При выездной налоговой проверке инспекторы часто устраивают своеобразный соцопрос среди сотрудников фирмы о том, насколько чиста их заработная плата и какие известные им грехи числятся за компанией. Конечно, не каждый захочет свидетельствовать против работодателя, однако не каждый — не все...
Поговори со мной
Выездные проверки налоговая инспекция в основном назначает тем компаниям, которые вызывают сомнения в законности своей деятельности. Недоверие чиновников можно заслужить многими фактами, однако основные из них: предприятие является убыточным на протяжении нескольких лет, уровень зарплат в компании ниже среднеотраслевого уровня в данном регионе, без видимой деловой цели фирма работает с контрагентами или посредниками, расходы растут намного быстрее выручки.
Выбрав организацию для проверки, ревизоры обязательно уделяют повышенное внимание беседам с людьми, работающими в фирме или недавно уволившимися из нее. Несмотря на то, что такие разговоры без документального подтверждения не являются прямыми доказательствами уклонения компании от выплаты налогов, налоговики все же возлагают большие надежды на информацию, полученную от сотрудников фирм. Причина тому банальна: эти сведения могут стать поводом для более скрупулезного рассмотрения финансовых операций организации и подсказать инспектору, в каком именно направлении следует «копать».
Однако если ИФНС по результатам проверки пытается обвинить предприятие в неуплате налогов, предъявив лишь свидетельские показания, компании стоит обратиться в суд. Скорее всего, правда окажется на ее стороне, уверена юрист Лидия Семенова:
— Крайне редко инспекторам удается доказать вину фирмы только на основании устных ответов как бывших, так и нынешних сотрудников. Дело в том, что свидетельские показания грешат неточностями и приблизительными цифрами, которые не подкрепляются документами. Неубедительнее всего смотрятся показания, касающиеся прошлых лет. С течением времени человек может забыть точный размер своей зарплаты или другие факты о компании.
Получается, что беспокоиться стоит только тогда, когда собеседники ревизоров располагают какими-либо документами, подтверждающими вину фирмы. Например, расходно-кассовыми ордерами на выдачу «серой» зарплаты, негласными письменными соглашениями с сотрудниками и т. д. При этом если нынешний персонал может опасаться рассказать контролерам интересные нюансы деятельности фирмы, то бывшим сотрудникам бояться нечего. За что налоговые ревизоры их и ценят.
Чужой против своих
В первую очередь инспекторы приглашают для беседы работников, которые были уволены не по собственному желанию или проработали в компании всего несколько месяцев. В этом случае чаще всего ревизоров интересует, какую заработную плату они получали. Для того чтобы официально задокументировать показания свидетелей, им предлагается заполнить анкету с вопросами о размере дохода и форме его получения за весь период работы («черная» или «белая» зарплата).
Особый интерес для инспекторов представляет бывшее «сердце» компании: сотрудники отдела кадров и бухгалтерии. У них налоговики могут спрашивать об уровне зарплат по организации в целом, а также о том, применяет ли фирма какие-нибудь схемы по уходу от уплаты налогов.
Тех людей, что уволились спустя несколько месяцев после трудоустройства, ревизоры обязательно спросят о процедуре оформления на работу. К примеру, с первого ли рабочего дня был заключен трудовой договор и удерживался ли НДФЛ с вознаграждения. А у работников, в чьи должностные обязанности входило иметь дело с покупателями и поставщиками фирмы, налоговики, кроме прочего, поинтересуются о подробностях операций с контрагентами. Также ревизоры не забудут узнать, по какой причине человек перестал сотрудничать с компанией.
Наряду с уволенными сотрудниками, повышенный интерес инспекторы проявят и к тем работникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Дело в том, что после столь длительного отдыха некоторые так и не возвращаются к работодателю. В связи с этим велика вероятность, что кто-то из временно неработающих свидетелей подробно расскажет о деятельности компании. Говорит юрисконсульт организации «Право» Лидия Семина:
— Интересует инспекторов как размер дохода до ухода в декрет, так и сумма денежного пособия по беременности и родам. Таким образом налоговики определяют, не было ли выдано пособие из «черной кассы» фирмы.
Все маневры хороши, выбирай на вкус
Стоит признать, что, конечно, не все бывшие или настоящие сотрудники готовы к «предательству» своего работодателя. Именно поэтому бедным налоговикам приходится искать новые способы выуживания необходимой информации. Так, например, инспекторы из города Орел освоили дистанционный метод сбора данных. Пользователь, зашедший на сайт регионального Управления ФНС, найдет там анкету из нескольких вопросов, ответив на которые, по обещаниям налоговиков, он сможет оценить «серость» своей зарплаты. Все пункты анкеты обязательны для заполнения, в том числе и тот, где нужно написать адрес и название организации. Если поле останется незаполненным, анкету нельзя будет отправить, а следовательно, и получить результат. Фактически человеку предлагается дать показания против своего работодателя, который выдает зарплату «в конвертах».
Не менее изобретательными оказались налоговики из Башкирии. Не так давно они применили крайне сомнительный с точки зрения законности метод. Инспекторы запросили из местных турфирм данные о поездках граждан в страны Шенгенской зоны. Напомним, для оформления визы в эти государства необходимо представить справку о том, что ежемесячный заработок туриста составляет не меньше 15 тысяч рублей. По результатам запроса инспекторы пригласили для беседы тех граждан, чей доход согласно налоговой декларации не превышает 400–1000 рублей в месяц, в то время как заявленные для визы суммы были значительно больше. На сегодня в региональной УФНС благодаря этим нерадивым туристам уже назначена 81 проверка организаций.
В Астрахани налоговики пошли еще дальше и договорились с местными властями, что названия фирм, которых подозревают в «серой» зарплатной схеме, будут периодически публиковаться в местных газетах и журналах. Вычислять такие предприятия инспекторы собираются на основании данных о средней зарплате в компании, поясняет налоговик, пожелавший остаться неизвестным:
— Как считают мои коллеги, если она меньше 15 тысяч, то можно с уверенностью предположить, что фирма выдает работникам деньги «в конвертах». Сотрудникам компаний из «черного списка» настоятельно рекомендуют прийти к налоговикам... и покаяться в нарушениях...
«СЕРАЯ» ЗАРПЛАТА ДОРОГО СТОИТ
Если инспектор доказал, что фирма применяет «серые» зарплатные схемы, то руководителю компании и ее главному бухгалтеру в лучшем случае грозит административный штраф в размере от 2000 до 3000 рублей за каждого человека, получавшего деньги «в конверте» (ст. 15.11 КоАП). Более серьезное наказание ожидает тогда, когда виновных привлекают в соответствии с Налоговым кодексом. Согласно статье 122 Кодекса, фирму вынудят «вернуть» в казну всю сумму, что была удержана незаконно, плюс еще 40 % от этих средств. И все это в кратчайшие сроки. Но самый плачевный исход — уголовная ответственность главбуха и директора. Штраф для каждого из них в таком случае составляет от 100 000 до 500 000 рублей, кроме того, их могут посадить на срок до шести лет.
НИЧЕГО НЕ СКАЖУ!
Важно не забывать, что некоторых людей налоговики не могут заставить давать свидетельские показания, если только они сами не изъявят такого желания. К таким гражданам относятся сотрудники, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей. Для них подобные сведения относятся к профессиональной тайне, нарушение которой влечет административную и уголовную ответственность. В частности, это адвокаты и аудиторы (подп. 2 п. 2 ст. 90 НК).
Также от дачи показаний могут отказаться супруг (супруга) и прочие близкие родственники (родители, дети, братья и сестры) тех, кого подозревают в уклонении от налогов. Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против себя, поэтому когда главбуху задают провокационный вопрос о том, действительно ли сотрудники фирмы получают несколько больше, чем это записано в налоговой декларации, ему стоит промолчать.
Начать дискуссию