Учет в строительстве

Если доходов не было...

В начале своей деятельности строительная организация не имела доходов. Можно ли признать расходы в целях налогообложения прибыли? Как правильно заполнить налоговую декларацию? Ответы - в нашей статье.

В начале своей деятельности строительная организация не имела доходов. Можно ли признать расходы в целях налогообложения прибыли? Как правильно заполнить налоговую декларацию? Ответы - в нашей статье.

Начало хозяйственной деятельности

Рассмотрим типичную ситуацию: фирма зарегистрирована в IV квартале 2008 года. И на конец года доходов не получила.

Однако расходы в этом периоде имела - на заработную плату и единый социальный налог работников фирмы, аренду офиса, услуги банка. Если отразить эти расходы в налоговом учете, то в декларации по налогу на прибыль возникнет убыток. А значит, не избежать приглашения в налоговую инспекцию на «убыточную» комиссию.

Пункт 8 статьи 274 Налогового кодекса РФ определяет убыток как отрицательную разницу между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения. И в этой связи у бухгалтера могут возникать сомнения: а допустимо ли формирование убытка в отсутствие доходов? Налоговые инспекторы на местах нередко придерживаются именно такой точки зрения и отказывают в признании убытка.

ЕСТЬ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО РАЗМЕРУ ПЕРЕНОСИМОГО УБЫТКА?

Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.

При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с особенностей, предусмотренных статьями 283, 264.1, 268.1, 275.1, 280 и 304 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/534). Таким образом, организации вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений относительно налоговой базы.

Ситуация с убытком, по сути, не отличается от заявленного к возмещению НДС. Дело в том, что убыток, полученный по итогам года, налогоплательщик сможет использовать для уменьшения налоговой базы в следующие отчетные (налоговые периоды). Такая процедура именуется «перенос убытков на будущее» и регламентируется статьей 283 Налогового кодекса РФ.

Для ответов на поставленные вопросы имеет принципиальное значение, заключила ли строительная фирма договоры с заказчиками.

Бухгалтерский учет расходов в отсутствие заказов

Начнем с бухгалтерского учета. Для отражения расходов, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Однако на данном счете учитывают расходы, связанные с обычными видами деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Объясняется это тем, что Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета допускает списание расходов будущих периодов на счета затрат на производство (20, 23, 25, 26) или расходов на продажу (44). А корреспонденцию счета 97 с субсчетом «Прочие расходы» счета 91 она не предусматривает.
В отсутствие заключенных договоров с заказчиками строительная фирма счет 20 «Основное производство» применять не вправе. Ведь аналитический учет по этому счету строится по видам строительной продукции, а на практике - по объектам строительных работ. Такой метод учета именуется «позаказным».

В итоге затраты подготовительного периода в течение месяца фирма учитывает на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Однако на конец месяца эти счета не могут иметь сальдо, поэтому их следует закрыть на счет 97.
Проводки по расходам подготовительного периода будут выглядеть следующим образом:

ДЕБЕТ 26 (25) КРЕДИТ 70 (69, 76, 02 ...)
- учтены расходы по обычным видам деятельности;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26 (25)
- списаны расходы подготовительного периода;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 51

- отражены расходы на услуги банка.

А счет 20 «Основное производство» можно открывать не ранее даты заключения договора с заказчиком.

Отметим, что фирма, организованная в IV квартале, годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию не представляет. Основание - пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговый учет и контроль

Налоговое законодательство не ставит возможность признания расходов в зависимость от наличия доходов. Однако в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ указано, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Исходя из этого критерия и нужно оценивать понесенные затраты.

Принципиального запрета на признание расходов в отсутствие доходов не имеется.

Эту позицию неоднократно подтверждал Минфин России. Так, в письме от 17 июля 2008 г. № 03-03-06/1/414 чиновники указали, что понесенные организацией экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы ввиду отсутствия в текущем отчетном периоде доходов от производства и реализации относятся в целях налогообложения прибыли на убытки. Так же считает и подавляющее большинство арбитражных судей (например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 8 февраля 2008 г. № А65-6037/07, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4297).

Наконец, из определения Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 366-О-П следует, что обоснованность расходов подтверждают именно намерения и цели (направленность) реальной деятельности налогоплательщика, а не ее результат.

КОГДА МОЖНО НАЧАТЬ ПОГАШАТЬ УБЫТОК?

Минфин России разъяснил, что перенос убытков на будущее возможен по итогам отчетного периода (письмо от 15 июня 2007 г. № 03-03-06/1/383).

Однако фирма, применяющая в качестве отчетных периодов месяц, два месяца, три месяца и т. д., сможет воспользоваться убытками прошлых лет для уменьшения налоговой базы только через три месяца. Эта особенность вытекает из структуры декларации. Действительно, сумма убытков прошлых лет должна быть перенесена в строку 110 листа 02 из строки 150 приложения № 4 к листу 02. Но, согласно пункту 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н, это приложение включают в состав декларации только за I квартал и налоговый период. Получается, что декларации за месяц и за два месяца не содержат данных для заполнения строки 110 листа 02.

Получается, что фирма сможет «отстоять» перед налоговиками убыток в том случае, если докажет направленность своей деятельности на получение дохода.
В этом ей помогут не только заключенные договоры с заказчиками, но и предварительные договоры (ст. 429 Гражданского кодекса РФ), часто именуемые протоколами о намерениях, размещенная реклама, заявки на участие в тендерах, исходящие письма с коммерческими предложениями.

Декларирование убытка

Итак, фирме предстоит обосновать коммерческую направленность затрат подготовительного периода. Иначе считается, что задекларированный убыток не подтвержден. Причем налоговый инспектор не обязан доказывать, что фирма осуществляла расходы без намерения получить доходы. Дело в том, что презумпция невиновности применяется к правонарушениям (п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ). А за убыток ответственность не установлена (ст. 106 Налогового кодекса РФ).
Рассмотрим особенности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.

Расходы подготовительного периода отражают по строкам 030 и 040 листа 02 декларации. Итоговый убыток показывают по строке 060 в виде суммы со знаком минус (в первой ячейке слева). А налоговая база по строке 100 будет равна нулю (п. 8 ст. 274 Налогового кодекса РФ). В состав годовой декларации новой фирмы за 2008 год войдут:

- Титульный лист (лист 01);
- подраздел 1.1 Раздела 1 («нулевой»);
- лист 02, приложения № 1 («нулевое») и № 2 к листу 02.

Форма налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н.

Но убыток, полученный по итогам 2008 года, фирма вправе принять в уменьшение налоговой базы с 2009 года. Для этого сумму убытка нужно отразить в приложении № 4 к листу 02 деклараций, относящихся к 2009 году.

Обратите внимание: даже если фирму не вызовут на «убыточную» комиссию по итогам «подготовительного» года, списание убытков прошлых лет в будущем повлечет документальную проверку «первички». Такое требование содержит письмо Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/206. Так что мероприятий налогового контроля не избежать.

Начать дискуссию

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчёту зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле своё 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Интересные материалы

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.