Налоговые проверки

Налоговая проверка

Контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства налоговые органы осуществляют с помощью проверок, которые могут быть двух видов: камеральная и выездная. Остановимся на выездной проверке, поскольку это более сложная процедура, и в то же время, более эффективная форма контроля, по мнению налоговых органов.

Контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства  налоговые органы осуществляют с помощью проверок, которые могут быть двух видов: камеральная и выездная.

Остановимся на выездной проверке, поскольку это более сложная процедура, и в то же время, более эффективная форма контроля, по мнению налоговых органов. Многих неприятных моментов при проверке налогоплательщик может избежать, если он хорошо осведомлен о своих правах и обязанностях налоговиков.

Прежде чем начать проверку представитель налоговых органов должен предъявить решение о проведении проверки, подписанное уполномоченным лицом (руководителем, либо его заместителем). В решении должно быть указано основание проведения выездной налоговой проверки, перечень проверяемых налогов и сборов, период проведения проверки и фамилии проверяющих. Если какая либо информация из вышеперечисленного отсутствует, налогоплательщик вправе указать на это в акте проверки.

Важно отметить, что налоговики вправе проверять только те налоги, которые перечислены в решении, и истребовать только те документы, которые относятся к таким налогам. Исключением является случай, когда в решении указано, что правильность исчисления и уплаты проверяется «по всем налогам и сборам».

Период, за который проводится проверка, не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором проводится проверка. Таким образом, если решение вынесено в марте 2008 года, то период проверки может  быть с 1 января 2005 по март 2008 года.

Налоговые органы не вправе проводить более двух выездных проверок в течение одного года в отношении одного налогоплательщика, за исключением случаев принятия решения руководителем Федеральной налоговой службы о необходимости проведения выездной проверки сверх указанного ограничения. При этом количество самостоятельных выездных проверок, проведенных в отношении филиалов и представительств налогоплательщика, учитывается отдельно.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев. Важно отметить, что с апреля 2007 года действует документ, указывающий на основания продления срока проведения выездной налоговой проверки, утвержденный Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@). В соответствии с этим, срок может быть продлен до 4 и 6 месяцев.

Следует обратить внимание, что при исчислении срока проведения выездной проверки, началом его считается день вынесения решения о проведении проверки, а завершение - день составления справки о проведенной проверке. Срок должен совпадать с тем, который указан в решении о проверке.

Из срока исключается время приостановления проверки, Решение о приостановлении вправе принять руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по следующим основаниям:

  1. истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц;
  2. получения информации от иностранных государственных органов;
  3. проведения необходимых экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, которые составлены на иностранном языке.

По истечении 2 месяцев после окончания срока проведения проверки, налоговые органы должны предоставить акт проверки. И если у налогоплательщика возникли замечания или возражения он вправе представить их письменно в налоговый орган, вместе с документами, подтверждающими эти возражения.

В акте выездной налоговой проверки излагаются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, или указание на то, что таковые отсутствуют. Также приводятся другие важные обстоятельства, выявленных в процессе проверки, приводятся выводы о результатах проверки, вносятся предложения по устранению всех нарушений, ответственность за них.

Руководитель, или  заместитель руководителя, рассматривает акт выездной налоговой проверки вместе письменными замечаниями и возражениями, если вы их представили. При этом вас обязательно должны извещают о месте и времени рассмотрения всех материалов, касающихся проверки. При неявке представителей проверяемой организации на рассмотрение, налоговые органы могут сделать это самостоятельно, за исключением случаев, когда ваше участие обязательно.

В случае, когда письменные замечания и возражения с вашей стороны не представлены, вы вправе давать устные объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки. Если материалов и доказательств недостаточно, руководитель налогового органа может принять решение провести дополнительные контрольные мероприятия.

Результатом окончания рассмотрения материалов проверки, является вынесение решения, которое может быть двух видов:

  • решение о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • решение об отказе в привлечении  к ответственности.

Важным моментом является то, что при вынесении первого из них, в решении указывается размер недоимки, пеней и штрафа, во втором - только недоимки и пеней.

Вынесенное решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения проверяемому налогоплательщику. В течение этого срока можно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Но после вступления решения в силу, если до этого оно не было обжаловано в апелляционном порядке, также можно подать в вышестоящий налоговый орган жалобу в течение 1 года после вынесения такого решения.

Таким образом, рассмотрены основные моменты, о которых должен помнить налогоплательщик при проведении выездной проверки, рассмотрения ее материалов и обжаловании решения по ней.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию