Вопрос, который поднимается в Письме Минфина РФ от 19.08.2008 № 03-11-04/3/391, важен для всех «упрощенцев»: кто вправе применять УСНО? Почему вдруг снова встает данный вопрос?
Путаницу внесло недавно появившееся Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – Постановление № 556), которое выпущено во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2008 года. Но обо всем по порядку.
Согласно ст. 1 Закона № 209-ФЗ этот документ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Он направлен на развитие, обеспечение благоприятных условий и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства. Также Законом № 299-ФЗ определяются формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержки, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельности.
Вполне закономерно встает вопрос о том, кто же относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ к ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна быть выше 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
– микропредприятия – до 15 чел.;
– малые предприятия – до 100 чел. включительно;
– средние предприятия – от 101 до 250 чел. включительно;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, предприятие, имеющее право на применение УСНО, и малое предприятие по определению Закона № 209-ФЗ – понятия неидентичные. Предприятие может быть малым в соответствии с Законом 209-ФЗ, но не иметь права на применение «упрощенки». И этот факт вносит путаницу.
Поскольку к малым предприятиям относятся организации со средней численностью работников до 100 чел., такое же требование выдвигается предприятиям для применения УСНО, «упрощенцы» достаточно спокойно отреагировали на появление Закона № 209-ФЗ. Правда, предлагалось снять данное ограничение или увеличить численность работников, на что последовал ответ: ограничение по численности работников при применении специальных налоговых режимов, снижающих налоговую нагрузку на предпринимателей, является обоснованным, в связи с чем Минэкономразвития России не поддерживает предложения, изложенные в обращении (Письмо Минэкономразвития РФ от 26.08.2008 № Д05-3577).
Совсем недавно вышло Постановление № 556, вступающее в силу со дня его официального опубликования и распространяющееся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008. В данном постановлении установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
– микропредприятия – 60 млн. руб.;
– малые предприятия – 400 млн. руб.;
– средние предприятия – 1 000 млн. руб.
Согласно ст. 346.13 НК РФ для «упрощенцев» важным ограничением является величина предельного размера доходов – 20 млн. руб. с учетом коэффициента-дефлятора. В 2008 году данная величина составила 26,8 млн. руб. (Письмо Минфина РФ от 11.04.2008 № 03-11-04/2/70). Вполне понятно желание «упрощенцев» применить в качестве ограничения по доходам цифру 60 млн. руб., установленную Постановлением № 556, вместо 26,8 млн. руб., тем более что если сделать простой расчет, то 26,8 млн. руб. в год – это немного больше 2 млн. руб. в месяц, а при допустимой средней численности работников в 100 человек – это объем выпущенной продукции (работ, услуг), стоимость которой всего чуть больше 22 000 руб. в месяц. Какая же может быть зарплата у таких работников с учетом налоговой нагрузки и рентабельности деятельности?
Сравним предельные значения соответствующих показателей, установленные для применения УСНО гл. 26.2 НК РФ, и предельные значения, определенные Законом № 209-ФЗ.
Закон № 209-ФЗ | УСНО |
Доля в уставном капитале | |
не должна превышать 25% | не более 25% |
Средняя численность работников | |
за предшествующий календарный год: – микропредприятия – до 15 чел.; – малые предприятия – до 100 чел. включительно; – средние предприятия – от 101 до 250 чел. включительно. | за налоговый (отчетный) период не превышает 100 чел. |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) | |
за предшествующий год без учета НДС: – микропредприятия – | за текущий отчетный (налоговый) период 20 млн. руб. с учетом коэффициента-дефлятора (в 2008 году – 26,8 млн. руб.) |
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов | |
не установлена[1] | не превышает 100 млн. руб. |
Логичным было бы предположить, что предельная величина доходов для «упрощенцев», прописанная в НК РФ и установленная Постановлением № 556 (для микропредприятий – 60 млн. руб., а для малых – 400 млн. руб.), должна быть одинаковой, ведь УСНО применяют малые предприятия и микропредприятия. Безусловно, хотелось бы увеличить предел доходов до 400 млн. руб., но и цифра в 60 млн. руб., думаю, порадовала бы многих. Это, конечно, обычная практика применения одинаковых понятий для далеких друг от друга областей экономики в разных значениях. Но может быть пора определиться с тем, какое предприятие считать микро, а какое малым, и использовать во всех нормативных документах единое понятие, тем более что Закон № 209-ФЗ для реализации господдержки малого и среднего предпринимательства предусматривает такие меры, как:
– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
– упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
– упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности и др.
Отвечая на поставленный вопрос, кто же может применять УСНО, Минфин в комментируемом письме вполне законно отвечает, что условия перехода на упрощенную систему налогообложения установлены гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. То есть ни Закон № 209-ФЗ, ни Постановление № 556 не являются основанием для предоставления налогоплательщикам права на применение УСНО. Поэтому «упрощенцы» обязаны руководствоваться гл. 26.2 НК РФ и ждать изменений, благодаря которым расширится круг предприятий и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на УСНО.
В СМИ прошла информации о том, что готовится к принятию законопроект «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ», расширяющий круг предприятий, имеющих право на применение УСНО: предельная величина доходов будет увеличена до 60 млн. руб. (за 9 месяцев – до 45 млн. руб.). Возможно, принятие данного законопроекта будет шагом к сближению понятий «малое предприятие» и «предприятие, имеющее право на применение УСНО».<
Начать дискуссию