Учет займов и кредитов

Продаем недорого - за треть цены

Банки с удовольствием помогут вашей фирме наладить работу по продаже товаров или услуг в кредит. Главное, не соглашайтесь безоговорочно с текстом договора, который для такого сотрудничества предлагают банкиры. Он может стать источником ваших проблем, в том числе и налоговых.

Банки с удовольствием помогут вашей фирме наладить работу по продаже товаров или услуг в кредит. Главное, не соглашайтесь безоговорочно с текстом договора, который для такого сотрудничества предлагают банкиры. Он может стать источником ваших проблем, в том числе и налоговых.

Загадочная услуга

В основе всех форм сотрудничества, которые предлагают банки, лежит одна и та же схема. Часть стоимости товара покупатель оплачивает вашей фирме, одновременно получая на оставшуюся часть кредит от банка. Но «живые» деньги к покупателю не попадают: по его поручению банк сразу перечисляет их на счет вашей фирмы, удержав свои комиссионные. Дальше покупатель и банк взаимодействуют уже без вашего участия.

Обычно комиссия банка составляет 3–6 процентов от перечисляемой им суммы, но может доходить и до 10 процентов. И вот как раз со списанием этой комиссии на «налоговые» расходы у фирмы могут возникнуть проблемы – если вы не сможете объяснить налоговикам, за что именно вы заплатили банку. А объяснить не всегда просто.

Дело в том, что предмет предлагаемых многими банками договоров сформулирован в них более чем неопределенно. Там может быть написано что-то вроде: «Стороны договорились об объединении усилий, направленных на увеличение объемов продаж товаров в торговой организации за счет предоставления банком кредитов населению для их приобретения».

Условие же об уплате комиссии в договоре наверняка будет куда более конкретным. Например, таким: «Торговая организация оплачивает услуги банка по проведению безналичных расчетов в размере стольких-то процентов от выданного заемщику кредита».

Налоговики могут не понять, что это за услуги такие по проведению безналичных расчетов. Ведь деньги фирме банк перечисляет по поручению ее покупателя, значит, услугу оказывает ему. А платит за нее почему-то фирма. Да и предметом договора между ней и банком является вовсе не его «услуги по проведению расчетов», а некое эфемерное «сотрудничество».

Проверяющие с богатой фантазией могут сделать и еще один вывод: под видом комиссии за несуществующие услуги банка фирма сама оплачивает проценты по кредитам, которые он выдал ее покупателям. Действительно, где это видано, чтобы за простое перечисление денег банк брал такой процент?

Все это приведет проверяющих к выводу, что фирма из своего кармана оплачивает чужие расходы. А считать такие расходы экономически оправданными налоговики категорически отказываются. Поэтому со ссылкой на пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса они исключают сумму подобных расходов из расчета налогооблагаемой прибыли.

Больше конкретики

Для того чтобы налоговики не могли придраться к включению в «налоговые» расходы комиссии банка, добейтесь от него более четких формулировок в договоре. Из него должно четко следовать, что называемую комиссией плату банк берет за услугу, которую он оказывает именно вашей фирме.

Например, можно записать в договоре, что банк оказывает фирме услугу по сбору платежей с физических лиц, покупающих у нее товары на выданные им кредиты, и зачислению сумм этих платежей на ее расчетный счет. Или, к примеру, ведет кассовое обслуживание фирмы, установив у нее терминал. Фразу об оказании подобных услуг нужно добавить и в описание предмета договора с банком – наряду с фразой об «объединении усилий».

В этом случае банк не должен открывать покупателям счет и зачислять на него сумму кредита, чтобы уже оттуда перечислить ее фирме. Банку достаточно заключить с покупателем кредитный договор и получить от него поручение на перечисление суммы кредита на счет фирмы (перечисление денег физическими лицами без открытия банковского счета допускает положение Центробанка от 1 апреля 2003 г. № 222-П).

Те, кто любит рисковать и не прочь лишний раз поспорить с налоговиками в суде, могут записать в договоре, что банк оказывает фирме услугу по предоставлению кредитов тем, кто покупает у нее определенные товары. При этом нужно оговорить целевое назначение кредитов – покупка какого-либо из этих товаров.

Формулировка договора в этом случае может быть такой: «Банк обязуется по заданию торговой организации предоставлять кредиты на покупку у нее товаров физическим лицам, которые отвечают таким-то критериям».

Здесь же нужно указать, что такая услуга банка необходима фирме для увеличения объема продаж. Одновременно директор должен издать приказ о начале продажи товаров в кредит, точно так же сформулировав в нем цель этой затеи. Это станет дополнительным аргументом в пользу экономической оправданности расходов на оплату такой услуги банка.

Взаимные штрафы

Один из способов взаимодействия с банком предполагает, что все необходимые ему для предоставления покупателям кредита документы собирают и оформляют ваши сотрудники. Обычно это: анкета заемщика, ксерокопии документов, удостоверяющих его личность, заявление на предоставление кредита. Срок передачи этих документов в банк должен быть указан в договоре. Обычно это следующий рабочий день за днем совершения продажи товара. Изучив документы, банкиры решают, выдавать ли вашему покупателю кредит.

Вся ответственность за передачу банку документов заемщика ложится на вашу фирму. Если они оформлены неверно, то банк вправе отказать в перечислении денег.

Если речь идет о незначительных ошибках – вроде опечаток – то их достаточно исправить и банк примет положительное решение. Но на исправление уйдет время, а в договор банки обычно закладывают обязанность фирмы заплатить штраф за нарушение срока передачи документов.

И это не единственный недостаток такой формы сотрудничества. Представьте: изучив переданные вами документы покупателя, в банке решили, что не могут выдать ему кредит. А товар вы покупателю уже продали. В этом случае вам остается требовать от покупателя либо возврата товара, либо его полной оплаты. И то, и другое – дополнительные хлопоты.

Этих проблем можно избежать, договорившись с банком о том, что он направит к вам своих представителей. Именно они, а не ваши сотрудники будут оформлять документы ваших покупателей и прямо на месте принимать решение о выдаче им кредита. Но такой способ взаимодействия обойдется вам дороже – комиссия банка может вырасти до 10 процентов от суммы кредита.

Штраф банк может предусмотреть и за отсутствие у вас товара, на покупку которого уже выдал кредит. Впрочем, некоторые банки ограничиваются указанием в договоре вашей обязанности зарезервировать товар, который решил приобрести потенциальный покупатель, на необходимый для выдачи ему кредита срок.

Соглашаясь на такие условия, не забывайте и о своих интересах. Чтобы у банкиров не возникло желания затягивать перечисление вам денег, обязательно укажите в договоре предельный для этого срок. И предусмотрите, что в случае его нарушения банк должен выплатить вам проценты за каждый день просрочки.

Как остаться на вмененке

Если вы работаете на вмененке, то, начав продавать товары или оказывать услуги в кредит, рискуете с ней попрощаться. В Минфине убеждены, что из сферы действия ЕНВД выпадает весь оборот товаров, проданных в кредит, поэтому с него нужно платить все обычные налоги (письмо от 11 мая 2004 г. № 04-05-12/26). Своим коллегам из финансового ведомства вторят и налоговики (письмо МНС от 13 мая 2004 г. № 22-1-15/895).

Чиновники ссылаются на статью 346.27 Налогового кодекса. В ней сказано, что на вмененку можно рассчитывать при продаже товаров только за наличный расчет. А при продажах в кредит часть денег поступает по безналу.

В некоторых фирмах довольно быстро нашли способ, позволяющий и с чиновниками не спорить, и с вмененкой не расставаться. По статье 346.27 под ЕНВД подпадает продажа товаров не только за наличный расчет, но и с использованием пластиковых карт. Причем любых – и дебетовых (на них «лежат» деньги владельца карты) и кредитных (на них банк зачисляет деньги, предоставляемые в кредит).

Поэтому ничто не мешает банку оформлять вашим покупателям кредитную карту и сразу зачислять на нее сумму кредита. Этой картой покупатель и рассчитается с вами за товар, что сохранит за фирмой право на вмененку.

Правда, есть у этого способа одна неприятная особенность. Получив кредитку, человек может передумать покупать приглянувшийся ему товар именно у вас и отправиться за ним к вашим конкурентам. Чтобы этого не произошло, банк, заключая с вашим потенциальным покупателем кредитный договор, должен указать в нем целевое назначение кредита – покупку определенного товара именно у вашей фирмы.

Кассовый вопрос

Обязанность применять ККМ при расчетах не только наличными деньгами, но и пластиковыми картами вносит смуту в умы бухгалтеров тех фирм, которые торгуют в кредит. Не прицепятся ли налоговики к тому, что чек будет пробит только на часть стоимости товара – ту, которую покупатель внес наличными? Вдруг проверяющие заявят, что нужно пробивать по кассе полную стоимость?

К счастью, до такого налоговики еще не дошли. «Чек нужно выбить только на ту сумму, которую вы получили наличными», – ни секунды не сомневаясь, сказали нам в «ведающем» контрольно-кассовой техникой отделе департамента организации налогового контроля ФНС.

Антон ЕЛИСЕЕВ


Источник материала: «Расчет»

Начать дискуссию

Бесплатно с Самозанятые

Какие риски несет работа с самозанятыми: первые итоги новых проверок Минтруда. Конспект вебинара с видео и тестированием

Сейчас сотрудничество с самозанятыми сопряжено с большими рисками: ФНС тщательно мониторит работу организаций с плательщиками НПД во избежание подмены трудовых отношений. В конспекте вебинара рассказали, как безопасно работать с самозанятыми и снизить риски.

Какие риски несет работа с самозанятыми: первые итоги новых проверок Минтруда. Конспект вебинара с видео и тестированием
Банки

Банки будут блокировать денежные переводы мошенникам

Если кредитные организации пропустят перевод отправителю из базы ЦБ с мошенниками, им придется вернуть клиенту все похищенные деньги.

15 курсов по ресторанному делу: обучение управлению рестораном

От уровня сервиса зависит прибыльность ресторана или гостиницы. Управляющие организуют работу персонала, хозяйственную деятельность заведения, контролируют финансовые потоки. Они решают проблемы клиентов, если нужно — улаживают конфликты. От управляющих и администраторов во многом зависит впечатление, которые получают клиенты от обслуживания и общения с персоналом, а также психологический климат в коллективе. 

15 курсов по ресторанному делу: обучение управлению рестораном

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🧨 Завтра последний день сдачи отчетности за второй квартал! Собрали разборы, курсы и вебинары, которые помогут составить отчеты без ошибок

До 25 июля ИП и организации должны сдать отчетность за второй квартал (полугодие) в ИФНС и СФР. Сделали подборку материалов «Клерка», которые помогут бухгалтеру составить идеальный отчет без ошибок и стресса.

Иллюст рация: Вера Ревина / Клерк.ру
НДС

По НДС будут новые преференции

Закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, предусматривает ряд позитивных новшеств по НДС.

👍 На «Клерке» появился налоговый калькулятор для самозанятых

Налог на профессиональный доход будет рассчитан автоматически, если указать суммы, которые были получены от физлиц и компаний.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мегамаркет запустил обучающий проект для консультантов на маркетплейсах

Селлеры на маркетплейсах, которые захотят обратиться за услугами по сопровождению своего бизнеса, увидят, что конкретный эксперт прошел обучение.

Самые дикие налоговые проблемы, в которые встряли уехавшие из России айтишники в 2024

Попытка налоговой отхватить 6% с продажи квартиры в Грузии у налогового нерезидента РФ, двойное налогообложение заработанной крипты от российской ФНС, а также штраф 30% за сдачу в аренду недвижимости в Германии — в этой статье мы собрали самые жуткие истории из жизни, с которыми налоговые юристы сталкивались на практике.

Налоговые проверки

Как ФНС определяет зависимых лиц: основные критерии

Есть случаи, когда ответственность по налоговым долгам компании несут зависимые от нее лица. При этом взаимозависимость сначала должна доказать налоговая. Рассказываем, какие критерии для этого используют налоговики.

Как ФНС определяет зависимых лиц: основные критерии
Расчетный счет

На что обращать внимание в тарифах РКО при выборе банка

Расчетно-кассовое обслуживание — это главная банковская услуга для предпринимателей. Именно от выбранного банка и предложенного тарифа зависит, насколько выгодными будут условия по ежедневно совершаемым операциям. В статье рассказываем, на какие факторы следует обратить внимание, чтобы не ошибиться при выборе кредитной организации для бизнеса.  

На что обращать внимание в тарифах РКО при выборе банка

На Госуслугах начали принимать заявки на IT-отсрочку от военной службы

До 6 августа сотрудники аккредитованных IT-компаний могут подать заявление на отсрочку в осенний призыв.

НК РФ

Минфин обратил внимание на важные новшества в налоговом администрировании

Совершенствование налогового администрирования предусмотрено законом, который реализуют отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, который 23 июля Госдума приняла окончательно.

Главные офисы госкомпаний перенесут в регионы

Владимир Путин хочет перенести основные структуры государственных компаний в регионы, где они ведут деятельность.

Что нужно успеть сделать собственнику бизнеса до конца 2024 года, чтобы не попасть на деньги

Приветствую вас, дорогие читатели! На связи Ольга Ульянова, аудитор. Учитывая поток вопросов, поступающих от клиентов, я решила выпустить сегодня обзор на тему предстоящих изменений законодательства. Но рассказать не о самих изменениях, а о том, о чем предпринимателям целесообразно позаботиться заранее.

Что нужно успеть сделать собственнику бизнеса до конца 2024 года, чтобы не попасть на деньги

Число фальшивой налички сократилось на 31%

Специалисты нашли больше одной тысячи поддельных 5-тысячных купюр.

Заявление кредитора о банкротстве должника: как подать в Федресурс и в арбитраж?

Как кредитору подать в Федерсурс и арбитраж заявление о банкротстве должника и какие приложить документы.

Заявление кредитора о банкротстве должника: как подать в Федресурс и в арбитраж?

Инвестиции компаний в цифровые технологии выросли на 80%

Объем финансирования передовых отечественных программ превысил 180 млрд рублей.

УСН

По УСН будет ряд улучшений в Налоговый кодекс

23 июля Госдума окончательно приняла закон с изменениями в НК в рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы. В том числе он содержит ряд новшеств по УСН.

Розничные сети хотят равных условий с маркетплейсами

В Госдуме прошел круглый стол «Применение лучших практик офлайн-ретейла в сфере интернет-торговли».

Интересные материалы

Зарплата

Закон о налоговой политике 2023-2025 затронул и зарплаты

23 июля Госдума в третьем окончательном чтении приняла закон с изменениями в НК, которые реализуют отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. Среди прочего они затрагивают заработную плату и НДФЛ с нее.