ЕНВД

Суть изменений. ЕНВД с услуг по хранению транспортных средств на платных стоянках

С 1 октября 2004 года вводится новый вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД. Это оказание услуг по хранению транспортных средств на платных стоянках. А при расчете ЕНВД в отношении услуг по перевозке груза и пассажиров будет применяться физический показатель "транспортное средство".

Глава 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

(в ред. Федеральных законов от 20.07.04 № 65-ФЗ, от 20.07.04 № 66-ФЗ)

С 1 октября 2004 года вводится новый вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД. Это оказание услуг по хранению транспортных средств на платных стоянках. А при расчете ЕНВД в отношении услуг по перевозке груза и пассажиров будет применяться физический показатель "транспортное средство".

Текст документа (в формате doc.)

Выше опубликована новая редакция главы 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. Изменения и дополнения внесли Федеральные законы от 20 июля 2004 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 65-ФЗ) и № 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 34627 и 34629 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 66-ФЗ). В частности, изменены статьи 34626, 34627 и 34629 НК РФ.

Закон № 65-ФЗ вступает в силу 1 октября 2004 года. И вводит новый вид деятельности, облагаемый единым налогом на вмененный доход, - хранение транспорта на платных автостоянках.

Закон № 66-ФЗ начнет действовать 29 августа 2004 года. Его действие законодатель распространил на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года. Закон № 66-ФЗ определяет, что следует понимать под транспортным средством в целях ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов.

ХРАНЕНИЕ ТРАНСПОРТА НА СТОЯНКАХ

Закон № 65-ФЗ расширил перечень видов деятельности, которые подпадают под перевод на единый налог на вмененный доход. Тем самым завершился долгий спор между налоговиками и владельцами автостоянок.

Причины спора

До комментируемых изменений хранение транспорта на платных стоянках не было предусмотрено в главе 263 НК РФ как отдельный вид деятельности, облагаемый ЕНВД. Поэтому налоговики утверждали, что услуги по хранению транспортных средств не подпадают под единый налог на вмененный доход (письмо МНС России от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/657; опубликовано в «ДК» № 15, 2003; далее - письмо № СА-6-22/657). Они не принимали во внимание доводы плательщиков о том, что указанные услуги относятся к бытовым услугам, хотя это прямо следует из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН; утвержден постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163; далее - ОК 002-93) - код 017608. МНС России утверждало, что данные услуги облагаются единым налогом на вмененный доход, только если плательщик оказывает их вместе с услугами по техническому обслуживанию и ремонту транспорта.

Однако ВАС РФ решением от 20 мая 2004 г. № 4719/04 (опубликовано в «ДК» № 12, 2004; далее - решение № 4719/04) признал требование МНС России не соответствующим главе 263 НК РФ.

Только тогда налоговики в письме от 21 июня 2004 г. № 22-0-10/1078 (опубликовано в «ДК» № 14, 2004) признали, что рассматриваемые услуги подпадают под единый налог на вмененный доход.

Суть изменений

С 1 октября 2004 года единый налог на вмененный доход будут платить абсолютно все владельцы автостоянок: и предприниматели, и юридические лица. Пункт 2 статьи 34626 НК РФ дополнен подпунктом 4.1, где предусмотрен отдельный вид деятельности - оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. И оговорок о том, кому оказываются эти услуги, нет.

С введением нового вида деятельности логичны и следующие сопутствующие дополнения статьей 34627 и 34629 НК РФ. К основным понятиям, используемым в главе 263 НК РФ, добавлено определение платных стоянок. Под ними необходимо понимать «площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств» (ст. 34627 НК РФ).

А для расчета суммы налога по данному виду деятельности установлен свой физический показатель - площадь автостоянки в квадратных метрах, а также базовая доходность в месяц - 50 руб. (п. 3 ст. 34629 НК РФ).

Последствия для плательщиков

Очевидно, что с момента вступления в силу Закона № 65-ФЗ налоговые споры по рассмотренному вопросу возникать не будут. Но вот до этого момента налоговики считают, что услуги по хранению транспорта на стоянках облагаются ЕНВД как услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспорта. То есть, по мнению МНС России, при расчете налога следует учитывать физический показатель «количество работников» и базовую доходность 8000 руб. в месяц.

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

Еще одним видом деятельности, облагаемым ЕНВД, являются автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов при условии, что плательщик при этом эксплуатирует не более 20 транспортных средств (подп. 6 п. 2 ст. 34626 НК РФ).

Причины изменений

До комментируемых изменений в главе 263 НК РФ не было определено, что понимать под транспортным средством для соблюдения лимита (20 транспортных средств) в целях единого налога на вмененный доход. Обязаны ли для этого плательщики учитывать прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски? Ведь в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.) они отнесены к транспортным средствам.

Более того, было неясно, как определять физический показатель при расчете суммы единого налога на вмененный доход. Пункт 3 статьи 34629 НК РФ указывал, что при расчете суммы налога надо было учитывать количество используемых автомобилей, а не транспортных средств.

Неясность разъяснило МНС России в пункте 3 письма № СА-6-22/657. Налоговики пояснили, что для соблюдения лимита и для определения физического показателя нужно учитывать только те транспортные средства, которые предназначены для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски учитывать не следует.

Суть изменений

Закон № 66-ФЗ устранил неясность с определением транспортного средства и физическим показателем по автотранспортным услугам по перевозке грузов и пассажиров.

В статье 34627 НК РФ появилось определение транспортных средств. Оно точь-в-точь повторяет разъяснения налоговиков: это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Из этого понятия законодатель исключил прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Вместе с тем физический показатель «автомобиль» изменен на «транспортные средства» (п. 3 ст. 34629 НК РФ).

Таким образом, плательщики теперь без сомнений могут не учитывать прицепы в целях расчета единого налога на вменненный доход.

НОВАЯ НЕТОЧНОСТЬ

К сожалению, устраняя одни неясности, законодатель делает другие ошибки.

Как мы отметили, статья 34627 НК РФ дополнена новым определением «транспортное средство». И из него исключены всякого рода прицепы. Понятно, что законодатель тем самым хотел устранить неточность при расчете единого налога на вмененный доход по автотранспортным услугам по перевозке (подп. 3 п. 2 ст. 34626 НК РФ). Но при этом не учел, что определения из статьи 34627 НК РФ применяются к положениям всей главы 263 НК РФ без исключения. А в этой главе определение транспортного средства использовано еще и для нововведенного вида деятельности - хранения транспортных средств на автостоянках. И можно сделать вывод, что те плательщики, которые хранят прицепы на стоянках, не вправе перейти на «вмененку».

В МНС России редакцию «ДК» заверили, что новое определение транспортного средства налоговики будут применять только для автотранспортных услуг по перевозке. Однако заметим, что окончательное разъяснение теперь не за МНС России, а за Минфином России (ст. 342 НК РФ).

Эксперт «ДК»
Е.Б. Чернышева
При участии советника налоговой службы РФ I ранга
А.Н. Мельниченко

Начать дискуссию