Рядовые ситуации, в которых сравнительно легко снизить налоги

Предлагаем вниманию читателей сравнительно простые приемы налоговой экономии, которые можно с успехом использовать в самых что ни на есть рядовых хозяйственных ситуациях. Таких, которые есть в практике большинства компаний. Материал подготовлен совместно редакциями «УНП» и журнала «Практическое налоговое планирование».

Предлагаем вниманию читателей сравнительно простые приемы налоговой экономии, которые можно с успехом использовать в самых что ни на есть рядовых хозяйственных ситуациях. Таких, которые есть в практике большинства компаний. Материал подготовлен совместно редакциями «УНП» и журнала «Практическое налоговое планирование».

1. Компания предлагает своим покупателям подарки

Проводя акцию «купи один товар и получи второй в подарок», компании часто сталкиваются с претензиями налоговиков. Инспекторы считают передачу подарка безвозмездной и требуют начислить НДС.

Правда, в суде ревизоры, как правило, проигрывают (в част­ности, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.01.07 № Ф09-178/07-С2). Ведь рекламу нельзя считать безвозмездной, поскольку в данном случае компания ожидает получить экономический эффект. Кроме того, стоимость рекламного подарка фактически включена в цену других товаров, и это тоже доказывает отсутствие безвозмездности.

Но можно избежать споров без ущерба для компании. Прямое упоминание о безвозмездных товарах и услугах – «подарках» – выгоднее исключить из текста договора или соответст­венно из текста документов, подтверждающих проведение рекламной акции. Либо переформулировать. В отношении услуг указать, что их стоимость включена в стоимость основного реализуемого товара. А в отношении подарков при покупке для розничных покупателей формулировку вроде «при покупке принтера – компьютерная мышь в подарок» заменить на «принтер и компьютерная мышь по цене принтера».

2. У компании есть значительные рекламные расходы, требующие нормирования

Нормирование расходов можно сделать максимально выгодным.

Итак, нормируемые рекламные расходы признаются в налоговом учете в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Увеличить этот предел можно несколькими способами.

В частности, если сдача имущества в аренду приносит существенный доход (не менее 5 процентов от общего), то компания может самостоятельно принять решение, к какому виду доходов отнести арендную плату: к выручке или внереализационным доходам. Для увеличения предела признания рекламных расходов выгоднее отнести их к выручке.

Но при этом стоит предпринять некоторые меры предосторожности. Во-первых, сдача имущества в аренду должна быть постоянной деятельностью. Во-вторых, выручку безопаснее признавать доходом от реализации не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. В-третьих, в уставе или иных учредительных документах аренду желательно назвать одним из основных видов деятельности. Последнее помогает избежать споров о классификации доходов.

Кроме того, в доходы для определения лимита можно брать выручку не только от основной деятельности, но и от разовых сделок. Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ, выручка для расчета лимита определяется в порядке, предусмотренном статьей 249 НК РФ, то есть исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права. Так что если компания реализует основное средство, дебитор­скую задолженность или, к примеру, долю участия в уставном капитале другого юрлица, то выручку от указанных операций смело можно учитывать при расчете предельного размера для рекламных расходов.

Здесь может возникнуть вопрос: нужно ли учитывать при расчете этого показателя выручку от реализации ценных бумаг? Ведь, согласно пункту 8 статьи 280 НК РФ, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется отдельно. Минфин России в письме от 17.08.07 № 03-03-06/2/154 принял решение в пользу налогоплательщиков: выручка от реализации ценных бумаг учитывается при расчете рекламного лимита. Аналогичные выводы содержатся в письме финансового ведомства от 31.01.08 № 03-03-06/3/1.

3. Увольняется сотрудник, у которого накопились неотгулянные отпуска

Если сотрудник увольняется, то ему выгоднее выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, а не предоставлять его с последующим увольнением. Дело в том, что компенсация, выплачиваемая при увольнении, не облагается ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, письмо Минфина России от 01.06.06 № 03-03-04/3/10).

Правда, в Трудовом кодексе нет прямого ответа, вправе ли сотрудник выбирать между отпуском и компенсацией. Прямой отказ в праве на отпуск может привести к конфликту с бывшим работником, а в худшем случае – к визиту трудовой инспекции. В любом случае по своей инициативе работодателю не стоит предлагать отпуск с последующим увольнением, а по умолчанию выплачивать компенсацию, не облагаемую ЕСН.

4. Компания заключает договоры на выполнение работ или оказание услуг с физлицами

Если у компании есть выбор, заключить один гражданско-правовой договор с физлицом на всю работу с выплатой промежуточных авансов или несколько на разные этапы, выгоднее предпочесть первый вариант. Дело в том, что выплата авансов не облагается ЕСН в отличие от окончательной оплаты по договору. Поэтому при условии об авансах организация получает небольшую отсрочку по начислению ЕСН.

Аванс, полученный по гражданско-правовому договору, не является доходом. Пока предусмотренные договором работы или услуги не выполнены, исполнитель является должником заказчика. Как только работы выполнены и приняты (то есть должен быть составлен акт), за ним признается доход. В этот момент доход включается в налоговую базу по ЕСН (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Правда, и здесь не повредит осторожность. К примеру, строи­тельная компания постоянно прибегает к услугам одного и того же архитектора, консультирующего по производственным вопросам. С ним заключен единый договор, но каждая консультация явно охватывает отдельный вопрос. В такой ситуации акт об оказании услуг безопаснее утверждать не реже одного раза в месяц, ежемесячно устанавливается вознаграждение, облагаемое ЕСН. Иначе инспекторы могут доначислить налог.

5. Компания передает активы в безвозмездное пользование

Компания не может начислять амортизацию по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 256 НК РФ). Налоговых потерь можно избежать, если заключить договор аренды, плата по которому фактически не будет вноситься. Например, в связи с предоставленной по соглашению сторон отсрочкой. Сумма амортизации в данном случае уменьшит налогооблагаемую прибыль собственника основного средства. Это подтверждают и суды (в частности, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.12.07 № Ф09-10116/07-С2).

Причины предоставления отсрочки можно привести в служебной записке специалиста, отвечающего за поиск арендаторов: отсутствие клиентов, повышенная плата в следующие месяцы, экономия на затратах по содержанию оборудования и т. д.

6. Основной учредитель безвозмездно предоставил компании оборудование

Компания, которая получила имущество от своего учредителя, имеющего долю в уставном капитале этой организации в размере более 50 процентов, может амортизировать его в общем порядке. То же самое относится и к получению основных средств от дочерней организации, в уставном капитале которой голов­ная компания имеет долю больше указанного предела. Такой вывод следует из письма Минфина России от 15.05.08 № 03-03-06/1/318.

Эту выгодную позицию компании могут использовать, перераспределяя активы внутри холдинга и не боясь потерять право амортизировать объект. При этом первоначальная стои­мость такого актива определяется по рыночным ценам, но не ниже остаточной стоимости, по которой объект числился у передающей стороны.

Но если известно, что сотрудники вашей инспекции менее либеральны, чем Минфин, есть другой способ получить право на амортизацию. Учредитель может безвозмездно выделить своей организации деньги. И она на эти средства купит у него же имущество. Безвозмездно полученные денежные средства являются для компании собственными (письмо Минфина России от 23.01.08 № 03-03-05/2), поэтому приобретенное на них основное средство можно амортизировать в налоговом учете (письмо Минфина России от 20.07.07 № 03-03-06/1/513). Отметим, что ранее специалисты Минфина придерживались противоположной точки зрения (письмо от 27.03.07 № 03-03-06/1/173). Но судебная практика в этом вопросе всегда на стороне компаний (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.08 № КА-А40/1240-08).

Правда, учредитель – физическое лицо должен будет заплатить НДФЛ с доходов, полученных от продажи своего имущества. При этом сможет уменьшить их на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 220 Налогового кодекса.

7. У компании есть безнадежная «дебиторка», получить ее через суд не пытались

Если по безнадежной «дебиторке» истек срок исковой давности, то компания имеет право признать ее сумму в расходах независимо от того, принимала ли она какие-либо меры к взысканию.

Некоторые инспекторы пытаются с этим бороться, считая, что расход не является экономически обоснованным без принятия таких мер. Однако арбитражная практика в большинстве случаев на стороне налогоплательщиков: факт истечения срока исковой давности является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и списания ее в убыток, приравненный для целей налогообложения прибыли к внереализационному расходу. В этом случае не требуется проведения других мероприятий по признанию дебиторской задолженности безнадежной.

К примеру, такие выводы содержатся в постановлениях федеральных арбитражных судов Поволжского от 18.04.08 № А65-7922/2007, Западно-Сибирского от 20.06.07 № Ф04-4017/2007(35490-А27-26), Северо-Западного от 29.04.08 № А56-14444/2007, Восточно-Сибирского от 30.08.06 № А19-11498/05-24-41-Ф02-4411/06-С1 округов. Аналогичное мнение высказано и в письме Минфина России от 21.01.08 № 03-03-06/1/124.

8. Компания заключает договор кредита или займа, предусматривающий неустойку за просрочку

Если компания планирует взять кредит или заем, она может заранее подстраховаться на случай просрочки возврата, чтобы не потерять на налоге на прибыль. Для этого достаточно внести в кредитный договор нужную формулировку о «штрафных» процентах.

В большинстве кредитных договоров присутствует условие об увеличении процентной ставки за пользование займом при просрочке возврата. В этом случае налоговики могут настоять на том, что такие проценты должны учитываться с учетом ограничений, предусмотренных статьей 269 Налогового кодекса.

Поэтому компании выгоднее указать в договоре, что повышенные проценты являются неустойкой. В этом случае они учитываются без ограничений как санкции за нарушение обязательств (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Опираться компания может на позицию Минфина России, изложенную в письме от 20.02.07 № 03-03-06/2/28 (хотя финансовое ведомство высказалось по поводу учета таких процентов в составе доходов лица, их получающего). По мнению чиновников, повышенные проценты можно учесть как санкции за нарушение договорных обязательств, если по кредитному договору повышенные проценты признаются неустойкой (штрафом, пенями).

В предлагаемой схеме только одно слабое место – необходимость согласовать договор с банком или иным заимодавцем. Объясняя ему причину отхода от типовой формулировки, организация фактически предупреждает о вероятном срыве графика погашения кредита. Этому будет рад далеко не каждый заимодавец. Хотя нередко находятся и такие, которые ради дополнительных платежей либерально относятся к возможности подобного нарушения.

Начать дискуссию