Налоговики могут считать, что компания получила решение по проверке на шестой день с даты его отправки по почте. При этом не важно, когда на самом деле письмо было доставлено. Этот вывод следует из опубликованного письма Минфина России.
В такой ситуации организация рискует пропустить срок для подачи апелляционной жалобы. Еще более опасное последствие может быть в том случае, если отправленное по почте решение вовсе не дошло до компании. Организация может узнать о претензии налоговиков уже после того, как с ее счета будет списана недоимка.
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 23.07.08 № 03-02-07/1-309
В КАКОЙ МОМЕНТ ПИСЬМО СЧИТАЕТСЯ ДОСТАВЛЕННЫМ
Минфин России признал, что инспекция может отправить налогоплательщику копию решения о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) заказным письмом (В запросе, на который отвечали специалисты финансового ведомства, спрашивалось о том, в какой срок налоговики обязаны вручить решение по итогам камеральной проверки. Но ответ Минфина России можно распространить и на выездные проверки.). При этом вся ответственность за получение документа ложится на саму компанию.
Специалисты Минфина России справедливо отметили, что в Налоговом кодексе не установлен срок, в течение которого налогоплательщику должно быть вручено решение о привлечении к ответственности (Определен только срок, в течение которого налоговики должны сообщить о своем решении возместить НДС (полностью или частично), зачесть (вернуть) сумму налога, подлежащую возмещению, или отказать в возмещении. Сообщение должно быть передано налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 176 НК РФ). На практике компании сразу получают копию такого решения.). Тем не менее указали: если решение было отправлено по почте, то можно считать, что компания получила его на шестой день с даты отправки.
При этом авторы письма не приняли во внимание пункт 13 статьи 101 НК РФ. Эта норма обязывает налоговиков вручить решение непосредственно налогоплательщику или его представителю под расписку либо передать иным способом, свидетельствующим о дате получения. Налоговый кодекс прямо не запрещает отправить решение заказным письмом. Но такой способ не позволяет определить точную дату доставки документа. Ведь компания может получить письмо и позже шестидневного срока, а то и вовсе не получить.
Заметим, что отправка решения по почте не является «иным способом, свидетельствующим о дате получения». Это следует из статей Налогового кодекса, в которых упоминается возможность направления по почте корреспонденции от налоговиков (см. справку «В каких случаях Налоговый кодекс разрешает отправить документы по почте»). В этих нормах почтовая доставка рассматривается как альтернатива «иному способу».
Только в том случае, если налоговики направили решение по проверке заказным письмом с уведомлением о вручении, можно с уверенностью сказать, когда компания получила документ. Именно с даты, указанной в уведомлении, инспекторы должны отсчитывать 10-дневный срок, по истечении которого решение вступит в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но, к сожалению, Минфин России не сделал такого уточнения в комментируемом письме.
Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России, сообщил редакции «ДК», что инспекции на местах получили рекомендации со стороны центрального аппарата налоговой службы не затягивать с направлением решения по проверке. Никаких других указаний по этому вопросу не было.
ЧЕМ ВАЖЕН ДЕНЬ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ
Дата получения решения по проверке имеет значение для возможности обжаловать его в апелляционном порядке. Чтобы успеть составить и подать такую жалобу, у компании есть всего 10 дней после того, как она получила решение (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация уложится в этот срок, решение вступит в силу только после того, как его утвердит региональное управление ФНС России.
Скорее всего налоговики воспользуются комментируемым письмом Минфина России. И начнут отсчитывать гипотетическую дату вступления решения в силу спустя шесть дней после отправки письма плательщику. После вступления решения в силу в распоряжении контролеров будет максимум 10 дней, чтобы выставить компании требование об уплате недоимки, пеней и штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Если на самом деле организация получит решение не на шестой день с даты отправки, а позже, она может пропустить срок апелляционного обжалования. Тогда все разногласия с налоговиками по поводу спорного решения придется урегулировать в суде.
Если же письмо вовсе не дойдет до адресата (например, затеряется на почте или придет по адресу, где фирма больше не располагается), компания рискует узнать о претензии налоговиков уже после того, как с ее счетов начнется списание средств.
В такой ситуации у плательщика есть возможность обратиться в суд с требованием признать недействительным поручение на списание денежных средств. Одновременно можно обжаловать решение о привлечении к ответственности и требование об уплате недоимки, если компании известны реквизиты этих документов.
Срок для судебного обжалования - три месяца с того момента, когда компания узнала о нарушении своих прав (п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). То есть в данном случае с того момента, когда банк сообщил о списании средств.
К тому же суд по ходатайству компании может приостановить на время разбирательства списание средств со счетов организации (п. 3 ст. 199 АПК РФ).
ПРИМЕР
В отношении ООО «Светозар» проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на прибыль за 2007 год. 21 марта 2008 года инспекция вынесла решение о привлечении компании к ответственности за неполную уплату налога по статье 122 НК РФ. 24 марта налоговики направили обществу копию решения заказным письмом. По подсчетам инспекции, компания должна была получить решение 31 марта (на шестой день после отправки).
Однако письмо было доставлено позже, из-за чего организация не успела подготовить и подать апелляционную жалобу. Поскольку налоговики не получили от компании никаких возражений, решение вступило в силу 10 апреля. И 17 апреля инспекция выставила компании требование об уплате недоимки, пеней и штрафа. Узнав об этом, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения и требования налоговиков.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РАЗРЕШАЕТ ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЧТЕ
До 1 января 2007 года в пункте 5 статьи 101 НК РФ прямо предусматривалось, что налоговики могут отправить налогоплательщику решение по итогам проверки заказным письмом. При этом было установлено, что датой вручения решения считается шестой день с даты отправки документа. Законодатели убрали это положение из НК РФ. Однако сохранили такой порядок исчисления сроков вручения для некоторых других документов. Например, для решения о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК РФ), требования об уплате налога (п. 6 ст. 69 НК РФ), акта налоговой проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ), акта о нарушении законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).
Комментарии
2Потом все исправили, мы подали заявление на возврат, теперь ждем-с...Безобразие!