Транспортный налог

Транспортный налог: УФНС разъясняет

В настоящее время, пожалуй, ни одна организация не может обойтись без автотранспортных средств: они либо приобретаются в собственность, либо арендуются. Именно поэтому «транспортные» вопросы, в числе которых уплата транспортного налога, волнуют подавляющее большинство налогоплательщиков. Напомним, что ставки транспортного налога и порядок его уплаты регулируются Законом Самарской области от 6 ноября 2002 года № 86-ГД (в редакции Закона от 5 октября 2007 г.). Поскольку контроль за уплатой транспортного налога полностью находится в ведении налоговых органов, за разъяснениями по наиболее спорным вопросам мы обратились к руководству УФНС России по Самарской области.

В настоящее время, пожалуй, ни одна организация не может обойтись без автотранспортных средств: они либо приобретаются в собственность, либо арендуются. Именно поэтому «транспортные» вопросы, в числе которых уплата транспортного налога, волнуют подавляющее большинство налогоплательщиков.
Напомним, что ставки транспортного налога и порядок его уплаты регулируются Законом Самарской области от 6 ноября 2002 года № 86-ГД (в редакции Закона от 5 октября 2007 г.). Поскольку контроль за уплатой транспортного налога полностью находится в ведении налоговых органов, за разъяснениями по наиболее спорным вопросам мы обратились к руководству УФНС России по Самарской области.

Интервью с Антониной Алексеевной Зубковой, заместителем руководителя УФНС России по Самарской области, советником государственной гражданской службы РФ 1 класса.

 

 

- Некоторое время назад в планах УФНС России по Самарской области значилось создание специализированной инспекции по транспортному налогу. Говорилось, что под это уже выделено здание в Красноглинском районе. Но пока, как мы видим, реализовать этот проект не удалось. От него отказались окончательно?

- Трудно сказать. Договор был заключен еще с прежней городской администрацией, потом, как вы знаете, ее руководящий состав кардинально изменился. В настоящее время мы продолжаем обсуждать этот вопрос с городским департаментом финансов.

Вообще создать в регионе специализированную налоговую инспекцию не так просто. Ведь налоговая служба - это федеральная структура, и создание налоговых инспекций находится в ведении ФНС России.

- На сайтах некоторых УФНС действует «налоговый калькулятор». С помощью этой программы граждане могут рассчитать транспортный налог, налог на имущество и земельный налог. Почему у нас такого нет?

- На мой взгляд, создавать «налоговый калькулятор» бессмысленно. Для физических лиц обязанность рассчитывать транспортный налог лежит на налоговых органах. Конечно, теоретически с помощью «налогового калькулятора» физическое лицо может перепроверить расчет, сделанный налоговиками. Вот только многие ли это реально могут сделать это правильно? В итоге мы получим только увеличение числа жалоб от налогоплательщиков. И нам придется каждому налогоплательщику разъяснять, где он сделал ошибку, какой момент не учел.

- Организация решила продать автомобиль и сняла его с учета. Но уже несколько месяцев она не может найти покупателя. Организация должна продолжать уплачивать транспортный налог?

- Нет. Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортным налогом облагаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке. Следовательно, обязанность по уплате этого налога возникает с момента регистрации транспортного средства и прекращается только после снятия его с учета в ГИБДД. Иначе говоря, транспортный налог платится, пока автомобиль зарегистрирован на конкретного налогоплательщика.

Поэтому если организация решила продать автомобиль и сняла его с учета, то, начиная с даты снятия его с учета, транспортный налог она начислять и платить не будет.

Конечно, здесь есть другая проблема. Если автомобиль снят с учета и ждет своего покупателя в течение, скажем, двух месяцев – это одно. А вот если поиск покупателя длится год, у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы о том, почему автомобиль был снят с учета. Хотя конкретного срока, в течение которого снятый с учета автомобиль может ждать своего покупателя, нигде не установлен.

- Автомобиль самарской организации используются филиалом, который находится в Саратове. В Саратове на него оформлена временная регистрация. Где следует уплачивать транспортный налог – в Самаре или в Саратове?

- Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по местонахождению транспортных средств. Таким местом для наземных транспортных средств признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового – местонахождение (местожительство) собственника имущества (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Исходя из условий вашего примера, платить транспортный налог организация должна в Самаре, то есть по месту постоянной регистрации автомобиля. По месту временной регистрации транспортных средств уплата транспортного налога не производится. Такое разъяснение Минфин РФ дал в письме от 16 апреля 2007 г. № 03-05-06-04/20.

А вот если бы автомобиль был зарегистрирован только по местонахождению филиала, тогда транспортный налог перечислялся бы туда.

- Нужно ли платить транспортный налог по зарегистрированным в ГИБДД автомобилям, которые находятся в неисправном состоянии или разобраны на запчасти?

- Обязательно. Чтобы не платить транспортный налог, автомобиль нужно снять с регистрации в ГИБДД. Если автомобиль с регистрации не снят, то платить транспортный налог нужно, даже если он не на ходу или разобран на запчасти (письма Минфина РФ от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/2/34, от 1 апреля 2008 № 03-05-05-04/05).

- Автомобиль, принадлежащий компании, угнан. Нужно ли ей платить за него транспортный налог? Нужно ли подтверждать факт угона автомобиля?

- В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ с автомобилей, находящихся в розыске, платить транспортный налог не нужно. Но для того, чтобы налоговый орган сделал перерасчет налога за соответствующий период, владелец автомобиля - организация или физическое лицо – должен представить документ, подтверждающий данный факт угона или кражи.

Таким документом является подлинник справки, выданной ГИБДД. Регистрирующий орган – в данном случае ГИБДД – такую справку по заявлению владельца автомобиля выдать обязан.

Затягивать сроки уведомления налогового органа об угоне автомобиля не стоит. Если, предположим, автомобиль год находится в розыске, а владелец не представил в налоговую инспекцию соответствующую справку, ему придется платить транспортный налог.

- Кто должен платить транспортный налог по автомобилю, переданному по договору лизинга, - лизингодатель или лизингополучатель?

- Платить транспортный налог может как лизингодатель, так и лизингополучатель. В данном случае важно, на чье имя автомобиль будет постоянно зарегистрирован в ГИБДД (письмо Минфина РФ от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/15).

Согласно пункту 52 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59, автомобиль можно зарегистрировать как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя. Этот вопрос стороны, участвующие в сделке, должны определить в договоре лизинга.

Если автомобиль сразу зарегистрировали на лизингополучателя, платить транспортный налог будет он. Если автомобиль постоянно зарегистрирован за лизингодателем, то уплата транспортного налога является обязанностью лизингодателя.

- Предположим, лизингодатель находится в Самаре, а лизингополучатель в Ульяновске. Лизингополучатель временно зарегистрировал автомобиль в местном подразделении ГИБДД. Кто в этом случае является плательщиком транспортного налога?

- В этой ситуации все равно должен платить транспортный налог лизингодатель, так как постоянная регистрация оформлена именно на него.

- Автомобиль, взятый в лизинг, стал собственностью организации. Как рассчитывается транспортный налог за тот месяц, в котором организация перерегистрировала автомобиль?

- Если организация стала собственником автомобиля, взятого в лизинг, то с даты его регистрации в органах ГИБДД она становится плательщиком транспортного налога. В соответствии со статьей 262 Налогового кодекса РФ месяц регистрации автомобиля, а также месяц снятия его с регистрации, считается полным месяцем.

И в зависимости от того, сколько месяцев автомобиль находился в собственности у налогоплательщика, расчет налога будет происходить с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которого автомобиль был зарегистрирован на налогоплательщика, к числу календарных месяцев. Если, например, автомобиль был зарегистрирован на налогоплательщика два месяца, то 2 делится на 12.

- По какой ставке уплачивается транспортный налог на автомобили с гибридными двигателями (одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем)?

- Сейчас в Самарской области таких автомобилей в ГИБДД зарегистрировано довольно много. Однако в Налоговом кодексе РФ налогообложение автомобилей с электрическим двигателем не предусмотрено. В расчет берется только двигатель внутреннего сгорания. Я знаю, что в некоторых регионах, например, в Санкт-Петербурге, со следующего года планируется снизить транспортный налог на такие автомобили. Что же касается Самарской области, то пока областные законодатели подобные поправки в Закон Самарской области «О транспортном налоге» не рассматривали.

- Должен ли сельхозпроизводитель уплачивать транспортный налог с транспортных средств, которые используются не только при производстве сельскохозяйственной продукции, но и в других целях?

- В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 дан исчерпывающий перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Эти автомашины не являются объектом налогообложения транспортным налогом при соблюдении двух условий. Во-первых, они должны быть зарегистрированы на сельхозтоваропроизводителей. Во-вторых, они должны использоваться для производства сельхозпродукции в течение налогового периода.

Если одновременно соблюдаются два этих условия, то независимо от иного использования сельскохозяйственного спецтранспорта он транспортным налогом не облагается.

- Давайте напомним нашим читателям, кто признается сельхозтоваропроизводителем.

- Согласно статье 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», сельхозтоваропроизводитель – это юридическое лицо, производящее сельхозпродукцию, составляющую в стоимостном выражении более 50 процентов от общего объема производимой продукции. Либо это рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов от общего объема производимой продукции.

Для подтверждения своего статуса сельхозтоваропроизводитель должен представить в налоговые органы расчет доли произведенной сельскохозяйственной продукции в общем ее объеме за налоговый период. Порядок такого расчета установлен пунктом 17.3 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог», утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

- Сельскохозяйственный товаропроизводитель использует в производстве сельхозпродукции обычный автомобиль. Он может применять льготу по транспортному средству?

- Нет, не может. Это важный момент: является ли автомобиль специальным или только используется для сельскохозяйственных работ. При отнесении автомобилей к специальным следует руководствоваться паспортом транспортного средства и Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Если же автомобиль не специальный, а просто используется для производства сельскохозяйственной продукции или перевозок, он облагается транспортным налогом в обычном порядке.

- Фирма приобрела легковой автомобиль и оприходовала его на баланс 31 марта 2008 года. С какого квартала ей следует перечислять авансовые платежи по транспортному налогу?

- Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, платить авансовые платежи по транспортному налогу нужно с момента, когда автомобиль поставлен на учет в ГИБДД. Дата его оприходования на счетах бухгалтерского учета в данном случае никакой роли не играет.

Так что все зависит от того, в каком месяце автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД. Дата постановки автомобиля на учет в ГИБДД ставится в свидетельстве о регистрации. Если она приходится на I квартал 2008 года, то авансовый платеж за этот период должен быть уплачен. Месяц, в котором автомобиль был зарегистрирован, учитывается как полный, даже если автомобиль зарегистрировали в последний день месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).

- Каким документом следует пользоваться, чтобы правильно определить категорию транспортного средства?

- Чтобы классифицировать транспортное средство, необходимо пользоваться Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН 8 ноября 1968 г. в Вене (приказ МВД России от 23 июня 2005 г. № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития и торговли № 134).

Так, к легковым автомобилям относятся транспортные средства с максимальной массой до 3,5 т и количеством мест, помимо водительского, не более восьми. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров и имеют свыше восьми мест (не считая водительского). Грузовыми считаются автомобили с разрешенной максимальной массой больше 3,5 т. А самоходные машины — это транспортные средства специального назначения, развивающие скорость до 50 км/ч.

- В техпаспорте автомобиля «Газель» указана категория транспортного средства - «В» (легковой). Но при этом в техпаспорте указано также, что тип автомобиля – грузовой фургон. Какой ставкой транспортного налога в этом случае следует руководствоваться - для легкового автомобиля или для грузового транспорта?

- Для грузового транспорта. Вид транспортного средства при расчете налога определяется по типу автомобиля, указанному в ПТС. Кстати, именно такую точку зрения высказал Минфин России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1.

А категория автомобиля устанавливается для вождения, а не для налогообложения. Кстати, не все знают, что категория «В» на самом деле включает в себя и легковые, и грузовые автомобили.

Правда, бывают случаи, когда в ПТС тип машины вообще не указан. Тогда приходится обращаться в ведомства, отвечающие за определение типа транспортного средства. Например, в Фонд сертификации автотранспорта.

- Как исчисляется и уплачивается транспортный налог, если автомобиль в течение одного месяца был перерегистрирован с одного филиала организации на филиал, находящийся в другом регионе?

- Как мы уже говорили, месяц регистрации автомобиля, как и месяц снятия его с регистрации, считается полным месяцем. В случае постановки или снятия с учета в течение месяца в расчет все равно берется один полный месяц.

Если, скажем, автомобиль 10-го числа сняли с учета в одном регионе, а поставили на учет в другом регионе, то с 10-го числа прекращается уплата налога в одном регионе и начинается его уплата в другом - с даты его регистрации, разумеется.

- Существуют ли льготы по транспортному налогу для автомобилей с высокими экологическими характеристиками?

- Нет, для таких автомобилей никаких льгот не предусмотрено ни главой 28 Налогового кодекса РФ, ни законодательством Самарской области.

- Как правильно сделать перерасчет, если в паспорте автомобиля мощность указана не в лошадиных силах, а в метрических единицах?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной региональным законом в зависимости от мощности двигателя.

Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная в лошадиных силах.

Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

- Автокран – это грузовой автомобиль или самоходное транспортное средство?

- Раньше автокраны мы относили к самоходным транспортным средствам. Но после Определения ВАС РФ от 28 апреля 2007 года подход к решению этого вопроса изменился. ВАС РФ сказал, что порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Согласно пункту 2 этого документа, все автомобили, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автодорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД, а все иные машины, включая самоходные и передвигающиеся со скоростью 50 км/час и менее, - в органах Гостехнадзора. Иначе говоря, решающее значение в этом вопросе имеет регистрирующий орган.

Если транспортное средство зарегистрировано в ГИБДД, то независимо от его предназначения и характеристик установленного оборудования, оно не является «другим самоходным транспортным средством», указанным в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ. Так что, согласно этой позиции, автокран является грузовиком.

Этого же мнения придерживается в настоящее время и Минфин РФ (письмо Минфина РФ от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1).

- На шасси автомобиля установлено специальное оборудование. Значит ли это, что такой автомобиль следует относить к грузовым автомобилям?

- Этот вопрос решается аналогично предыдущему. Если специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, зарегистрированы в ГИБДД, то они относятся к грузовым автомобилям. Поэтому по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей (в зависимости от мощности их двигателя).

- При заполнении раздела I декларации (расчета) следует ли вписывать суммы, начисленные с учетом результатов налоговых проверок?

- В первичной налоговой декларации результаты проверки отражать не надо. Если по результатам налоговой проверки налоговый орган предъявил какие-то претензии, то налогоплательщик должен представить уточненную налоговую проверку, в которой учитываются результаты налоговой проверки.

- Завод для внутризаводской транспортировки груза использует собственный тепловоз. Облагается ли данный вид транспорта транспортным налогом?

- Нет, рельсовый транспорт, в том числе тепловоз, объектом налогообложения по транспортному налогу не является.

- Нужно ли предоставлять квитанцию об уплате транспортного налога либо справку, подтверждающую отсутствие задолженности по налогу, в ГИБДД при прохождении техосмотра? Требуется ли такая квитанция при внесении изменений в регистрационные данные и снятии транспортного средства с регистрационного учета?

- Нет. Раньше, не заплатив транспортный налог, нельзя было пройти техосмотр. Сейчас контроль за уплатой транспортного налога - это прерогатива налоговых органов. Поэтому сотрудники ГИБДД не вправе требовать квитанции об уплате налога ни при проверках документов на дороге, ни во время техосмотра.

Иногда на станциях техосмотра присутствуют посты налоговой службы. Но они ведут там разъяснительную работу.

На мой взгляд, проблемы с собираемостью транспортного налога с физлиц объясняется тем, что далеко не все отделения банков принимают налоговые платежи. На почте транспортный налог уплатить тоже нельзя. Значит, человеку приходится прикладывать дополнительное усилие и тратить время, чтобы разыскать определенное отделение банка. Мы работаем над тем, чтобы снять эту проблему.

- Кто участвует в рейдах по выявлению неплательщиков транспортного налога? Какие санкции к ним применяются? В чем суть используемой на территории Самарской области системы «Поток»?

- Мы подготовили для ГИБДД базу данных по неплательщикам транспортного налога. В настоящее время сотрудники ГИБДД совместно с налоговыми инспекторами применяют систему «Поток» - это специальный программный продукт, который позволяет выявлять в проезжающем потоке машин транспортные средства, за которыми числится задолженность по налогу. Номера машин идентифицируются с помощью радаров, установленных в машинах сотрудников ГИБДД.

Владельцам-должникам выписываются квитанции на уплату недоимки по налогу и пеней, а также выдают извещения на прием к налоговому инспектору. В налоговые инспекции должники должны принести оплаченные квитанции.

Комментарии

1
  • maxdialog
    Тема налога за Газель уже закрыта? Я прочитал "ПИСЬМО Минфина РФ от 22.11.05 № 03-06-04-02/15"(http://www.gazel-spb.ru/pismomf.html), и не понял "юмора". В 2005 году Газель была "легковым грузовиком", а на сегодня уже стала "грузовой легковушкой"? Но ведь даже по весне для категории "С" закрывают дороги, и для них нужно покупать пропуск. А к Газелям это не относилось, ездили без проблем! И ещё одно логическое измышление: если машина даже с грузом весит не более 3,5 тонн, то она "портит" дорогу не сильнее, чем какой-нибудь "джип", который весит потяжелее негруженой Газели! А транспортный налог, как я понимаю, должен браться именно за ремонт дорог. Вижу во всей этой ситуации просто желание налоговой "срубить" побольше деньжат, так как Газели отнесли к "малому коммерческому транспорту", а коммерсантов можно и "потрясти". Недаром налоговую называют "узаконенным рэкетом населения". Заводу-производителю могу посоветовать переименовать "легковой грузовик" в "легковой вещевоз".