Минфин России выпустил разъяснение, выгодное для компаний, реализующих товары. Специалисты финансового ведомства признали, что стоимость товаров с истекшим сроком годности и затраты на их утилизацию можно учесть при расчете налога на прибыль.
Судебная практика также на стороне организаций.
Письмо Министерства финансов РФ от 08.07.08 № 03-03-06/1/397
МИНФИН ИЗМЕНИЛ ПОЗИЦИЮ В ПОЛЬЗУ КОМПАНИЙ
Специалисты финансового ведомства кардинально изменили свою точку зрения насчет налогового учета стоимости товаров с истекшим сроком годности, а также затрат на их ликвидацию. Ситуация следующая. Компания не успела реализовать товары в связи с тем, что у них закончился срок годности. В итоге продукцию пришлось утилизировать. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на приобретение и уничтожение товаров?
В комментируемом письме Минфин России ответил на этот вопрос положительно. В обоснование своей позиции финансисты сослались на статью 8 Конституции РФ. Эта норма гарантирует организациям свободу экономической деятельности и возможность самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов должна оцениваться исходя из намерения организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности, а не с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Таким образом, если товары были приобретены в рамках предпринимательской деятельности, но впоследствии их пришлось утилизировать, стоимость просроченной продукции и затраты на ее уничтожение можно учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов. Конечно, при условии, что расходы на приобретение и уничтожение товаров документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Факт приобретения товаров можно подтвердить накладной по форме ТОРГ-12, а расходы на их утилизацию - приказом руководителя и соответствующим актом. Обратите внимание: для того чтобы уничтожить продовольственное сырье и пищевые продукты, потребуется заключение экспертизы органов государственного надзора и контроля (Пункт 8 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении (утв. постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1263).).
Напомним, что совсем недавно Минфин России высказывал прямо противоположную точку зрения (письмо от 27.06.08 № 03-03-06/1/373). Аргументация была следующей: в случае утилизации товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках деятельности, направленной на получение доходов. Следовательно, такие затраты не учитываются при расчете налога на прибыль.
СУДЬИ ПОДДЕРЖИВАЮТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Мы полностью согласны c позицией Минфина России, изложенной в опубликованном выше письме. Стоимость товаров, которые были списаны по причине истечения срока годности, и затраты на их утилизацию можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Перечень таких расходов является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Правильность этой точки зрения подтверждает арбитражная практика. Так, судьи ФAC Северо-Западного округа поддержали компанию, которая учла в составе прочих расходов стоимость непроданных продуктов и затраты на их утилизацию после истечения срока годности (постановление от 02.12.05 № А56- 1114/2005).
В другом случае организация списала на прочие расходы затраты на ликвидацию товаров с истекшим сроком годности, поврежденных товаров, а также товаров, хранящихся на складе, которые невозможно было реализовать. При этом у компании имелись все необходимые документы, подтверждающие выявление, учет и уничтожение продукции. Судьи признали правоту организации. Ведь изначально товары приобретались для продажи, а появление бракованных и просроченных товаров является объективным следствием осуществления предпринимательской деятельности (постановление ФАС Московского округа от 01.02.08 № КА-А40/14839-07-2).
Начать дискуссию