Артем РОДИОНОВ
Опубликовано Журнал "Московский бухгалтер" N6/2002г.
Кажется, что летом продавцов в Москве больше, чем покупателей. Рядом с магазинами и кафе, как грибы после дождя, появляются новые лотки и прилавки. Увеличивается количество переносных торговых точек, продающих фаст-фуд. Некоторые предприятия нанимают 'коробейников', предлагающих товары с рук. Организации от летней торговли получают дополнительную прибыль. А многие бухгалтеры, особенно новички, - дополнительную головную боль. Опытные работники только приветствуют введение лоточной торговли, ведь выручку от нее легко скрыть.
Летом припасай, зимой - проедай
За один летний день многие предприятия зарабатывают больше, чем за зимнюю неделю. Речь идет о фирмах, торгующих прохладительными напитками и мороженым, летней одеждой и обувью, солнцезащитными очками и пляжными принадлежностями, другими сезонными товарами. Резко возрастают доходы кафе, ресторанов, шашлычных и т.д. Неудивительно, что, как только на улице становится тепло, эти организации стремятся расширить свою деятельность. Многие из них ставят прилавки и возводят пластиковые шатры прямо у стен своих магазинов или кафе. В летний период гораздо проще организовать и разносную торговлю *.
Конечно, о расширении деятельности предприятия должен заботиться руководитель. Однако бухгалтеру, работающему в торговой фирме, приходится не только выполнять свои прямые обязанности, но и заниматься другими вопросами.
А решить их не так просто. Дело даже не в том, что у бухгалтера много своей работы, хотя и это очень важно. Просто в последнее время резко возросла активность чиновников. Они постоянно 'радуют' бухгалтеров новыми указаниями, инструкциями, распоряжениями и т. д. Наш журнал всегда старался держать московских предпринимателей в курсе того, что происходит в сфере торговли. Поэтому в сегодняшней статье есть множество ссылок на ранее опубликованные материалы, которые так или иначе касаются рассматриваемой темы.
Префект считает только до десяти
Начнем с того, как организовать выносную и лоточную торговлю.
Задолго до первого торгового дня предприятию нужно решить правовой и кадровый вопросы. И здесь предпринимателей ждут первые сюрпризы.
Прежде всего новую торговую точку надо зарегистрировать. К счастью, бухгалтер этим не занимается. Обычно такие проблемы решает директор или юрист организации. Впрочем, даже опытные специалисты могут растеряться, узнав о новых требованиях властей. Одно из них заслуживает отдельного разговора.
Недавно правительство Москвы решило поставить современную торговлю 'на должный уровень'. Об этом сказано в распоряжении от 21 марта 2002 г. ? 367-РП *. Многообещающе уже само название этого документа: 'О мерах по упорядочению размещения и подготовке обЪектов мелкорозничной торговой сети к работе в весенне-летний сезон 2002 года'. Правда, на самом деле в распоряжении говорится вовсе не об упорядочении, а о банальном сокращении нестационарной торговли.
Отныне префекты столичных административных округов будут считать, сколько торговых точек находится на 'одной территории'. При этом территорией называется площадь, примыкающая к одному обЪекту. В свою очередь обЪектом может быть станция метро, магазин, жилой дом и т. д. Границы территорий определяют администрации муниципальных районов и округов.
С выходом распоряжения ? 367-РП на одной территории не может быть больше 10 нестационарных торговых точек. Правда, это требование не относится к санкционированным рынкам.
Допустим, ООО 'Владимир' намерено вести торговлю с двух лотков. Их планируется открыть на рынке 'Измайлово' и у метро 'Измайловский парк'. Регистрируя торговую точку на рынке, предприятие не будет зависеть от того, сколько продавцов там работает. ('Измайлово' - санкционированный рынок, и количество лотков на нем не ограничено). А у станции метро можно будет работать, только если число уже имеющихся там торговых точек (лотков, тележек, автофургонов) не превышает десяти (п. 3.1 Распоряжения ? 367-РП).
Не путайте время с сезоном
Предположим, что предприятие получило разрешение на организацию мелкорозничной торговли. Теперь надо набрать дополнительных сотрудников. Вот тут уж бухгалтеру придется поработать изрядно, ведь именно через его руки проходят все трудовые договоры.
Поскольку продавцов обычно приглашают только на несколько летних месяцев, с ними надо заключать срочный трудовой договор. А с февраля, когда вступил в силу Трудовой кодекс РФ, такие документы оформляются по новым правилам**.
Правда, одно требование осталось неизменным. В договоре по-прежнему нужно указывать срок его действия. Правда, теперь обЪяснить, почему договор ограничен временными рамками, будет сложнее. Раньше достаточно было указать, что это вызвано характером будущей работы. Сейчас нужно учитывать нормы статьи 59 ТК РФ. В ней приведен исчерпывающий перечень условий, в которых разрешено оформлять срочные договоры. Если организация не удовлетворяет ни одному из них, работодатель обязан заключить договор на неопределенный срок.
Без указания причин временные трудовые договоры могут заключать малые предприятия с численностью работников до 25 человек (в розничной торговле и в сфере бытового обслуживания) и с численностью работников до 40 человек (в других отраслях). Кроме того, требования статьи 59 ТК РФ не распространяются на работодателей - физических лиц. Однако они обязаны регистрировать заключаемые трудовые договоры в местных администрациях*. Всем остальным организациям следует указать, что срочный договор составлен для выполнения временных или сезонных работ.
Отождествлять эти работы нельзя. Договор на выполнение временных работ можно заключить только на два месяца. Потом его надо расторгнуть. В противном случае договор будет считаться заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ), и уволить работника по окончании 'торгового сезона' будет сложнее.
Чтобы не переписывать договоры каждые два месяца, можно заключить договор на выполнение сезонных работ. Его продолжительность может составлять до шести месяцев (ст. 293 ТК РФ). Однако и этот договор имеет свои особенности.
Во-первых, перечень сезонных работ на сегодняшний день отсутствует, хотя должен быть принят Правительством РФ (ст. 293 ТК РФ). Аналогичный документ, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. ? 381, используется только для определения стажа работника. К новому Трудовому кодексу он не имеет никакого отношения.
Мы полагаем, что в этих условиях организация может сама разработать перечень сезонных работ. Конечно, его придется обосновать. Но это несложно. Руководитель может издать приказ об открытии новых торговых точек. В нем следует отметить, что они будут функционировать в течение определенного сезона. Назвать его можно как угодно (теплое время года, лето, лето-осень).
Во-вторых, надо обратить внимание на содержание статьи 79 ТК РФ, где сказано, что договор на выполнение сезонных работ расторгается по истечении сезона. В этой же статье записано, что срочный договор прекращается, когда истекает период, на который он заключен. Легко заметить, что эти положения противоречат друг другу.
Предположим, что 10 июня ООО 'Владимир' нанимает продавца для реализации кваса**, торговый сезон заканчивается 30 сентября, а с 1 сентября организация планирует уменьшить количество торговых точек. Договор должен быть составлен с учетом планируемого сокращения. В нем необходимо указать, что продавец принимается на сезонную работу, но срок действия договора истекает 31 августа.
О прекращении действия срочного трудового договора работника надо предупредить не позднее, чем за три дня до увольнения (ст. 79 ТК РФ). Сотрудник должен ознакомиться с приказом об увольнении и расписаться в нем. Приказ составляется по форме ? Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. ? 26.
28 августа администрация предупредила продавца о предстоящем увольнении. Однако он заявил, что принят на сезонную работу. А сезон закончится лишь 30 сентября. Только тогда его можно уволить. Уволив продавца досрочно, работодатель будет вынужден компенсировать ему ущерб в размере заработку за время, истекшее с момента увольнения до окончания сезона (ст. 234 ТК РФ).
На наш взгляд, организация все-таки сможет уволить сотрудника и не платить компенсацию. Но не исключено, что работодателю придется доказывать свою правоту в суде. И все из-за того, что положения Трудового кодекса противоречат друг другу.
Как избежать конфликта? Есть два варианта. Первый - заключить договор на выполнение временных работ. При этом нужно помнить, что он действует всего два месяца. Второй вариант - внести в документ дополнительный пункт о том, что срок действия договора может истечь раньше, чем закончится торговый сезон.
Каждому прилавку - фирменный знак
Итак, организация решила кадровый вопрос. Теперь нужно подумать о рабочих местах для новых сотрудников.
Обычно, начиная торговлю, предприятие закупает дополнительное оборудование: лотки, прилавки, холодильники и т. д. Нередко организация приобретает сразу несколько одинаковых обЪектов.
На всех обЪектах, с которых ведется торговля, нужно указать название предприятия. Об этом сказано в письме Роскомторга от 17 марта 1994 г. ? 1-314/32-9 и в распоряжении мэра Москвы от 23 марта 1999 г. ? 244-РМ.
Как правило, все оборудование относится к основным средствам. Значит, на это имущество надо составлять акты приемки-передачи по форме ? ОС-1. Этот документ был утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. ? 71а и его положено оформлять на каждый обЪект.
Иногда можно составить единый акт сразу по нескольким основным средствам. Общий документ разрешено заполнять, если приобретаемое имущество одновременно соответствует трем критериям. Во-первых, в акте должны быть указаны только одинаковые основные средства. Например, по нему нельзя оприходовать и весы, и холодильник. Во-вторых, цена основных средств, отражаемых вместе, должна быть одинаковой. В-третьих, единый акт составляется, если все имущество приходуется в одном месяце.
Изменился не только документальный, но и налоговый учет торгового оборудования. Правда, это относится не ко всему имуществу, а только к тому, что стоит не больше 10 000 рублей. До конца 2001 года эти активы учитывались как МБП**. Но теперь такого понятия не существует.
Правительство о пивных цистернах
Все торговое оборудование надо разделить на материалы и основные средства. К первым относится имущество, которое нельзя использовать больше одного года.
Порядок учета остального имущества зависит от его стоимости (см. табл. 1).
Таблица 1
Зависимость учета основных средств от их стоимости
Стоимость |
В налоговом учете (для расчета налога на прибыль) |
В бухгалтерском учете (для начисления налога на имущество и заполнения баланса) |
Не более 2000 руб. |
Амортизация не начисляется. Стоимость средства списывается в затраты сразу после ввода его в эксплуатацию |
|
Свыше 2000 руб., но не более 10 000 руб. |
Стоимость средства списывается в затраты, сразу после ввода его в эксплуатацию |
Начисляется амортизация*** |
Свыше 10 000 руб. |
Начисляется амортизация |
С 2002 года порядок начисления амортизации зависит от срока полезного использования оборудования. Напомним, что организации запрещено произвольно определять время службы основных средств. Для расчета налоговой амортизации надо учитывать сроки, утвержденные постановлением правительства РФ от 1 января 2002 г. ? 1 (далее - Постановление ? 1). Этот документ составлен в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94). В постановлении приводятся только группы основных фондов, а их расшифровка дана в классификаторе. Из-за таких 'отсылочных' норм определить срок службы конкретного холодильника или прилавка не так-то просто.
В торговле большая часть основных средств относится к четвертой и пятой амортизационным группам. Срок использования имущества четвертой группы превышает пять лет, но не может быть больше семи лет. Оборудование пятой группы должно служить свыше семи, но не более десяти лет. Сроки службы некоторых основных средств, используемых в нестационарной торговле, приведены в таблице 2.
Некоторое оборудование (см. таблицу) стоит меньше 10 000 рублей. Следовательно, в налоговом учете амортизация по нему не рассчитывается. Однако Постановление ? 1 может применяться и в бухгалтерском учете. Поэтому приведенные сроки можно использовать для начисления 'бухгалтерской' амортизации.
Таблица 2
Срок службы торгового оборудования.
Наименование оборудования |
Наименование оборудования по Классификации основных средств |
Основные средства со сроком службы свыше пяти лет, но не более семи лет (четвертая группа) |
|
Цистерны для пива и кваса |
Прицепы и полуприцепы |
Ручные тележки для перевозки грузов |
Прочие средства транспортировки, не включенные в другие группировки |
Киоски и ларьки из металла, стеклопластика, прессованных плит, дерева |
Здания (кроме жилых) |
Стулья и столы, используемые в уличных кафе |
Мебель предприятий общественного питания |
Торговые прилавки, стенды, витрины |
Мебель торговых организаций |
Оборудование для изготовления коктейлей |
Технологическое оборудование для предприятий торговли и общественного питания |
Основные средства со сроком службы свыше семи лет, но не более десяти лет (пятая группа) |
|
Торговые автофургоны |
Специальные автомобили |
Автоматы для продажи чая, кофе, прохладительных напитков и т. д. |
Прочие машины и оборудование общего назначения |
Морозильники, холодильные камеры и витрины |
Прочие машины и оборудование общего назначения |
Аппараты для производства шаурмы, кур - гриль, попкорна |
Машины и оборудование для пищевой и табачной промышленности |
Торговые весы |
Средства измерения общего применения |
В Постановлении ? 1 прямо не установлен срок службы торговых палаток, сшитых из ткани. Мы считаем, что они относятся к хозяйственному инвентарю, а именно к 'изделиям текстильным швейным (кроме одежды)'. В ОК 013-94 такими изделиями признаны туристические палатки, практически не отличающиеся от тех, что используются в торговле. Эти палатки отнесены к третьей амортизационной группе. Значит, что срок их службы составляет свыше трех, но не более пяти лет.
О некоторых основных средствах правительство РФ забыло. Они не включены ни в одну из десяти амортизационных групп. Налогоплательщику нужно самостоятельно установить срок службы такого оборудования (п. 5 ст. 258 НК РФ). При этом надо учитывать рекомендации изготовителей и условия использования имущества.
Миксер на пять лет
Читая перечень амортизируемого имущества, не устаешь удивляться. Основные средства сгруппированы весьма своеобразно. Приведем только один пример.
Довольно сложно понять разницу между технологическим оборудованием для предприятий торговли и оборудованием пищевой промышленности. Однако эта невидимая грань весьма существенна. Так, аппарат для приготовления коктейлей относится к технологическому оборудованию (и его можно списать за пять лет), а аппарат для производства попкорна - к оборудованию пищевой промышленности. По нему надо начислять амортизацию в течение семи лет. Не учтя такие тонкости, не удастся правильно рассчитать амортизацию.
Следовательно, бухгалтеру нужно знать, к какой группе относится то или иное основное средство. Также необходимо учитывать код, присвоенный этому имуществу. Эта информация указана в классификаторе основных средств (ОК 013-94). Только используя эти данные, можно правильно определить 'налоговый' срок службы оборудования.
Как заполнить накладную
До сих пор мы рассматривали проблемы, связанные с организацией торговли. Но сложности возникают и в повседневной работе.
Отгружая товар на лоток, надо заполнять специальную накладную по форме ? ТОРГ-14. Форма этого документа утвержден постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. ? 132.
В накладной 15 граф. Некоторые из них заполнять не нужно. Разумеется, не требуется указывать размер и модель товара, если вы торгуете овощами и фруктами. Сама накладная оформляется в два этапа. До начала торговли надо заполнить 'шапку', а также первые 12 граф. В них указывается наименование, продажная цена, количество и стоимость товара, переданного на лоток.
В конце рабочего дня продавец сдает остаток товара. Его количество и стоимость отражается в графах 13 и 14. Разница между стоимостью отпущенного и возвращенного товара - выручка предприятия. Она записывается в графе 15. Выручку нужно сдать в кассу в тот же день. Номер и дату соответствующего приходного ордера также надо указать в накладной.
Сколько продавцов, столько и журналов
При торговле с лотков требуется заполнять товарный журнал работника мелкорозничной торговли. Он составляется на каждого продавца по унифицированной форме ? ТОРГ-23, также утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. ? 132.
Для бухгалтеров многих организаций составление этого журнала - бесполезная работа. Формально документ позволяет определить остаток товаров, который находится у сотрудника. Для этого в журнале указывается стоимость товара, выданного продавцу и возвращенного им, и выручка, внесенная в кассу. Но ведь чаще всего и выручка, и остатки товаров сдаются каждый день. Другими словами, расчеты с продавцом ведутся ежедневно. А для такого учета нужны только накладная и кассовый ордер.
К счастью, административная ответственность за отсутствие товарного журнала не предусмотрена. Налоговики также не проверяют его наличие. Поэтому мы считаем, что заполнять журнал стоит только тем плательщикам, которым он действительно нужен.
Кассовые ошибки
Должны ли использовать ККМ продавцы, торгующие с лотка? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь в регионах часто устанавливаются особые правила применения кассовых аппаратов. Например, Борис Громов приказал большинству 'лоточников' работать с кассовыми аппаратами*. В то же время Юрий Лужков не ввел этот порядок в Москве. В столице применение ККМ регулируется федеральным законодательством.
Перечень лиц, которые могут работать без ККМ, утвержден постановлением Совмина РФ от 30 июля 1993 г. ? 745. В нем сказано, что при лоточной торговле кассовые аппараты не нужны. Однако некоторые налоговики путают лоток с палаткой. Они считают, что лоток - это только стол для торговли. И если он находится внутри торговой палатки, то организация обязана применять ККМ. Инспекторы, рассуждающие подобным образом, заблуждаются. Письмом от 13 декабря 2001 г. ? 30-08/1/57659 УМНС России по г. Москве разЪяснило, что лоток может находиться внутри палатки, быть оборудован навесами, зонтиками, стеллажами и т. д.
Но иногда ошибаются и налогоплательщики. Они приравнивают к лоточной торговле продажу с автофургонов. Это тоже неверно. В последнем случае предприятию необходим кассовый аппарат.
Есть еще одна ошибка, которую могут допустить неопытные бухгалтеры. Иногда они неправильно приходуют выручку от лоточной торговли, пробивая ее по ККМ. Этого делать не нужно, ведь кассовые аппараты используются при денежных расчетах с населением, а не во внутренних расчетах фирмы. Поскольку в нестационарной торговле ККМ не применяется, выручку от таких продаж надо вносить в кассу по приходному ордеру.
Пара слов без протокола
То обстоятельство, что в мелкорозничной торговле не нужно использовать кассовые аппараты, устраивает многих налогоплательщиков. В официальном учете они показывают только часть выручки от лоточной торговли.
Мы не собираемся никак оценивать сложившуюся практику. Отметим только, что иногда, пытаясь скрыть свои доходы, организации действуют 'неаккуратно'. Они просто не выписывают накладные на лоточную торговлю. А такое нарушение очень легко обнаружить. Торговую точку всегда могут проверить. Любой инспектор в первую очередь поинтересуется, есть ли документы на товар.
Впрочем, учитывая такую ситуацию, большинство налогоплательщиков снабжает продавца полным комплектом документов. Но потом лишние бумаги уничтожаются. Так предприятия убивают сразу двух зайцев. Работник получает накладные, а в учете выручка не отражается.
Однако и этот метод имеет один недостаток. Бухгалтер должен стыковать между собой все остальные документы. Уничтожив ту или иную накладную, он фактически заявляет, что торговля осуществлялась не весь месяц, а в течение, скажем, пятнадцати дней. Значит, и в табеле учета использования рабочего времени надо указать, что продавец отработал только половину месяца. Кроме того, некоторые организации ежедневно оплачивают сбор за услуги рынка. Тогда нужно следить, чтобы в 'белой' отчетности были показаны квитанции только за те дни, когда фирма торговала официально.
Другими словами, бухгалтер должен контролировать, чтобы между документами не было расхождений. Тогда он с легкостью опровергнет любые обвинения инспектора. Всегда можно сказать, что продавец с лотка, скажем, в четверг не работал на улице, а помогал в магазине. Поэтому и в табеле этот день отмечен как рабочий. Несложно обЪяснить и то, почему был оплачен сбор за торговое место в день, когда предприятие не торговало. Например, можно заявить, что у организации сломалась машина и продавцу не доставили товар. А за право торговать на рынке он всегда платит авансом.
Впрочем, несмотря на все аргументы, подобные расхождения все равно могут вызвать у налоговиков подозрения. В результате они будет проверять организацию более тщательно. А это никому не нужно. Кроме того, инспектор отметит, что сумму, оплаченную рынку за 'пропущенный' торговый день, включать в затраты нельзя.
Некоторые предприятия скрывают доходы по-другому. Они отражают реализацию ежедневно, но в учете показывают только часть проданной продукции.
Есть три метода уменьшения выручки. Сначала рассмотрим самый простой из них. Бухгалтер может не указывать часть проданного товара, ведь сумма, вырученная за него, фиксируется в отчетности только после его реализации. Исказить в накладной реальную информацию несложно. Бухгалтер организации, продавшей 100 кг конфет, вполне может записать, что было реализовано вдвое меньше.
Впрочем, самый простой метод - далеко не всегда самый лучший. ВЪедливый инспектор может заинтересоваться тем, почему фирма постоянно отражает значительные остатки непроданного товара. Конечно, это не повод для обвинений в утаивании доходов. Просто многие предприятия не хотят лишний раз навлекать на себя подозрения, тем более что есть более надежные варианты уменьшить реальную выручку.
Например, продавцу можно выписать сразу две накладные. Общая стоимость товара, указанного по этим документам, должна соответствовать реальной стоимости всех товаров, переданных на торговую точку. Допустим, речь идет о 100 кг яблок. В первой накладной показывается отпуск со склада 40 кг, во второй - 60 кг. Обе накладные работник хранит в течение всего дня. Контролерам, пришедшим с проверкой, предЪявляются оба документа*. По окончании рабочего дня продавец сдает выручку, а бухгалтер распределяет ее по двум кассам. По одной накладной он отражает официальную реализацию, а другую выбрасывает.
Есть и еще один способ, позволяющий занизить выручку. Он используется при торговле фруктами, хлебом, мороженым и некоторыми другими товарами. Как правило, вся такая продукция реализуется быстро и поэтому доставляется на торговую точку небольшими партиями несколько раз в день. Однако в учете показываются не все операции. Накладная выписывается только на продукцию, отгруженную утром. Остальной товар в официальных документах не записывается.
Выявить такое нарушение очень сложно: у торговца есть 'утренняя' накладная, которую он может предЪявить любому инспектору. Правда, изредка проверяющие все-таки находят неучтенный товар. Но обычно это происходит по вине самого продавца. Иногда ему в течение дня привозят товар, которого нет в официальной накладной. Конечно, на такую продукцю надо оформить дополнительные документы. Кроме того, продавец должен следить, чтобы на лотке находилось товара не больше, чем указано в накладной**.
Раздельный учет для избранных
Некоторые специалисты рекомендуют отдельно учитывать выручку от стационарной и нестационарной торговли. Для этого они советуют открыть два субсчета к счету 90. Есть мнение, что такой учет позволит определить, какая торговля приносит больше прибыли.
Действительно, в этом случае у бухгалтера накапливается дополнительная информация, которая впоследствии может пригодиться предприятию для управленческого учета. Но бухгалтер сам решает, нужен ли такой учет. Его никто не заставляет отдельно отражать выручку магазина и лотков. Правда, из этого правила есть одно исключение.
Как известно, в Подмосковье введен единый налог на вмененный доход. Его платят те, кто торгует с нестационарных точек. Эти налогоплательщики обязаны указывать средства, полученные от стационарной и нестационарной торговли, раздельно. Иначе говоря, они должны обособленно учитывать 'лоточную' выручку.
Все остальные предприятия могут не распределять доходы. Конечно, это усложнит управленческий учет. Но его применяют не все. Зато бухгалтер сможет сэкономить свое время. Впоследствии его можно будет с успехом потратить на ведение нового налогового учета*.
* О последних изменениях, внесенных в правила разносной торговли читайте в статье 'Товарный чек всему голова' (Московский бухгалтер ? 3, 2002 г.).
* Читайте статью 'Пирожковая дискриминация' (Московский бухгалтер ? 5, 2002 г.). Текст документа опубликован в журнале 'Комментарии к новым документам ? 4, 2002 г.
** Некоторые положения Трудового кодекса бухгалтеру нужно знать не только для работы, но и для защиты собственных интересов. Ведь многие нормы кодекса затрагивают его положение, как наемного работника. Подробнее об этом читайте в февральском номере нашего журнала.
* Порядок регистрации рассмотрен в апрельском номере нашего журнала
** В своей работе продавцы кваса должны руководствоваться инструкцией по охране труда для работников розничной торговли. Подробнее об этом документе читайте в статье 'Готовь мыло к лету' (Московский бухгалтер ? 5, 2002 г.).
** Подробнее о новом порядке учета МБП читайте в декабрьском номере нашего журнала за 2001 год
*** Об учете основных средств со стоимостью 2 - 10 тыс. рублей читайте в статье '10 : 2 в пользу МНС' (журнал 'Московский бухгалтер' ? 3, 2002 г.). Порядок начисления амортизации рассмотрен в февральском номере нашего журнала
* Об особенностях использования ККМ в Подмосковье, читайте в ноябрьском номере нашего журнала за 2001 г.
* Иногда проверка проводится в конце дня, когда большая часть товара продана. Тогда можно предЪявить только одну накладную. Но в ней должно быть указано больше товара, чем находится на лотке.
** Об ошибках, совершаемых налогоплательщиками, при работе с фиктивными накладными, читайте в майском номере нашего журнала.
* О налоговом учете в торговле читайте в мартовском номере нашего журнала.
Комментарии
2