2 августа 2004 года вступили в силу поправки в первую часть
Налогового кодекса, принятые Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ.
Одна из них касается ст. 111 - той, где перечислены обстоятельства, исключающие
вину лица в совершении налогового правонарушения.
Ежемесячный журнал "Ваш партнер-консультант" N 33, 2004 г.
МИНФИНУ МОЖНО ВЕРИТЬ Одним из признаков налогового правонарушения является наличие
вины лица в его совершении. Если она отсутствует, то это автоматически исключает
возможность привлечения к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ).
! В то же время не всегда виновное действие (бездействие) лица, подпадающее
под определение налогового правонарушения, будет вести к применению к нему
мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства,
при наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается.
Они перечислены в ст. 111 НК РФ.
Одно из таких обстоятельств и подверглось "корректировке" со стороны законодателя.
В п. 3 ст. 111 НК РФ, где речь идет о письменных разъяснениях уполномоченных
органов, слова "налоговым органом" заменили на "финансовым органом". Что такое
финансовый орган, объяснять, наверное, не надо - это Минфин РФ. В ходе проводимой
Правительством реформы МНС, по сути, потеряло самостоятельность и теперь находится
под крылом Минфина, которое в настоящее время является главным ведомством в
стране по налогам и сборам. В этой связи его разъяснения по применению налогового
законодательства стали наиболее авторитетными.
Следует отметить, что раньше ссылки на письма Минфина РФ были слабым аргументом
в спорах с налоговыми органами. Порою они их просто игнорировали. "Нас мнение
другого ведомства не интересует", - не раз слышали мы из уст представителей
МНС, когда ссылались на то или иное письмо Минфина РФ. Аналогичным образом
реагировало на них и большинство арбитражных судов. Сейчас ситуация в корне
изменилась, поскольку статус "минфиновских разъяснений" благодаря внесенным
поправкам значительно вырос.
Поэтому теперь ссылка лица, совершившего налоговое правонарушение, на то, что
оно действовало в соответствии с разъяснениями Минфина РФ, поможет избежать
ему штрафа.
А что же будет с письменными разъяснениями МНС (ФНС)? Ответ
очевиден - на них также распространяются положения п. 3 ст. 111 НК РФ. Дело
в том, что в этом пункте речь идет не только о финансовом органе, но и о других
уполномоченных государством органах, которые в пределах своей компетенции уполномочены
давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.
МНС (ФНС) как раз и является таким органом. В ст. 32 НК РФ сказано, что налоговые
органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков
о действующих налогах и сборах, законодательстве в этой области и принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности
и разъяснять порядок их заполнения.
!Таким образом, налогоплательщик, действующий в соответствии с письменными
разъяснениями налоговых органов, тоже будет фактически "застрахованным" от
возможного привлечения его к налоговой ответственности.
К сожалению, опять неразрешенным остался вопрос о том, какие
именно разъяснения относятся к категории разъяснений, упомянутых в п. 3 ст.
111 НК РФ.
!Несомненно, что в первую очередь к ним следует отнести разъяснения, указания
и рекомендации Минфина и ФНС, оформленные по схеме вопрос - ответ. Как правило,
они оформляются в виде писем и имеют следующие реквизиты: номер, дату и Ф.И.О.
чиновника, его подписавшего.
Но относятся ли к таким разъяснениям опубликованные на страницах газет ответы
чиновников Минфина и ФНС, которые давались ими от собственного имени, например,
на "горячих линиях" или в консультациях, - непонятно. Думается, что в этом
случае вопрос будет решать уже суд. Нам известен случай, когда суд освободил
от ответственности организацию, которая следовала подобным разъяснениям чиновника
из МНС (постановление ФАС СЗО от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178). В крайнем
случае неправильный ответ чиновника можно будет трактовать как обстоятельство,
смягчающее ответственность налогоплательщика, и требовать уменьшения суммы
штрафа.
Практика показывает, что разъяснением могут считаться не только активные действия
уполномоченных органов, обличенные в форму издаваемых документов, но и пассивные.
Так, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2001 N 9986/00 указано,
что, если налоговые органы ранее проверяли налогоплательщика и в актах проверок
не указывали, что налогоплательщик неправильно применяет налоговое законодательство,
то последующее выявление налогового правонарушения должно быть особо рассмотрено
и оценено судами в случае возникновения спора. Причем в зависимости от конкретных
обстоятельств дела изменение налоговым органом своего "мнения" следует рассматривать
или в виде обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика, или в виде
смягчающего обстоятельства.
В. МЕШАЛКИН,
эксперт "ВПК"
Начать дискуссию