На вопросы отвечает Елена Макашина, начальник отдела налогообложения прибыли (дохода) Управления ФНС России по Челябинской области.
Услуги по усовершенствованию сайта можно списать в расходы
– Компания оплатила услуги сторонней организации по раскрутке сайта – его оптимизировали с целью повышения посещаемости. Подскажите, можем ли мы уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость таких работ?
– Да, вы вправе учесть сумму, потраченную на раскрутку сайта с целью увеличения числе посетителей, в качестве расходов на рекламу. Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ, в состав подобных затрат входит в том числе стоимость рекламных мероприятий через средства массовой информации и телекоммуникационные сети. Под это определение подходит и продвижение собственного сайта через поисковые системы в интернете.
– Значит, мы можем учесть их как расходы на рекламу в полном объеме?
– Совершенно верно. Вы можете уменьшить прибыль на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
При модернизации компьютера старый «системник» нельзя учесть как отдельный объект
– На днях мы провели модернизацию компьютера – поставили более мощный системный блок. Но старый находится в рабочем состоянии, и мы не собираемся его списывать. Можно ли его учесть как отдельный инвентарный объект?
– Нельзя, поскольку инвентарный объект – это обособленный комплекс конструктивносочлененных предметов, представляющих собой единое целое (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». – Примеч. ред.). Раз системный блок не может функционировать без монитора, клавиатуры и блока питания, то его нельзя признавать самостоятельным объектом. Вам следует отразить его на счете 10 «Материалы». Причем и в бухгалтерском, и в налоговом учете старый системный блок следует оприходовать по рыночной стоимости. При исчислении налогооблагаемой прибыли эту стоимость надо включить в доходы – таково требование подпункта 13 статьи 250 Налогового кодекса.
– Скорее всего в ближайшее время мы используем старый системный блок при ремонте другого компьютера. Вправе ли наше предприятие отразить его стоимость в затратах?
– Да, но не целиком, а в пределах 24 процентов. Дело в том, что материальные расходы в виде имущества, полученного при разборке или демонтаже основных средств, равны налогу на прибыль от величины внереализационного дохода. Здесь подразумевается рыночная стоимость, по которой вы учли старый системный блок при модернизации компьютера. Вам нужно умножить эту сумму на ставку налога, то есть на 24 процента, и вы получите допустимый размер расходов, которые можно учесть при налогообложении прибыли.
Для подтверждения расходов на электронный авиабилет нужна квитанция
– Сотрудник полетел в командировку в другой город на самолете. Деньги ему мы выдали под отчет, билет он покупал сам. В агентстве ему выдали только кассовый чек. Достаточно ли его, чтобы списать в расходы стоимость перелета?
– К сожалению, чека недостаточно. Кроме него нужны еще дополнительные документы, которые должна выдать компания, распространяющая билеты. Без них вы не вправе сформировать затраты. В этом случае не выполняется условие статьи 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов.
– Какие именно дополнительные документы нужно приложить к авансовому отчету?
– Вам понадобится маршрут/квитанция электронного пассажирского билета. В нем указана информация о пассажире, перевозчике, номере и дате отправления рейса, об аэропортах в пунктах отправления и назначения, об оплате. Маршрут/квитанцию оформляют на бланке строгой отчетности либо на простом бланке с приложением чека ККМ или другого документа об оплате на бланке строгой отчетности. Такой порядок установлен приказом Минтранса России от 08.11.06 № 134. Так как у вас есть чек, то вам достаточно приложить к авансовому отчету маршрут/квитанцию на произвольном бланке.
Расходы на осмотр затопленного офиса можно отнести к прочим
– У организации есть право собственности на этаж нежилого здания, там расположен офис. Недавно на верхних этажах произошел пожар, и офисное помещение оказалось залито водой. Мы оплатили услугу по техническому обследованию нашего этажа и получили заключение, что состояние офиса не является аварийным. Учитываются ли расходы на техобследование в целях налогообложения прибыли?
– Да, вы можете отнести стоимость техосмотра к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. – Примеч. ред.). Ваша организация как работодатель должна принять меры по предотвращению аварийных ситуаций и сохранению жизни и здоровья работников. Это закреплено статьей 212 Трудового кодекса. Таким образом, обследование офиса на предмет выявления возможных последствий затопления, опасных для жизни и здоровья сотрудников, – обязанность, предусмотренная законом.
– А тот факт, что техническое обследование показало отсутствие аварийного состояния офиса, както влияет на списание затрат?
– Нет.
При отъезде в командировку заранее стоимость билета и проживания нельзя включить в затраты
– Работник выезжает в Новосибирск для участия в конференции, которая будет проходить с 16 по 18 октября. Приказ на командировку – с 15 по 19 октября (с учетом времени на дорогу). Сотрудник приобрел билет на 12 октября. Как в таком случае компания должна учитывать расходы на проезд и проживание в налоговом учете?
– При определении налога на прибыль вы вправе учесть только стоимость гостиницы с 16 по 18 октября и обратного билета. Что касается периода с 12 по 14 октября включительно, а также билета до Новосибирска, то компания может их оплатить только из прибыли, оставшейся после налогообложения. Раз сотрудник отбыл раньше, чем наступила командировка, то, по сути, он уехал не по служебной надобности, а по личным делам. Следовательно, проезд до места назначения и проживание по 14 октября не являются обоснованными расходами.
– А за какие дни платить суточные?
– С 15 по 19 октября, как отмечено в командировочном удостоверении.
Сумму дисконта по собственным векселям можно включать в расходы в пределах лимита
– Наша компания выдает своим поставщикам собственные векселя с формулировкой о погашении «по предъявлении, но не ранее чем…». Векселя выдаются на сумму большую, чем по договору поставки. Какую часть этой разницы мы можем включить в наши налоговые расходы после погашения векселя?
Вы можете списать в расходы всю сумму дисконта, если выполняется следующее условие. Размер дисконта (который представляет собой проценты по кредиту) не должен отклоняться более чем на 20 процентов от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, то есть в той же валюте, на те же сроки и в сопоставимых объемах под аналогичные обеспечения (ст. 269 НК РФ. – Примеч. ред.).
Начать дискуссию