Транспортный налог

Плата за проезд

Плательщиками транспортного налога признаются организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, сказано в Налоговом кодексе. И до тех пор пока ТС, являющееся объектом налогообложения, зарегистрировано, налог нужно платить. Даже в самых неоднозначных обстоятельствах.

Налогообложению сегодня подлежат даже сгоревшие и разбитые автомобили

Плательщиками транспортного налога признаются организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, сказано в Налоговом кодексе. И до тех пор пока ТС, являющееся объектом налогообложения, зарегистрировано, налог нужно платить. Даже в самых неоднозначных обстоятельствах.

Нередко возникают ситуации, когда транспорт фактически не используется налогоплательщиком или даже не существует как таковой в силу утилизации. Нужно ли платить налог в таких случаях? Суды отвечают на этот вопрос по-разному. Например, постановлением ФАС ПО от 11 октября 2007 г. N А65-21847/2006-СА1-19 отменен акт апелляционной инстанции о взыскании с компании транспортного налога. "Арбитры пояснили, что сама по себе регистрация ТС в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения не является основанием для исчисления и уплаты налога, - уточняет Олег Москвитин, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ. - Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование (п. 3 ст. 3 НК). Организации в силу пункта 1 статьи 54 НК исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению".

Иную позицию занял ФАС ЗСО в постановлении от 2 июня 2008 г. N Ф04-3010/2008(5628-А27-15)(5058-А27-15). Суд указал на необходимость начисления налога за период со дня списания изношенного ТС с баланса по день снятия его с учета в ГИБДД. Аналогичной позицией руководствовался арбитражный суд ХМАО, в решении от 19 июля 2004 г. N А75-2141-А/04 признавая законным начисление транспортного налога за автомобиль, хотя и сгоревший, по утверждению налогоплательщика, но с учета не снятый. "Поэтому организациям при списании ТС с баланса лучше обращаться в органы ГИБДД и снимать авто с учета в связи с утилизацией. Тем более что такая обязанность возложена на владельцев ТС Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД, - советует эксперт. - Необходимо уплачивать налог и в случае фактической неэксплуатации (из-за аварии, поломки) машины, не списанной с баланса. Об этом говорится в постановлении ФАС УО от 31 марта 2005 г. N Ф09-1093/05АК".

Если у вас нет машины

"Для налогообложения имеет значение факт регистрации, а не состояния ТС, - заявляет Дмитрий Путилин, управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group. - Если ТС сгорело или сгнило, нужно снять его с учета, получить в ГИБДД акт о снятии с учета в связи с утилизацией. В таком случае налог начисляться не будет". Об этом говорится в постановлении ФАС ВВО от 27 июля 2007 г. N А29-8682/2006.

Угнанный автомобиль исключается из налоговой базы по транспортному налогу (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК). Для этого организации необходимо представить налоговикам подлинники справок об угоне, выдаваемых органами МВД (ГУВД, ОВД, УВД), которые осуществляют работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства (письмо УФНС по Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041). Аналогичные разъяснения дают налоговики других регионов. При этом в некоторых субъектах федерации инспекторы даже утвердили унифицированные формы уведомления ИФНС об угоне автотранспорта (письмо УМНС по Новосибирской области от 11 ноября 2003 г. N ВГ-18-06/17225). К таким уведомлениям должны прилагаться подтверждающие угон документы.

Тем не менее милицейскими справками перечень доказательств не ограничивается. Например, в постановлении ФАС СЗО от 10 марта 2006 г. N А13-8082/2005-19 судьи указали, что факт угона подтверждается обвинительным приговором суда. Это обстоятельство освобождает компанию от уплаты налога, даже если по данным ГИБДД машина все еще значится за организацией.

Всем известно, что платить транспортный налог нужно по местонахождению ТС (п. 1 ст. 363 НК). Местом нахождения автомобилей считается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения или жительства собственника имущества (п. 5 ст. 83 НК). Но где платить налог, если автомобиль фактически используется филиалом фирмы в другом месте? Арбитражные суды нередко поддерживают точку зрения, согласно которой регистрация транспортного средства при его фактическом отсутствии не является основанием для уплаты налога (постановление ФАС УО от 30 августа 2007 г. N Ф09-5897/07-С3).

"При принятии решения о том, уплачивать ли транспортный налог по фактически отсутствующим, но зарегистрированным на компанию ТС, надо учитывать, что, если организация примет решение не платить налог, это приведет к претензиям со стороны налоговиков, оспаривать которые придется в суде", - полагает Сергей Гаврилов, юрист коллегии адвокатов "Юков, Хренов и Партнеры". Как вариант при регистрации ТС по месту нахождения филиалов (представительств) организаций в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств можно указать в качестве собственника машин юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (приказ МВД от 27 января 2003 г. N 59). Тогда транспортный налог будет подлежать исчислению и уплате в бюджет по месту нахождения филиала.

В суд! Все в суд!

Чаще всего компании и налоговики спорят по поводу подлежащих применению ставок транспортного налога. Ставки дифференцируются в зависимости от типа ТС: ставка налога с каждой лошадиной силы автомобиля может в несколько раз превышать ставку, установленную для других самоходных транспортных средств. "В одном из дел суд установил, что акционерное общество неправомерно платило налог за автомобили с оборудованной на них спецтехникой как за другие самоходные ТС, - рассказывает Олег Москвитин. - Решающим доказательством неправоты налогоплательщика стала регистрация транспортных средств в ГИБДД в качестве грузовых автомобилей категории С (постановление президиума ВАС от 17 июля 2007 г. N 2965/07)".

Нередко налогоплательщики узнают от инспекторов, что их автомобили на самом деле являются грузовыми, а не легковыми. Например, в одном из дел налоговики провели проверку владельца пикапов ИЖ-2715-016-01 и потребовали от компании платить за них налог как за грузовики. При этом ставка налога увеличивалась в два раза. Компания оспорила доначисление налога, утверждая, что в соответствии с техпаспортами автомобили относятся к категории В. Суд не поддержал компанию, так как согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития от 23 июня 2005 г. N 496/192/134) к категории В могут относиться не только легковые, но и иные автомобили с разрешенной максимальной массой до 3500 кг. В соответствии с ГОСТом автомобили компании относятся к грузовым и поэтому налог нужно уплатить по повышенным ставкам (постановление ФАС ЦО от 2 апреля 2008 г. N А09-6429/07-21).

До недавнего времени большинство судебных споров было связано с определением ставки транспортного налога, точнее, с определением категории автомобиля. Но сегодня проблема решена, правда, не в пользу налогоплательщиков, отмечает Маргарита Завязочникова, юрист аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры": "Президиум ВАС в постановлении от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 привязал определение ставки по налогу с информацией о ТС, которая указывается при его регистрации в органах ГИБДД, а не с теми целями, для которых оно предназначено, и не с тем, как оно фактически оборудовано".

Однако арбитражной практике известно немало споров в связи с транспортным налогом, которые нередко решаются в пользу организаций. Среди них можно выделить споры в связи с возвратом излишне уплаченного налога или споры о признании незаконными решений налоговиков о взыскании налоговых санкций (определение ВАС от 18 января 2008 г. N 17770/07). Компании часто выигрывают дела о признании недействительными решений инспекторов о доначислении транспортного налога в связи с тем, что налоговики оспаривают действия организаций по исчислению налога по спорным автомобилям. Например, в пользу организаций вынесены постановления ФАС СКО от 25 декабря 2006 г. по делу N А32-15166/2006-45/273 и ФАС СЗО от 14 декабря 2006 г. по делу N А05-7361/2006-22.

 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию