Налоговые проверки

Налоговая проверка

Контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства налоговые органы осуществляют с помощью проверок, которые могут быть двух видов: камеральная и выездная. Остановимся на выездной проверке, поскольку это более сложная процедура, и в то же время, более эффективная форма контроля, по мнению налоговых органов.

Контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства  налоговые органы осуществляют с помощью проверок, которые могут быть двух видов: камеральная и выездная.

Остановимся на выездной проверке, поскольку это более сложная процедура, и в то же время, более эффективная форма контроля, по мнению налоговых органов. Многих неприятных моментов при проверке налогоплательщик может избежать, если он хорошо осведомлен о своих правах и обязанностях налоговиков.

Прежде чем начать проверку представитель налоговых органов должен предъявить решение о проведении проверки, подписанное уполномоченным лицом (руководителем, либо его заместителем). В решении должно быть указано основание проведения выездной налоговой проверки, перечень проверяемых налогов и сборов, период проведения проверки и фамилии проверяющих. Если какая либо информация из вышеперечисленного отсутствует, налогоплательщик вправе указать на это в акте проверки.

Важно отметить, что налоговики вправе проверять только те налоги, которые перечислены в решении, и истребовать только те документы, которые относятся к таким налогам. Исключением является случай, когда в решении указано, что правильность исчисления и уплаты проверяется «по всем налогам и сборам».

Период, за который проводится проверка, не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором проводится проверка. Таким образом, если решение вынесено в марте 2008 года, то период проверки может  быть с 1 января 2005 по март 2008 года.

Налоговые органы не вправе проводить более двух выездных проверок в течение одного года в отношении одного налогоплательщика, за исключением случаев принятия решения руководителем Федеральной налоговой службы о необходимости проведения выездной проверки сверх указанного ограничения. При этом количество самостоятельных выездных проверок, проведенных в отношении филиалов и представительств налогоплательщика, учитывается отдельно.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев. Важно отметить, что с апреля 2007 года действует документ, указывающий на основания продления срока проведения выездной налоговой проверки, утвержденный Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@). В соответствии с этим, срок может быть продлен до 4 и 6 месяцев.

Следует обратить внимание, что при исчислении срока проведения выездной проверки, началом его считается день вынесения решения о проведении проверки, а завершение - день составления справки о проведенной проверке. Срок должен совпадать с тем, который указан в решении о проверке.

Из срока исключается время приостановления проверки, Решение о приостановлении вправе принять руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по следующим основаниям:

  1. истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц;
  2. получения информации от иностранных государственных органов;
  3. проведения необходимых экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, которые составлены на иностранном языке.

По истечении 2 месяцев после окончания срока проведения проверки, налоговые органы должны предоставить акт проверки. И если у налогоплательщика возникли замечания или возражения он вправе представить их письменно в налоговый орган, вместе с документами, подтверждающими эти возражения.

В акте выездной налоговой проверки излагаются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, или указание на то, что таковые отсутствуют. Также приводятся другие важные обстоятельства, выявленных в процессе проверки, приводятся выводы о результатах проверки, вносятся предложения по устранению всех нарушений, ответственность за них.

Руководитель, или  заместитель руководителя, рассматривает акт выездной налоговой проверки вместе письменными замечаниями и возражениями, если вы их представили. При этом вас обязательно должны извещают о месте и времени рассмотрения всех материалов, касающихся проверки. При неявке представителей проверяемой организации на рассмотрение, налоговые органы могут сделать это самостоятельно, за исключением случаев, когда ваше участие обязательно.

В случае, когда письменные замечания и возражения с вашей стороны не представлены, вы вправе давать устные объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки. Если материалов и доказательств недостаточно, руководитель налогового органа может принять решение провести дополнительные контрольные мероприятия.

Результатом окончания рассмотрения материалов проверки, является вынесение решения, которое может быть двух видов:

  • решение о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • решение об отказе в привлечении  к ответственности.

Важным моментом является то, что при вынесении первого из них, в решении указывается размер недоимки, пеней и штрафа, во втором - только недоимки и пеней.

Вынесенное решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения проверяемому налогоплательщику. В течение этого срока можно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Но после вступления решения в силу, если до этого оно не было обжаловано в апелляционном порядке, также можно подать в вышестоящий налоговый орган жалобу в течение 1 года после вынесения такого решения.

Таким образом, рассмотрены основные моменты, о которых должен помнить налогоплательщик при проведении выездной проверки, рассмотрения ее материалов и обжаловании решения по ней.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

Интересные материалы

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО