Бухгалтерский учет

Бухгалтерский и налоговый учеты: развод по-русски или брак по расчету?

Стремительно изменилась наша страна. Многие перемены, и хорошие, и плохие, известны всем. Но только специалисты знают, какой переворот произошел в работе великого труженика - бухгалтера. В последнее время бухгалтерии захлестнул целый вал нововведений, от которых может пойти кругом голова даже у ветеранов отечественного учета, прошедших через горнило рыночных преобразований, начиная с 1991 года. Здесь и очередное "упрощение" платежей в государственные внебюджетные фонды, и "улучшение" климата для деятельности малых предприятий, и многое другое. Самое же главное - введение новой системы налогового учета по налогу на прибыль. Как на это реагировать? Нужен ли сейчас вообще бухгалтерский учет, или вся деятельность финансовых служб организации должна быть направлена на удовлетворение фискальных интересов государства? На этих и ряде других моментах мы и остановимся в данной статье, в которой будут подробно рассмотрены вопросы формирования "налоговой себестоимости" продукции (работ, услуг) и возможные схемы ведения налогового учета.

Доцент Е.Н. Иванов
Опубликовано: журнал "Помощник бухгалтера"

Стремительно изменилась наша страна. Многие перемены, и хорошие, и плохие, известны всем. Но только специалисты знают, какой переворот произошел в работе великого труженика - бухгалтера. В последнее время бухгалтерии захлестнул целый вал нововведений, от которых может пойти кругом голова даже у ветеранов отечественного учета, прошедших через горнило рыночных преобразований, начиная с 1991 года. Здесь и очередное "упрощение" платежей в государственные внебюджетные фонды, и "улучшение" климата для деятельности малых предприятий, и многое другое. Самое же главное - введение новой системы налогового учета по налогу на прибыль. Как на это реагировать? Нужен ли сейчас вообще бухгалтерский учет, или вся деятельность финансовых служб организации должна быть направлена на удовлетворение фискальных интересов государства? На этих и ряде других моментах мы и остановимся в данной статье, в которой будут подробно рассмотрены вопросы формирования "налоговой себестоимости" продукции (работ, услуг) и возможные схемы ведения налогового учета.

1. Неизбежен ли был "развод"?

Сразу скажем, скорее всего, да.

Однако есть еще вопрос о степени удаления. Даже бывшие супруги часто имеют после развода много общего, остаются друзьями, вместе воспитывают детей, помогают друг другу. Как же происходит "развод" у нас? Чем дальше, тем ожесточеннее.

Появление системы налогового учета по НДС (имеются в виду счета-фактуры - первичные документы налогового учета; книги продаж и покупок - регистры налогового учета) не идет ни в какое сравнение с нынешним развитием событий.

Противники новаций, введенных главой 25 НК РФ, выдвигают ряд аргументов. Рассмотрим их в первую очередь.

Бухгалтерский учет, как мощная информационная модель хозяйственно-финансовой деятельности, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной картины деятельности организации и ее имущественного положения. В знании этой картины заинтересованы как внутренние пользователи бухгалтерской отчетности (руководители, учредители, участники), так и внешние (инвесторы, кредиторы и другие). Необходимость бухгалтерского учета в практике хозяйствующих субЪектов и их взаимоотношениях с государством не подвергалась сомнению во всем мире за более чем его 500-летнюю историю.

МНС РФ, которое было всего лишь одним из внешних пользователей бухгалтерской отчетности и материалов бухгалтерского учета, получило после введения в действие главы 25 НК РФ законодательную поддержку своих амбиций. Именно собственных амбиций, а не интересов государства и, самое главное, его кормильцев - налогоплательщиков.

Именно как амбициозное воспринято оппонентами автономного налогового учета высказывание руководителя Департамента налогообложения прибыли МНС РФ К.И. Оганяна, приведенное в журнале "Российский налоговый курьер", N 10/2001: "в России будет первая в мире система самостоятельного налогового учета, предполагающая, что прибыль определяется не на основании данных бухгалтерского учета, а на основании регистров налогового учета".

Ранее, в интервью газете "ЭиЖ", N 37/2001 К.И. Оганян предал гласности свою доктрину: "Бухгалтерское и налоговое законодательство не должны пересекаться. Бухгалтерский учет не стоит на месте, причем развивается он в направлении, противоположном налоговому законодательству. Все более многочисленными и громоздкими становятся корректировки, которые вносятся в данные бухгалтерского учета в целях налогообложения. Эта разница достигла своего предельного ресурса, назрела необходимость что-то менять. В результате возникла идея введения налогового учета, полностью отделенного от бухгалтерского".

Зачем все же нам было оказываться впереди стран Европы, успешно применяющих континентальную систему сосуществования бухгалтерского и налогового учетов, которая предполагает практически полное их совпадение при минимальном количестве корректировок?

Неужели этот подход, который работал у нас до 2002 года, настолько изжил себя, что возникла необходимость в создании полностью автономной информационной системы налогового учета? Кто подсчитывал, сколько сил и средств необходимо вложить в реализацию новой системы огромному большинству организаций, где взять для этого квалифицированные кадры? А ведь, кстати, само налоговое ведомство постоянно жалуется на нехватку юристов, из-за чего регулярно проигрываются судебные споры с налогоплательщиками.

Неужели законодателю были представлены настолько обескураживающие сведения о громадных суммах недоплаты по налогу на прибыль, обусловленных порочностью "идущего в другом направлении" бухгалтерского учета, что это заставило поддержать срочное "изобретение" для данного налога отдельной громоздкой системы учета? Наверное, дело так не обстояло.

Кроме того, известно, что соотношение бухгалтерского и налогового видов учета четко отражает роль государства в экономической жизни общества.

Чем здоровее экономика страны, тем меньше разница между прибылью, сформированной по правилам бухгалтерского учета, и прибылью для налогообложения. Например, бухгалтерская прибыль по шведским правилам налогообложения равна налогооблагаемой, исключение составляют только представительские расходы, на которые корректируется (восстанавливается) налогооблагаемая прибыль, если эти расходы превышают предельный норматив.

Тем не менее, доводы многочисленных специалистов и практиков - противников автономной системы налогового учета были проигнорированы, и "развод" бухгалтерского и налогового учетов по налогу на прибыль состоялся.

Сейчас представители налоговых органов являются ревнителями традиционного бухгалтерского учета лишь постольку, поскольку на нем базируются расчеты налога на имущество. В несколько меньшей степени необходимы данные бухгалтерского учета и отчетности для исчисления налога на пользователей автодорог и НДС (данные о полученных авансах, аналитические данные по счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" и др.). Ну что же, возможно, все еще впереди...

Вместе с тем, налогоплательщик будет по-прежнему нести ответственность за отсутствие регистров бухгалтерского учета (согласно статьям 120 и 166 НК РФ). Это относится, например, к случаям отсутствия инвентарных карточек учета основных средств (форма N ОС-6) при проверке расчета налога на имущество.

Если у налогоплательщика отсутствуют данные бухгалтерского учета, необходимые для расчета НДС, то согласно п. 7 ст. 166 НК РФ налоговый орган может исчислить суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Так что, "дедушке" - бухгалтерскому учету приходится "держать порох сухим"... Должен ли налогоплательщик, однако, надеяться на чудо - отказ от налогового учета по налогу на прибыль вообще? Вряд ли.

Однако тенденция к сближению позиций оппонентов явно просматривается.

В том же интервью "РНК" К.И. Оганян отмечает (в ответ на резкую критику идеи автономного налогового учета со стороны специалистов Минфина РФ), что "не предполагается введение абсолютно самостоятельного учета, нового плана счетов, своих первичных документов. Будет единый план счетов бухгалтерского учета, будут единые первичные бухгалтерские документы. Дальше начнутся отличия. Регистры налогового учета будут составляться на основании первичных бухгалтерских документов, а декларация, в свою очередь, будет составляться на основании регистров налогового учета".

Выходит, хотели как лучше, а получается "как всегда": громоздко, а, следовательно, трудоемко, и накладно. Кроме того, переход к новой системе происходит в спешке, "на марше", без разработанных документов, четко регламентирующих налоговый учет.

Согласимся все же, что в реалиях нашего государства независимое существование бухгалтерского и налогового видов учета является в определенной степени обоснованным: необходимо постоянно бороться с недобросовестными налогоплательщиками - "специалистами" по разработке схем "минимизации налогов", многие налоговые корректировки вытекают из опыта хозяйственной практики, во многом новой для традиций отечественного бухгалтерского учета. Однако их противопоставление может и не доводиться до абсурда введением практически дублирующей системы налоговых регистров. Чего только стоит рекомендуемый МНС РФ "Регистр учета поступления денежных средств". Что нового он привнесет в расчет налога на прибыль по сравнению с аналитической информацией, имеющейся в регистрах бухгалтерского учета по счетам 50, 51, 52? И это притом, что часто цитируемый нами К.И. Оганян заявляет: "...налоговые регистры будут закрывать только те отрезки учета, где имеются различия между бухгалтерским учетом и налогообложением. Мы не собираемся дублировать бухгалтерский учет. Это не эффективно и не рационально". Это суждение (которое на деле не соответствует разработанным МНС РФ регистрам налогового учета) полностью отвечает абзацу первому ст. 313 НК РФ, в которой говорится о том, что "...налоговый учет организуется в тех случаях, если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета".

2. Брак по расчету и особенности определения расходов при расчете налога на прибыль.

Что же оставалось делать организациям после введения в действие главы 25 НК РФ? Ничего, кроме как исполнять закон, т.е. разрабатывать и внедрять новую для них систему учета. В противном случае придется отвечать перед налоговыми органами по всей строгости закона.

Учитывая все вышесказанное, бухгалтерам пришлось (а кому-то - думаем, таких немало - только приходится), опираясь на рекомендации МНС РФ, а также специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, разрабатывать систему налогового учета по налогу на прибыль, максимально адаптируя ее к особенностям своей организации и минимизируя затраты как по разработке, так и (главное) по последующей эксплуатации данной системы. Кроме того, необходимо было правильно платить налог на прибыль как в течение I полугодия 2002 года, так и по его итогам.

Как известно, глава 25 НК РФ внесла значительные изменения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Изменился состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, введено специальное понятие амортизируемого имущества, изменился порядок начисления амортизации по нему, порядок формирования налоговой базы.

Система налогового учета разрабатывается организацией самостоятельно и закрепляется в ее положении по учетной политике для целей налогообложения. В качестве приложений к данному положению утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, выбранные организацией.

Аналитические регистры налогового учета могут вестись в виде разработочных таблиц, справок бухгалтера и других группировочных документов в бумажном или электронном виде безотносительно к счетам бухгалтерского учета (согласно ст. 314 НК РФ). Аналитические регистры должны содержать информацию о хозяйственных операциях (дату, сумму, описание и т.п.) и их группировку для целей налогообложения (по отдельным статьям доходов и расходов). Статья 313 НК РФ определяет обязательные реквизиты форм аналитических регистров налогового учета:

    • наименование регистра;

    • период (дату) составления;

    • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

    • наименование хозяйственных операций;

    • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Естественно, что организация может получить максимум информации для ведения налогового учета у его "старшего брата" - бухгалтерского учета, с которым у первого должен быть прочный "брак по расчету", что подразумевает постоянное использование данных бухгалтерского учета (а также соответствующих бухгалтерских приемов и алгоритмов) для составления налоговых расчетов.

Далее. При ведении налогового учета по налогу на прибыль налогоплательщику приходится преодолевать многочисленные недоработки, противоречия и неясности, которые (пока???) имеют место в главе 25 НК РФ - модифицированном (зачастую не лучшим образом) варианте прошлого Положения о составе затрат... О некоторых проблемах речь и пойдет ниже.

Самой серьезной для налогоплательщиков явилась проблема исчисления "налоговой себестоимости" продукции (работ, услуг), т.е. расходов организации, учитываемых в целях обложения налогом на прибыль.

Незадолго до подписания номера в печать Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" были утверждены долгожданные поправки в главу 25 НК РФ. Так как бухгалтерии полгода работали в прежней редакции главы 25 НК РФ, мы считаем полезным (и в порядке нацеливания на исправление отдельных позиций налогового учета, и в порядке аналитического упражнения) рассмотреть ряд вопросов с учетом и без учета внесенных поправок.

Итак, как известно, для российских организаций обЪектом обложения налогом на прибыль является полученный доход, уменьшенный на величину расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ. С последними, в связи с их группировкой и определениями, приведенными в соответствующих статьях данной главы, и возникли основные неясности. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с группировкой расходов организации.

Первое. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются согласно п. 2 ст. 252 НК РФ на 2 категории:

    • расходы, связанные с производством и реализацией;

    • внереализационные расходы.

Далее. Расходы, связанные с производством и реализацией, во-первых, включают в себя (согласно п. 1 ст. 253 НК РФ):

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Во-вторых, все вышеуказанные расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на (согласно п. 2 ст. 253 НК РФ):

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Наконец, согласно ст. 318 НК РФ, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начислений, то, с целью распределения расходов между смежными отчетными периодами, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

Причем в действовавшей до последнего времени редакции кодекса к прямым расходам относились:

    • материальные расходы в части сырья и материалов, образующих основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

    • все расходы на оплату труда;

    • амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг).

К косвенным расходам относятся все остальные расходы текущего периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном обЪеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

При наличии нескольких классификаций (группировок по разным основаниям) расходов важно понимать, насколько они независимы или, наоборот, подчинены друг другу.

Между тем, при работе с данными классификациями у налогоплательщиков возникло много вопросов. Например, куда относить заработную плату работников структурного подразделения организации, занимающегося научными исследованиями или опытно-конструкторскими разработками, - в состав прямых или косвенных расходов? Такой же вопрос возникает в отношении заработной платы административно-управленческого персонала. Здравый смысл сопротивляется тому, чтобы относить затраты на личное страхование работников в составе расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ) к прямым расходам.

Анализ "мелькания" по статьям главы 25 НК РФ термина "прямые расходы" показывает, что деление расходов на прямые и косвенные, существенно влияющее на определение налоговой базы по налогу на прибыль, все же является локальным, а именно относится только к расходам, представленным в пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ, т.е. только к расходам, связанным с изготовлением (производством), хранением и доставкой собственной продукции (выполнением работ, оказанием услуг), приобретением и (или) реализацией (работ, услуг, имущественных прав).

Оборотной стороной вышеприведенного уточнения является то, что все остальные классы расходов, поименованные в п. 1 ст. 253 НК РФ, не подразделяются на прямые и косвенные. Все они являются косвенными расходами. Кроме того, по большей части эти расходы суть расходы будущих периодов (например, расходы на проведение НИОКР, на страхование).

Исходя из сделанного нами уточнения, подтверждаемого, кстати, экспертом "ЭиЖ" М. Власовой в ответе на аналогичные вопросы (см. Приложение к "ЭиЖ" "Вопрос-Ответ", N 3/2002), заработная плата персонала - кроме занятого изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав) - включается в состав косвенных расходов по элементу расходы на оплату труда.

В более общем контексте, косвенные расходы, по нашему мнению, учитываются в разрезе всех элементов, перечисленных в п. 2 ст. 252 НК РФ (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы).

Таким образом, заработная плата работников, занятых НИОКР, содержанием и эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием основных средств и иного имущества, поддержанием их в исправном состоянии, войдет в состав косвенных расходов организации (по элементу "расходы на оплату труда").

Как же быть с заработной платой руководства организации, ее директора, главного бухгалтера и других управленцев?

До ознакомления с поправками к главе 25 НК РФ основной позыв был включить заработную плату административного персонала в состав прямых расходов (дабы не "унижать" управленцев отнесением расходов на их содержание к прочим расходам).

Теперь, после вступления в законную силу принятых поправок к главе 25 НК РФ, разделение расходов на прямые и косвенные производится следующим образом:

"К прямым расходам относятся:

    • материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 254 настоящего Кодекса;

    • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

    • амортизационные отчисления по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг;

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.".

(Обратим внимание на то, что и до внесения поправок налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области оказания услуг, выполнения работ, должны были включать в сумму прямых расходов, кроме расходов, предусмотренных п. 1 ст. 318 НК РФ, расходы на оплату труда основного производственного персонала и суммы единого социального налога, начисленного на сумму расходов на оплату труда основного производственного персонала, осуществленные в текущем месяце (согласно п. 4 ст. 319 НК РФ). Из-за небрежности формулировок могло сложиться впечатление, что расходы на оплату труда основного производственного персонала должны были учитываться дважды.)

Кстати, еще одна, пятая по счету, "бессистемная" классификация расходов содержится в ст. 315 НК РФ. Она строится по признаку представления расходов в расчете налоговой базы отчетного (налогового) периода:

1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав;

2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

4) расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;

6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

7) внереализационные расходы.

Далее. Перейдем к рассмотрению формирования "налоговой себестоимости" реализованной продукции (работ, услуг) и связанными с данным вопросом расчетами налоговой стоимости незавершенного производства (НЗП), готовой и отгруженной продукции.

При решении рассматриваемой задачи следует учитывать, что в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ расходы, понесенные налогоплательщиком, делятся на:

    • расходы, учитываемые в целях налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

- расходы, учитываемые в размере фактически произведенных затрат,

- расходы, учитываемые в пределах установленных нормативов (например, расходы на добровольное страхование работников, расходы на рекламу, представительские расходы и др.);

    • расходы будущих периодов и убытки, приравниваемые к ним, учитываемые в целях налогообложения "в рассрочку" (расходы на НИОКР, расходы на освоение природных ресурсов, убытки прошлых лет и обособленно убытки от деятельности обслуживающих производств и хозяйств; убытки от реализации амортизируемого имущества и др.). Данные расходы (убытки) в доле, определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ, учитываются в составе расходов либо убытков соответствующего отчетного (налогового) периода;

    • расходы и убытки, не учитываемые в целях налогообложения.

Итак, налог на прибыль отчетного периода (по основной ставке 24%) будет равен:

ННП = (S Дi - S Рi) * 0,24, где

S Дi - сумма полученных за отчетный период доходов (от реализации и внереализационных);

S Рi - сумма вычитаемых расходов (связанных с производством и реализацией - в части прямых расходов, относящихся к реализованной продукции, и полной суммы косвенных расходов, относящихся к отчетному периоду, а также внереализационных расходов).

Одной из самых сложных задач для производственных предприятий явится как раз определение суммы прямых расходов, относящихся к реализованной продукции. Сложность состоит в необходимости распределения прямых расходов, о котором говорилось выше (на НЗП, отгруженную продукцию и пр.).

Приведем содержание ст. 319 НК РФ, дающей "ключи" к решению данного вопроса (уже в редакции принятых поправок):

"Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных

1. Под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и остатках (в натуральных измерителях) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Для налогоплательщиков, производства которых связаны с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь. При этом, в целях настоящей главы под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию.

Для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем обЪеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки Н3П пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав материальных расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и остатках готовой продукции на складе (в натуральных измерителях) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

3. Оценка остатков окруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в натуральных измерителях) и прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.".

Самым сложным здесь является этап оценки НЗП. На страницах нашего издания данный вопрос уже подробно исследовался (см. статью А.Г. Немца "Первый квартал: школа выживания", опубликованную в "ПБ", NN 4/2002 и 5/2002). Остановимся на нем еще раз, учитывая, что для производственных предприятий, которые по цитируемому тексту ст. 319 НК РФ как раз и относятся к "прочим" (можно, конечно с очень большой долей натяжки, отнести, например, машиностроительные предприятия к предприятиям, обрабатывающим исходное сырье - металл), сумма прямых расходов распределяется на остатки Н3П исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости (в первоначальной редакции ст.319 НК РФ), или пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции (в редакции принятых поправок).

Сложность заключается в двух моментах.

Первый - в необходимости организационных мероприятий по отладке оперативного учета "незавершенки" на предприятиях, которые не особенно обращали внимание на этот участок, учитывая, что у налоговых органов раньше не доходили до него руки...

Второй - далеко не все организации занимались планированием себестоимости выпускаемой продукции.

Напомним коротко вопросы, связанные с бухгалтерским учетом НЗП, для чего рассмотрим учет НЗП на примере машиностроительного производства, в состав незавершенного производства которого входят детали и полуфабрикаты собственного производства, подлежащие дальнейшей обработке или сборке; приостановленные заказы; продукция неукомплектованная, не прошедшая испытаний и технической приемки; затраты на незаконченную наладку выпускаемой продукции.

Не относятся же здесь к НЗП неисправимый брак, материалы, находящиеся в цехах и не подвергнутые обработке, затраты по освоению новых производств и новых изделий.

В системе бухгалтерского учета фактическая величина произведенных затрат в незавершенном производстве представляет собой сальдо по счету 20 "Основное производство". Для определения себестоимости НЗП необходимо знать его количественное выражение в числе деталей, изделий, качественные характеристики их степени готовности и, далее, провести правильную стоимостную оценку "незавершенки". Фактическое число оставшихся на разных стадиях обработки и сборки деталей и полуфабрикатов выявляется путем проведения инвентаризации.

На предприятиях массового и крупносерийного производства инвентаризацию проводят по деталям, а не по операциям, на предприятиях же единичного и мелкосерийного производства - пооперационно с применением маршрутных карт.

В соответствии с п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, НЗП в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

    • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

    • по прямым статьям затрат;

    • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции НЗП отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Организации (строительства, науки, геологии и др.), которые осуществляют в отчетном году расчеты с заказчиками в соответствии с заключенными договорами за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, и использующие для их учета счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", отражают в балансе по стр. 213 "Затраты в незавершенном производстве" принятые заказчиком этапы по договорной стоимости. При инвентаризации такие организации проверяют наличие и содержание договоров и актов приемки выполненных работ.

И, наконец, организации торговли и общепита, которые, пользуясь вариантностью учетной политики, не признают издержки обращения полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, отражают по стр. 213 баланса сумму транспортных расходов, относящихся к остатку непроданных товаров.

Далее. Учитывая то, что глава 25 НК РФ не дает определения метода плановой (нормативной, сметной) себестоимости, а формулировка "пропорционально доле прямых затрат в плановой стоимости" не прибавляет ясности, организации согласно ст. 11 НК РФ могут раскрыть свою трактовку данного метода в учетной политике для целей налогообложения, используя при этом, в том числе, и отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Напомним также коротко сущность упомянутых бухгалтерских методов калькулирования себестоимости.

Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную калькуляции.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период (год, квартал).

Сметные калькуляции являются разновидностью плановых. Они составляются на разовое изделие или работу для определения ее цены.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих в организации технически обоснованных норм расхода сырья, материалов и других текущих затрат. Нормативные калькуляции могут составляться последовательно на детали, узлы, сборочные соединения и изделия в целом, а также только на изделия в целом.

Отчетные или фактические калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость продукции (выполненных работ).

Используя вышеизложенное, рассмотрим на конкретных примерах, относящихся к различным отраслям, вопросы налоговой оценки (в соответствии с новой редакцией ст. 319 НК РФ) прямых расходов, относящихся к НЗП, готовой продукции на складе, реализованной продукции, отгруженной, но нереализованной продукции.

Машиностроительное предприятие

ПРИМЕР 1. В ЗАО "Марс", выпускающем механические мясорубки, внедрен нормативный метод учета с подетальной калькуляцией. Налоговый учет доходов и расходов в организации ведется по методу начислений. Нормативная себестоимость 1 мясорубки составляет 500 руб. Цена реализации (с НДС) - 1200 руб. На начало января 2002 года в цехах имеются остатки НЗП (по нормативной себестоимости) на сумму 5000 руб., из которой прямые расходы составляют 900 руб. (расшифровка сумм прямых расходов в разрезе элементов затрат в примере не проводится). Остаток готовой продукции на складе на 01.01.2002 - 30 мясорубок.

В январе 2002 года предприятием было произведено 500 мясорубок. Со склада было отгружено 400 шт., причем 380 мясорубок было реализовано, а 20 передано на реализацию по договорам, предусматривающим иной порядок перехода права собственности (в бухгалтерском учете их движение отражено на счете 45 "Товары отгруженные).

Сумма затрат на производство и реализацию по нормативной себестоимости составила за январь 275000 руб. Фактические прямые расходы на производство в январе 2002 года - 80000 руб. Сумма фактических косвенных расходов, относящихся к январю 2002 года, - 204000 руб.

Приведем табличное распределение прямых расходов (в руб.), необходимое для последующего исчисления налога на прибыль.

Таблица 1. Расчет суммы прямых расходов, приходящихся на НЗП на 01.02.2002

NN

пп.

Показатели

В сумме

прямых расходов

Шт.

По нормативной себестоимости

1

Остаток НЗП на 01.01.2002

900

5000

2

Сумма расходов за январь

80000

275000*

3

Итого:

80900

280000

4

Доля прямых расходов

28,9% ((80900 : 280000) * 100%)

5

Выпуск готовой продукции в январе

72250 (250000 * 0,289)

500

250000 (500 * 500 шт.)

6

Остаток НЗП на 01.02.2002

8650 (80900 - 72250)

30000

*) в реальности данная величина непосредственно "не осязаема", поэтому сначала по результатам инвентаризации собирается величина в строке 6, а показатель в строке 2 выводится балансовым методом или не выводится вообще, поскольку значение в строке 3 можно получить сложением значений в строках 5 и 6.

Таблица 2. Расчет суммы прямых расходов,

приходящихся на остаток готовой продукции на складе на 01.02.2002

NN

пп.

Показатели

В сумме

прямых расходов

Шт.

По нормативной

себестоимости

1

Остаток готовой продукции на складе на 01.01.2002

4500 (150** * 30 шт.)

30

15000

2

Выпуск готовой продукции в январе

72250

500

250000

3

Итого:

76750

530

265000

4

Доля прямых расходов

28,96% ((76750 : 265000)* 100%)

5

Отгружено продукции в январе

57920 (200000 * 0,2896)

400

200000

6

Остаток готовой продукции на складе на 01.02.2002

18830 (76750 - 57920)

130

65000

**) условная величина - сумма прямых расходов, приходящихся на одно изделие, взятая из калькуляции прошлого месяца. На начало января 2002 года у организации могут быть готовые изделия, сданные на склад не в декабре 2001 года, а в предыдущие месяцы. В этом случае приходится калькулировать долю прямых расходов (в смысле главы 25 НК РФ) в месяцах поступления таких изделий на склад организации. Видимо, это обстоятельство показалось настолько ужасающим, что поправками была внесена в ст. 10 Вводного закона (от 06.08.2001 N 110-ФЗ) следующую норма: "Стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров (работ, услуг), определенная по состоянию на 31.12.2001 в соответствии с порядком, действующим до вступления в силу главы 25 НК РФ, учитывается в налоговом учете как стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров (работ, услуг), по состоянию на 01.01.2002". Если принять данную норму как руководство к действию, то в строках 1 таблиц 1 и 2 следует в графе "В сумме прямых расходов" взять показатели из бухгалтерского учета. Впоследствии разница между оценкой по балансовой стоимости и оценкой по прямым затратам "рассосется".

Таблица 3. Расчет суммы прямых расходов, приходящихся на отгруженную,

но нереализованную продукцию на 01.02.2002

NN

пп.

Показатели

В сумме

прямых расходов

Шт.

По нормативной

себестоимости

1

Остаток отгруженной, но нереализованной продукции на 01.01.2002

-

-

2

Отгружено продукции в январе

57920

400

200000

3

Итого:

57920

400

200000

4

Доля прямых расходов

28,96% ((57920 : 200000) * 100%)

5

Реализовано продукции

55024 (190000 * 0,2896)

380

190000 (500 * 380 шт.)

6

Остаток отгруженной, но нереализованной продукции на 01.02.2002

2896 (57920 - 55024)

20

10000

Итак, доход, полученный в январе 2002 года от реализации мясорубок (т.е. выручка-нетто), равен 380000 руб. (1000 * 380).

В предположении, что предприятие не имело других доходов и не имело внереализационных расходов за январь, сумма налога на прибыль составит:

(380000 - (55024 + 204000)) * 0,24 = 29034,24 руб.

Здесь:

55024 руб. - сумма прямых расходов на производство и реализацию продукции в январе 2002 года, относящихся к реализованной продукции (строка 5 таблицы 3);

204000 руб. - сумма косвенных расходов, относящихся к январю 2002 года;

0,24 - ставка налога на прибыль.

Торговое предприятие

Рассмотрим особенности определения расходов по торговым операциям в соответствии со ст. 320 НК РФ и с учетом внесенных поправок, которые здесь и далее выделены курсивом:

"Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям

Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей.

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора, складские расходы и иные аналогичные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией товаров. К издержкам обращения не относится стоимость покупных товаров, которая учитывается при реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса. Стоимость покупных товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца.

3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 настоящей статьи) к стоимости товаров (п. 2 настоящей статьи).

4. Определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.".

(Обратим внимание на то, что, во-первых, осталась не исправленной небрежность в формулировке п. 2: во-первых, следовало говорить не о реализованных, а об отгруженных товарах; во-вторых, включив покупную стоимость реализованных товаров в состав прямых расходов, законодатель "забыл" оговорить, что известный и ранее алгоритм распределения издержек обращения (вышеизложенные пункты 1 - 4) теперь относится лишь к части прямых расходов, а именно - только к транспортным расходам.)

Важным является то, что при реализации покупных товаров их стоимость приобретения определяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов (в редакции принятых поправок):

    • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

    • по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

    • по стоимости единицы товара;

    • по средней стоимости.

Для организаций оптовой торговли представляется немаловажным, что поправками добавлен метод "по стоимости единицы товара". Организации же розничной торговли, для подавляющего большинства которых единственно приемлемым является метод "средней стоимости", теперь избавлены от необходимости доказывать, что их технологические особенности не позволяют применить методы ФИФО или ЛИФО.

Естественно, что целесообразно использовать одинаковый метод оценки в целях и бухгалтерского учета, и налогообложения. (Необходимо иметь в виду, что в неторговых организациях, реализующих собственные товары, себестоимость реализуемых товаров в бухгалтерском учете должна исчисляться в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.)

В главе 25 НК РФ не приводится специальное определение понятия "транспортные расходы". Следовательно, в соответствии со ст. 11 НК РФ, необходимо ориентироваться на идентичное понятие из нормативного регулирования бухгалтерского учета.

К транспортным расходам торговой организации относятся:

    • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и пр.);

    • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;

    • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.) и утепление (солома, опилки, мешковина и пр.);

    • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и других местах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

    • плата за обслуживание подЪездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Рассмотрим пример расчета налога на прибыль торговой организации.

ПРИМЕР 2. ООО "Марс" занимается оптовой торговлей. Для целей бухгалтерского учета в покупную стоимость товаров включаются такие затраты организации, как вознаграждения посреднику, проценты за банковский кредит, и не включаются расходы по доставке товаров до склада предприятия. Учетной политикой организации на 2002 год (в целях как бухгалтерского, так и налогового учета) предусмотрена оценка товаров при их реализации по средней стоимости.

В январе 2002 года ООО "Марс" продолжало торговлю чаем, упакованным в пачки. На начало месяца на складе имелось 150 пачек чая по цене 30 руб. за пачку. Остаток транспортных расходов на 01.01.2002 составлял 500 руб.

03.01.2002 было приобретено 1000 пачек по цене 35 руб. за пачку. При этом вознаграждение посреднику составило 1500 руб., а оплата сторонней организации за доставку товара - 2000 руб.

14.01.2002 было приобретено 1500 пачек по цене 40 руб. за пачку. Оплата сторонней организации за доставку товара - 2500 руб.

Начисленная за январь 2002 года оплата труда работникам организации и ЕСН на ее сумму составили в совокупности 12500 руб.

Кроме того, организация в январе 2002 года понесла расходы на оплату услуг охранного предприятия в сумме 3000 руб.

29.01.2002 было реализовано 1800 пачек чая по цене 50 руб. (без НДС). Других операций с покупными товарами и других доходов в январе 2002 года ООО "Марс" не имело.

Покажем в таблице 4 расчет налога от фактической прибыли за январь 2002 года.

Таблица 4. (руб.)

NN пп.

Показатель

Шт.

Расчет показателя

1

Остаток товара на 01.01.2002

150

4500 (30 * 150)

2.1

Приобретена первая партия товара

1000

35000 (1000 * 35)

2.2

Приобретена вторая партия товара

1500

60000 (1500 * 40)

3

Итого с остатком (для целей налогообложения)

2650

99500 (4500 + 35000 + 60000)

4

Средняя стоимость 1 пачки чая

37,55 (99500 : 2650)

5

Покупная стоимость реализованного товара

1800

67590 (1800 * 37,55)

6

Стоимость остатка товаров на складе на 01.02.2002

850

31910 (99500 - 67590)

7

Остаток прямых (транспортных) расходов на 01.01.2002

500

8

Транспортные расходы за январь

4500 (2000 + 2500)

9

Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце

5000 (500 + 4500)

10

Стоимость товаров, отгруженных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца (сумма строк 5, 6, или строка 3*)

99500

11

Средний процент как отношение суммы транспортных расходов (п. 9) к стоимости товаров (п. 10)

5,025% ((5000 : 99500) * 100%)

12

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца

1603,48 (31910 * 5,025%)

13

Сумма транспортных расходов, относящаяся к реализованным товарам

3396,52 (5000 - 1603,48)

14

Косвенные расходы января 2002 года

17000 (1500 + 12500 + 3000)

15

Итого расходы января 2002 года

87986,52 (67590 + 3396,52 + 17000)

16

Выручка от реализации товаров в январе 2002 года

1800

90000 руб. (1800 * 50)

17

Налоговая база января 2002 года

2013,48 (90000 - 87986,52)

18

Сумма налога на прибыль

483,24 руб. (2013,48 * 24%)

*) Для розничной торговли приходится этот показатель рассчитывать заново, используя цены реализации. Впрочем, и для оптовой торговли не запрещено брать остатки товаров на складе на конец месяца и стоимость отгруженных товаров по данным бухгалтерского учета, которые отличаются от данных налогового учета за счет затрат на услуги посредников и на проценты по банковским кредитам.

3. Основные принципы организации и ведения налогового учета.

Перед постановкой налогового учета следует определиться со степенью его автономности, т.е. принять ли модель самостоятельного налогового учета либо следовать принципу максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета.

В первом случае (при параллельном ведении бухгалтерского и налогового учетов на основе одних и тех же первичных документов) в достаточно крупной организации должна создаваться обособленная структура. Эта структура может находиться как в составе бухгалтерии, так и вне нее.

Модель полностью автономного налогового учета реальна для крупных организаций, имеющих возможность создания мощных систем автоматизации учета.

Методологически налоговый учет в этом случае может вестись (на основе первичных документов) по принципу формирования облагаемой базы по налогу на прибыль на основе учета отдельных видов доходов и расходов. В организации следует разработать систему аналитических регистров налогового учета, а также организовать документооборот, не препятствующий использованию первичных документов для целей бухгалтерского учета.

Полагаем, что подавляющее число организаций все же остановятся на второй модели - модели сосуществования в рамках единой учетной системы бухгалтерского учета и налогового учета (неизбежного в соответствии со ст. 313 НК РФ на тех этапах учетных операций, на которых НК РФ предусматривает порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета). Поэтому в дальнейшем будем рассматривать варианты "встраивания" элементов налогового учета в действующую в организации систему бухгалтерского учета.

В этом случае должна быть осуществлена постановка работы бухгалтерской службы в части налогового учета, разработаны состав, форма аналитических регистров налогового учета и способы их формирования, а также организован документооборот, предусматривающий, в частности, порядок хранения регистров налогового учета и налоговой отчетности в целом. При этом должны быть определены обЪекты учета, правила ведения бухгалтерского и налогового учета по которым совпадают и, наоборот, различны, разработан порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета, а также определены обЪекты раздельного налогового учета. При этом, следует предусмотреть возможность максимального использования правил налогового учета в бухгалтерском учете (в случаях когда правила бухгалтерского учета допускают различные варианты) В качестве примеров здесь можно привести выбор в бухгалтерском и налоговом учетах одинакового способа оценки материально - производственных запасов при их выбытии, распределение в бухгалтерском учете транспортных расходов торговой организации между реализованными товарами и их остатками.

Рассмотрим отдельно примеры возможных вариантов налогового учета в организациях, применяющих и не применяющих автоматизированные системы бухгалтерского учета.



Читайте продолжение статьи: Бухгалтерский и налоговый учеты: развод по-русски или брак по расчету?

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    ДОБРЫЙ ДЕНЬ, СООБЩИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГДЕ РАБОТАЕТ АвТОР СТАТЬИ Е.Н. ИвАНОв.
    СПАСИБО
    ОЛЬГА НИКОЛАЕвНА
    olganik@berator.ru
Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.