Финансовый кризис и антикризисные меры

На прошлой неделе в Хургаде (Египет) прошла Пятая Открытая Международная Банковская Конференция «Денежные переводы. Розничные банковские услуги». В ходе проведения конференции главный редактор ИА «Клерк.Ру» Алена Тулякова встретилась с президентом Московской международной валютной ассоциации Алексеем Мамонтовым и попросила рассказать посетителям портала о причинах и последствиях мирового финансового кризиса.
Финансовый кризис и антикризисные меры
На фото президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов

На прошлой неделе в Хургаде  (Египет) прошла Пятая Открытая Международная Банковская Конференция «Денежные переводы. Розничные банковские услуги». В ходе проведения конференции главный редактор ИА «Клерк.Ру» Алена Тулякова встретилась с президентом Московской международной валютной ассоциации Алексеем Мамонтовым и попросила рассказать посетителям портала о причинах и последствиях мирового финансового кризиса.

Алексей, расскажите о генезисе мирового финансового кризиса. Почему он возник?

Принято считать, что кризис возник первоначально из-за рискованной кредитной политики коммерческих банков Соединенных Штатов Америки, выдачи ими высокорисковых кредитов. Эти кредиты секъюритизировались на фондовом рынке, что повлекло за собой последующие потрясения и в Еврозоне, и на рынках Азии. Сейчас кризис добрался и до нас.

Это видимая сторона, поверхностное объяснение этого кризиса. Более глубокой причиной, на мой взгляд,  являются те перекосы, которые за последние 10-15 лет формировались в мировой экономической политике и на глобальных финансовых рынках -  перекосы в сторону чрезмерного развития инструментов рефинансирования с опорой на, казалось бы, надежные ценные бумаги, в итоге оказавшиеся высокорисковыми.

Мы столкнулись впервые с тем, что глобальный рынок действительно стал глобальным рынком финансовых инструментов. Регулирование же этого рынка, к сожалению, осуществляется различными институтами, и даже порой не международными  организациями. Так вот, финансовые рынки уже глобализовались, а финансовая политика еще нет. И то, что сегодня происходит, рано или поздно должно было произойти.

США являются главным игроком в мировой финансовой системе - 22% ВВП, примерно столько же торгового оборота и львиная доля финансового рынка. Но США продемонстрировали в определенный момент, мягко говоря, очень слабое регулирование своей финансовой системы. Я бы сказал, что сегодня мир переживает то, что мы переживали в 1998-м году. То есть, 2008 год на глобальном рынке – это 1998 год в России. Если в 1998 году все россияне оказались заложниками и жертвами неразумной и неграмотной экономической и финансовой политики своего правительства, то сегодня примерно таким же заложником или жертвами безответственной экономической и финансовой политики администрации США оказались практически все страны.

США, являясь глобальным игроком на мировом рынке, должны были, как казалось, взять на себя определенную ответственность -  опережающим образом регулировать свою финансовую систему, упреждающим образом регулировать риски, возникающие в этой системе. Но этого не случилось. Кроме того, большую роль в возникновении кризиса здесь сыграли также дисбаланс политических амбиций и экономических интересов.

 Считается, что мировой финансовый кризис возник в августе 2007 года. Почему же нас он коснулся только сейчас?

Пока кризис разворачивался в Соединенных Штатах, наш рынок достаточно спокойно пережил эту первую фазу. Вспомните упреждающие действия правительства и Центрального Банка еще в сентябре-октябре прошлого года! Они дали ожидаемый эффект и расползание кризиса в банковской системе России было остановлено. Следующая волна пришла летом 2008 года, и вот тут уже события приняли разрушительный характер. Правительство и ЦБ РФ, денежные власти страны практически в ежедневном режиме должны были мониторить ситуацию, в ежедневном режиме принимать важнейшие решения по удержанию ситуации под контролем.

Похоже, что иностранный капитал начали выводить из России, не дожидаясь, пока кризис доберется и до нас?

Если идет речь о выводе иностранного капитала, утратившего на фоне низкого экономического роста всякое доверие к вложениям в производство, в промышленность, в активы компаний, то это была глобальная тенденция. Сами понимаете, что при угрозе рецессии капиталы, прежде всего, уходят из компаний, которые не покажут никакого роста. А рецессия, которую в начале прогнозировали только в США, пришла и в Европу. И то, что мы сейчас видим на валютном рынке падение курса евро по отношению к доллару, - это тот самый отложенный эффект, который должен был прийти в связи с тем, что страны Еврозоны фактически уже вступили вслед за США в фазу рецессии.

Соответственно, вывод капиталов, повышение процентных ставок. С 1 января 2008 года совокупный внешний долг России вырос до 527 млрд. долларов. Это примерно 30% ВВП. Конечно, с точки зрения стабильности курса это не играет большой роли. Как вы знаете, сейчас золотовалютные резервы превышают эту цифру, составляя порядка 557 млрд. долларов США. Но заметьте, при том, что в этой цифре динамично снижалась доля государственного долга (в итоге она составила всего-навсего 38, 9 млрд. долларов), резко росла задолженность негосударственного сектора и, особенно, банковской системы. За полугодие она выросла вчетверо - с 49,9 млрд. долларов до 191,3 млрд.долларов.

Единственное, что в этой ситуации радует, - что не росла краткосрочная задолженность, даже уменьшалась немножко. Сейчас она составляет где-то порядка 103 млрд. долларов, что в общем-то некритично. В целом устойчивость системы налицо. Но, тем не менее, блокировка источников внешних заимствований не могла не сказаться на целом ряде банков, особенно банков, которые практиковали безудержное продвижение продуктов потребительского кредитования. Это была просто гонка, высокорисковая гонка: потребительское кредитование, ипотечное кредитование, расчет на то, что используя привлечение дешевых ресурсов из-за рубежа, победить конкурентов, выйти в лидеры этого рынка.

Многие банки бросились на этот рынок, тем более, что предыдущие годы показывали, что в наибольшей степени росла рентабельность именно у тех банков, которые, несмотря на высокие риски кредитования, развивали этот бизнес.

Есть ли в России свои особые причины финансового кризиса, которых нет на Западе?

Я считаю, что у нас нет сейчас кризиса ликвидности, а есть кризис доверия. Вот смотрите. Чтобы справиться с трудностями, банки, которые не были допущены к внешним источникам финансирования, обращались на межбанковский рынок. Но в сложный период все банки, естественно, стали придерживать свои средства, и сегодня по сути межбанковский рынок по сути встал.

Кстати говоря, это указывает еще на одну очень важную причину разворачивания кризиса именно в России, которого нет на западном направлении. Это - низкая капитализация российской банковской системы и хронический разрыв между короткими пассивами и долгими активами. Разрыв, который многие банки покрывали за счёт межбанковского рынка. По существу, российская банковская система, во всяком случае, большая ее часть, в основном подпитывались за счет рынка межбанковского кредитования. Сами понимаете, если он встает, встает вся банковская система. И уроки этого были - в 2004 году так и произошло.

Чем ситуация 2004 года отличается от ситуации 2008 года?

Огромное отличие 2004 года в том, что тогда банковская система России осталась один на один с разворачивающимся кризисом, а в некоторых позициях регулятор не только игнорировал проблемы, свалившиеся на систему, но и усугублял положение этой системы и отдельных банков. Сегодня – отличия разительные! Власть учла уроки 2004 года, и я считаю, что во многом последствия сегодняшнего кризиса уже демпфированы и будут еще смягчены, несмотря на его гораздо большую разрушительную силу.

Нам, банковским ассоциациям, сейчас даже не приходится так уж особо и лоббировать: любые вопросы, любые проблемы рассматриваются в первоочередном порядке. Любые инициативы внимательно изучаются и оперативно принимаются все необходимые решения.

Какие решения были уже приняты?

Летом этого года нам всем еще казалось, что тяжесть кризиса можно будет преодолеть достаточно легко. И первое решение было, конечно, на поверхности: имея такое количество избыточных денежных ресурсов, государство не могло не пойти навстречу банковскому сектору, и не укрепить бампер ликвидности этой системы через проведение бюджетных аукционов и размещение свободных средств в ряде банков, допущенных к этим аукционам.

Отмечу, что эти средства (и это сразу же стало понятно!) оседают в немногих банках и не достигают большинства «сосудов» банковcкой системы. Они  оказались перекрыты кризисом доверия. Ликвидность в системе есть, однако у каждого банка допуск к этой ликвидности разный. Естественно, мы тоже обратили на это внимание. И, кстати говоря, те меры, которые сегодня предпринимаются, призваны обеспечить как раз большую сообщаемость сосудов, чтобы не допустить некроза отдельных участков системы и омертвления в них денежных потоков и финансовых услуг.

Какие еще меры были предприняты? Буквально на днях был принят закон о дополнительных мерах по поддержке российской финансовой системы на законодательном уровне. Кстати, очень важный момент: власть и здесь сработала настолько консолидировано и оперативно, что это действительно заслуживает аплодисментов. Мне редко приходится отпускать комплименты нашим регуляторам, но здесь макроэкономический блок сработал действительно эффективно и грамотно. Эти меры гораздо более важные, чем, например, повышение размеров гарантий по вкладам. 

Второй по значимости момент - это то, что ЦБ РФ получает право заключать договора поручительства и компенсировать часть убытков, возникающих у коммерческих банков, кредитующих на межбанковском рынке, если у их контрагентов в течение этого периода будут отозваны лицензии. Ещё больший эффект дало введение системы беззалогового кредитования Банком России коммерческих банков, имеющих международные рейтинги. А таких сегодня в системе до 120.  То есть, я хочу сказать, что денежные власти обратили, наконец, внимание на то, что необходимо не просто накачивать ликвидность, но и следить за тем, чтобы она разогревала все сосуды, «растирала» от «заморозки» всю банковскую систему. Иначе она превратится опять в свою противоположность, в структуру, состоящую из нескольких государственных и огосударствленных банков. А это, - путь в тупик, поскольку рынком двигает конкуренция.

Еще один важный момент. В числе вводимых новаций и та, которая позволяет Внешэкономбанку за счет размещенного у него депозита ЦБ РФ, рефинансировать внешнюю задолженность российских компаний вплоть до конца года. Я уже говорил о том, что краткосрочная задолженность составляет 103 млрд. долларов, поэтому 50 млрд. долларов - это абсолютно комфортная цифра, которая уже обеспечивает для компаний в условиях кризиса по крайней мере передышку до того момента, когда они смогут и сами рефинансировать свою задолженность.

Какие дополнительные меры сейчас обсуждаются, но еще не приняты?

И Ассоциация российских банков, и наша ассоциация рассматривали такие вопросы. Например, порой у населения создается впечатление, что помогают только государственным банкам. Это очень опасный момент, и поэтому обязательно нужно указывать, что есть меры поддержки, которые непосредственно касаются всех банков. Иначе население просто заберет из частных коммерческих банков свои деньги. Размер гарантированного депозита сейчас повышен на законодательном уровне в семь (!) раз, - до 700 000 рублей, но мы сталкиваемся с тем, что даже в пределах гарантированного депозита население забирает деньги и кладет в ячейки или вовсе уносит «под матрас».

Мы предложили в своем обращении, направленном в правительство, все-таки решить наконец эту проблему и, по крайней мере, в пределах гарантированного депозита ввести режим безотзывности. Это в значительной степени поможет всем банкам, а не отдельно избранным сохранить свою устойчивость. Это опять-таки очень важный момент, его надо оперативно решать, потому что население все больше поддаётся паническим настроениям, когда вокруг только и говорят о кризисе.

Расскажите о последствиях кризиса. Чем он нам всем грозит?

Во-первых, сразу надо сказать, что кризис не минует никого. Ни одного человека. Вопрос только в тяжести его последствий на каждом человеке, компании, кредитной организации, наконец, в целом на стране. Поскольку, еще раз говорю, этот кризис  - глобальный. Если нагревается такое тело, как глобальный рынок, то соответственно, даже самая большая планета, обращающаяся в орбите этого тела, нагревается тоже. Страны СНГ сейчас тоже входят в фазу этого кризиса. Украина, например. Казахстан уже, по сути дела, даже раньше России начал ощущать на себе удары кризиса. Так что никто не пройдет мимо этого кризиса и последствия его уже сейчас очевидны – это замедление темпов экономического роста, сокращение занятости, падение платежеспособности, новое обесценение залоговых активов, которое, думаю, скоро начнется уже и в России, связанное с движением цен на недвижимость вниз.

Все это, скорее всего, отразится и на банковском секторе. У целого ряда банков будут отозваны лицензии в связи с невозможностью ими проводить платежи своих клиентов. И это нормально, банки, слабокапитализированные, проводившие рискованную кредитную политику, неспособные выдержать испытания кризисом  должны будут уйти с рынка. Кстати, в предыдущие годы, большинство лицензий отзывались, мы считаем по сомнительным обвинениям в их причастности к легализации преступно нажитых доходов и финансированию терроризма. Памятуя об этом, мы в своем обращении к правительству предложили  ввести на время кризиса мораторий на отзыв лицензий для кредитных организаций по основаниям, не связанным с финансовой устойчивостью этих организаций, со способностью выполнять свои обязательства.

Когда все это кончится? Кризис же не вечен.

Это самый интересный момент. Оптимисты говорят – это на полгода, другие дают кризису год-полтора, а скептики считают, что кризис будет развиваться и 2 и 3 года и более. Я считаю, что гадать «на кофейной гуще» бессмысленно. Необходимо прежде понять, что именно нас может вывести из этого кризиса. И вот тут мы подходим к главной, ключевой вещи. Антикризисные действия, предпринимаемые в рамках отдельной страны, не принесут скорого результата. Необходимы совместные скоординированные действия правительств всех развитых и развивающихся стран.  И такие  примеры мы уже видим :  на днях одновременное снижение учетных ставок было осуществлено ведущими центральными банками мира. Вот если и в дальнейшем действия всех органов денежного регулирования будут консолидированными, то, думаю, можно будет склониться к оптимистической отметке сроков его окончания.

А пока по итогам кризиса нас ждут глобальные изменения. То, что сейчас происходит – это наша плата - пусть и высокая! - за будущее мироустройство более устойчивой и эффективной мировой финансовой системы.  Кроме того, в результате этого кризиса мир уже в недалеком будущем, через 20-25 лет подойдет к созданию наднациональных органов регулирования глобального денежного рынка и введению единого международного расчетно-платежного средства. А как оно будет называться — «интеро», «глобо», или «поло» -  уже не суть важно.

Начать дискуссию