Чемерицкий Л.К. ,
к.э.н., доцент
Опубликовано в номере: Бухгалтерский учет и налоги №4
/ 2004
Российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной уставной работой заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения доходов при условии, что эта деятельность не должна наносить ущерб основной работе, а полученная прибыль, за вычетом уплаченных в бюджет налогов должна направляться на нужды учреждения.
За последние годы предпринимательская деятельность бюджетных учреждений получила довольно широкое развитие. Это приносит дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, позволяет этим учреждениям закупать самое современное оборудование, медикаменты и необходимые пособия для целей образования, решать многие социальные вопросы, улучшить качество работы и обслуживания населения.
Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных организаций , увеличению поступлений доходов от нее способствовало налоговое законодательство.
Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, а также коммерческих учреждений образования, здравоохранения и культуры.
В частности не облагается налогом на добавленную стоимость реализация большого перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в том числе:
- важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника;
- протезно-ортопедические изделия, сырье для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
- технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных).
Освобождены от налога на добавленную стоимость медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
Не облагаются налогом на добавленную стоимость:
- услуги медицинских учреждений, определенные в перечне услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению медицинскими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
- услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного, а также услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;
- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (в том числе спортивных) и студиях.
Этот далеко не полный перечень льгот по услугам медицинского и социального характера следует дополнить услугами в сфере образования.
Освобождается от налога на добавленную стоимость выручка от реализации работ по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также сдачи в аренду помещений.
Не облагается налогом на добавленную стоимость значительный перечень услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства.
С принятием 21 главы Налогового кодекса Российской Федерации перечень льгот по платежам налога на добавленную стоимость для учреждений социальной сферы был несколько сокращен. Отменено освобождение от уплаты этого налога на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении.
Отменено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг вневедомственной охраны МВД России по охране объектов, в том числе для населения, что привело к заметному удорожанию этих социально значимых услуг.
Стали более дорогими в связи с отменой льгот по этому налогу услуги аварийно-спасательных служб, пожарно-техническая продукция и др.
Отмену указанных льгот по налогу на добавленную стоимость вряд ли можно считать правомерной, в то же время сохранившиеся льготы имеют очень большое значение, как для населения, так и для предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Указанные льготы удешевляют стоимость товаров, работ и услуг, делают их более доступными для широких слоев населения и позволяют учреждениям, занимающимся предпринимательской деятельностью, реализовать больший объем товаров, работ и услуг и получить более значительную прибыль.
Прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль организаций – это главная цель предпринимательской деятельности, так как чем больше сумма этой прибыли, тем шире возможности бюджетного учреждения приобретать необходимое оборудование, медикаменты, расширять и совершенствовать свою работу, решать многие социальные задачи.
Поэтому российское законодательство о налогах и сборах, которое регламентировало налогообложение прибыли с 1992 по 2000 годы, предоставило довольно значительный перечень льгот по налогу на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
Особенно важно, что не облагалась налогом прибыль от предпринимательской деятельности, реинвестированная в основную деятельность образовательных учреждений культуры. С 1 января 2002 года облагается вся прибыль от предпринимательской деятельности, в том числе суммы прибыли, перечисленные за услуги, выполненные в рамках основной уставной деятельности, например, прибыль, полученная по обязательному медицинскому страхованию.
Не облагалась также прибыль:
- в объеме затрат на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы, обеспечения предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно-исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава;
- в объеме затрат на финансирование жилищного строительства;
- в объеме расходов организаций на содержание находящихся на балансе объектов учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий;
- прибыль, направленная на взносы на благотворительные цели;
- прибыль, направленная на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научными организациями;
- прибыль государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности;
- прибыль от оказания услуг в области противопожарной безопасности, от производства продукции для обеспечения противопожарной безопасности и некоторых других услуг и продукции.
Особенно вызывает недоумение обложение налогом прибыли психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими, направляемой на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов.
Такую меру нельзя назвать гуманной, но она подтверждает необходимость дифференцированного подхода при установлении размеров налога, установлении или отмене налоговых льгот.
Одна из задач налоговой системы – способствовать выравниванию социальных условий жизни для отдельных слоев населения. Тем не менее, с принятием 25 главы НК РФ на общих основаниях облагается прибыль, направляемая на благотворительную помощь, которая в ряде случаев замещает государственные расходы на социальные нужды. С помощью налогов размеры прибыли, поступающие на благотворительные нужды, сокращаются.
Итак, никаких льгот по налогу на прибыль организаций действующим законодательством по налогам и сборам не установлено. Прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений облагается на общих основаниях, и это вызывает серьезные сомнения в правомерности такого положении я.
Как и у коммерческих организаций, на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений установлена ставка в размере 24 %. Такая ставка применяется одинаково для очень высокорентабельных организаций промышленности, торговли, банков, страховых и других компаний и для низкорентабельных организаций.
Предпринимательская деятельность бюджетных организаций, как правило, не имеет высокой рентабельности, так как непосредственно связана с социальными нуждами населения и имеет относительно небольшие, по сравнению с коммерческими предприятиями, объемы реализации товаров, работ и услуг.
Любая коммерческая организация успешно развивается, если она основную часть своей прибыли направляет на расширение производства, внедрение новой прогрессивной техники и технологий, высоко эффективных научных достижений, обновление ассортимента товаров работ и услуг в связи с требованиями рынка.
Такой возможности у предпринимательской деятельности бюджетных учреждений нет.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Расходование прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с утвержденной распорядителем бюджетных средств сметой. Как правило, – это руководитель бюджетного учреждения, который отвечает за его работу, за его основную уставную деятельность. В связи с этим основная часть указанной прибыли реинвестируется в основную уставную деятельность, замещая недостающие бюджетные средства.
Таким образом, бюджетные учреждения, как правило, имеют достаточных средств на расширение и совершенствование работы в рамках предпринимательской деятельности и находятся в менее выгодных условиях по сравнению с коммерческими организациями.
Изменить неблагоприятные для бюджетных учреждений условия можно было бы путем уменьшения ставки налогообложения прибыли или установления специальной льготы.
Другим основанием для установления более низкой ставки налога на прибыль организаций или предоставления льготы по платежам этого налога для бюджетных организаций является законодательно установленный статус прибыли от предпринимательской деятельности как внебюджетного источника средств учреждениям соответствующего бюджета.
Поступающие в бюджетные учреждения бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов, гранты, пожертвования, другие благотворительные источники не подлежат налогообложению. почему же должна облагаться прибыль, направляемая на нужды бюджетного учреждения?
налог на прибыль от предпринимательской деятельности, направляемой на нужды учреждения, сокращает размер этого источника и во многих случаях требует дополнительных бюджетных средств.
Менее благоприятные условия для коммерческой деятельности бюджетных учреждений создаются и жесткой регламентацией расходования прибыли на основе сметы и возможностью ее изъятия вышестоящими организациями. По данным журнала «Финансы» за ноябрь 2003 года в силовых ведомствах осуществляется изъятие прибыли от предпринимательской деятельности вышестоящими организациями.
Все это вызывает стремление подразделений учреждений, занимающихся предпринимательской деятельностью, выходить из состава учреждений и превращаться в самостоятельные коммерческие организации. В этом случае бюджетные учреждения лишаются значительных, иногда до 70 % используемых средств, что может поставить их на грань катастрофы.
Чтобы таких явлений не было, необходимы льготы в налогообложении предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
Следует, по нашему мнению, освободить от налогообложения прибыль, которая используется для нужд основной деятельности, например на закупку нового высокоэффективного оборудования, медицинских препаратов, на оснащение образовательного процесса, оплату труда работников и др.
Остальная прибыль должна облагаться по специальному щадящему режиму, применительно к условиям деятельности этих учреждений. Например, по режиму аналогичному упрощенной системе налогообложения, используемого для малых предприятий.
Первоначальные потери бюджета обернутся экономией бюджетных средств, а в дальнейшем увеличением налоговых поступлений за счет расширения предпринимательской деятельности.
Начать дискуссию