся контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, и ЭВМ, в том числе персональные, программно-технические комплексы (1). (О различиях терминала и кассового аппарата читайте в журнале “Актуальная бухгалтерия” № 7, 2008)

Регистрация

Кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговой инспекции по месту учета фирмы(2) . Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники определены порядок и условия регистрации (3).
Для постановки на учет кассового аппарата фирма представляет в налоговую инспекцию заявление (4). Приказом ФНС России от 9 апреля 2008 года обновлена форма заявления(5) . Новая форма вступила в силу с середины июня, правда, следует признать, что она мало чем отличается от прежней.
В новой форме заявления о регистрации указываются следующие сведения о ККТ: модель, заводской номер, год выпуска, адрес и место установки кассового аппарата, номер его паспорта, наименование организации, осуществляющей техническую поддержку. Не требуется указывать показания счетчиков ККТ. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и договор о технической поддержке, заключенный фирмой и поставщиком (центром технического обслуживания). Но могут потребоваться дополнительные документы и сведения. Их перечень лучше уточнить в своей налоговой.
Так же необходимо проверить соответствие предъявляемой к регистрации модели требованиям Госреестра ККТ (6), а также руководствоваться классификатором ККТ(7), который разрешает применение конкретной модели для той или иной сферы деятельности.
Обратите внимание: в новом году Роспром уже 5 раз вносил изменения в Госреестр(8). Информацию о полной актуальной версии реестра ККТ можно узнать на сайте агентства (www.rosprom.gov.ru).
Регистрация (перерегистрация, снятие с учета) ККТ производится в течение 5 рабочих дней с даты представления достоверных документов(9) . Сведения о кассовом аппарате вносятся в книгу учета ККТ(10). Инспекция выдает пользователю карточку регистрации ККТ(11) и возвращает документы, приложенные к заявлению.

Бухгалтерский учет

ККТ является основным средством (12). То есть она используется при реализации товаров (работ, услуг), не предназначена для перепродажи, и срок ее полезного использования – свыше 12 месяцев. Но заметьте, аппарат стоимостью не более 20 000 рублей разрешается включать в составе МПЗ.
Если учитывать ККТ в составе основных средств, то их стоимость в бухучете погашается посредством амортизации. Принимается по первоначальной стоимости. Срок службы фирма определяет самостоятельно.

Пример 1

19 июля 2008 г. фирма обратилась в консультационный центр при ЦТО с просьбой оказать помощь в выборе модели кассового аппарата и его приобретении. Стоимость услуги составила 590 руб. (в т. ч. НДС – 90 руб.).
22 июля 2008 г. фирма приобрела ККТ за 9440 руб. (в т. ч. НДС – 1440 руб.).
25 июля 2008 г. фирма заключила договор с ЦТО и подала в инспекцию заявку на регистрацию ККТ.
29 июля 2008 г. кассовый аппарат был зарегистрирован и введен в эксплуатацию.
Руководителем фирмы были установлены: срок полезного использования – 60 месяцев, метод начисления амортизации – линейный.
В бухучете данные операции отражаются следующими проводками:

  • ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76
    – 590 руб. – отражены расходы на консультационные услуги, связанные с приобретением кассового аппарата;
    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
    – 90 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная к оплате по консультационным услугам;
    ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
    – 8000 руб. (9440 – 1440) – отражена сумма, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ в соответствии с договором;
    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    – 1440 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККТ;
    ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
    – 8500 руб. (8000 + 500) – кассовый аппарат введен в эксплуатацию;
    ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
    – 1530 руб. – предъявлена к вычету сумма НДС по приобретенной ККТ и консультационным услугам;
    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    – 9440 руб. – перечислены поставщику (продавцу) денежные средства за кассовый аппарат;
    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
    – 590 руб. – оплачены консультационные услуги;
    ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
  • 150 руб. (9000 руб. : 60 мес.) – начислена амортизация по кассовому аппарату за август 2008 г.

Пример 2

Фирма внесла изменения и дополнения в учетную политику на 2008 г. В соответствии с этим все активы стоимостью менее 20 000 руб. и сроком полезного исполь зования свыше 12 месяцев считаются материально-производственными запасами (МПЗ).
22 июля 2008 г. фирма приобрела кассовый аппарат стоимостью 9440 руб. (в т. ч. НДС – 1440 руб.).
25 июля 2008 г. фирма заключила договор с ЦТО и подала в инспекцию заявку на регистрацию ККТ.
29 июля 2008 г. кассовый аппарат был зарегистрирован и введен в эксплуатацию.
Срок полезного использования руководитель установил 60 месяцев, а метод начисления амортизации – линейный.
В бухучете данные операции отражаются проводками:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 8000 руб. (9440 – 1440) – отражена сумма, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ в соответствии с договором;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 1440 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККТ;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
– 8000 руб. – кассовый аппарат введен в эксплуатацию;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 1440 руб. – отражена сумма НДС к вычету, ранее предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККТ;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 9440 руб. – перечислены поставщику (продавцу) денежные средства за ККТ.

Налоговый учет

ККТ первоначальной стоимостью менее 20 000 рублей (Как снизить налоги с помощью малоценки читайте в журнале “Актуальная бухгалтерия” № 7, 2008)  не признается амортизируемым имуществом (13). Затраты фирмы на приобретение, включая комиссионные вознаграждения посредникам, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением кассовой техники (за исключением НДС), отражаются в составе материальных расходов в том отчетном периоде, в котором ККТ была введена в эксплуатацию (14).
Кассовый аппарат стоимостью более 20 000 рублей необходимо отразить в составе амортизируемого имущества (15). Первоначальная стоимость ККТ в этом случае определяется как сумма расходов на ее приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов(16) .
Срок полезного использования определяется фирмой так же, как и в бухучете. Но в соответствии с положениями статьи 258 Налогового кодекса и с учетом классификации основных средств (17) кассовые аппараты относятся к классу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда» (18). ОС этого класса согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относятся к 4-й амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше 5 и до 7 лет включительно (код 143010000).
Для расчета амортизационных отчислений на восстановление ККТ в налоговом учете фирма может использовать один из 2 методов: линейный или нелинейный. При этом выбранный метод нельзя изменять в течение всего периода начисления амортизации.

*1) ... - ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
*2) ... - ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
*3) ... - утв. пост. Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (с изменениями от 07.06.2008)
*4) ... - п. 15 положения, утв. пост. Правительства РФ от 23.07.2007 № 470
*5) ... - приложение № 1 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152
*6) ... - приказ Роспрома от 06.03.2007 № 105
*7) ... - приложение № 1 к письму Госналогслужбы России от 05.02.1998 № ВК-6-16/84
*8) ... - приказы Роспрома от 08.05.2008 № 201, от 08.05.2008 № 200, от 16.04.2008 № 157, от 29.02.2008 № 77
*9) ... - подп. 15, 16 положения, утв. пост. Правительства РФ от 23.07.2007 № 470
*10) ... - приложение № 2 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152
*11) ... - приложение № 3 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152
*12) ... - п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
*13) ... - ст. 256 НК РФ
*14) ... - ст. 254 НК РФ
*15) ... - п. 1 ст. 256 НК РФ
*16) ... - п. 1 ст. 257 НК РФ
*17) ... - утв. пост. Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в редакции от 09.07.2003)
*18) ... - ОК 013-94, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.94 № 359

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.