Еще летом все руководители были озабочены подбором персонала на ключевые позиции. Ситуацию красиво называли «кадровым дефолтом». Каждый кандидат мог выбрать одно из шести предложений. Job offer , подписанный со стороны кандидата, не являлся гарантией его выхода на работу именно в эту компанию. Подавляющее большинство кандидатов прибавляли к желаемой зарплате при рассмотрении предложения о работе 15-20% . И, самое забавное, что работодатели соглашались.
Пришла осень. «Рынок кандидата» приказал долго жить. В условиях мирового финансового кризиса компании пересматривают свои бюджеты и сокращают издержки. 50% иностранных компаний и почти 40% российских признались, что пересматривают кадровую политику. Одни приостанавливают поиск сотрудников, другие и вовсе сокращают персонал. Всемирная организация труда (ВОТ) уже посчитала, что в мире работу потеряет около 20 миллионов человек - в первую очередь, в таких сферах как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.
В России массовые сокращения пока не начались. Но баланс сместился в сторону снижения спроса на персонал. Пострадали сферы строительства/девелопмента, банковский сектор, ритейл. В первую очередь, под сокращение попали менеджеры высшего звена с нечеткими функциями или набранные под инвестиционные проекты (советники президентов, руководители инвестиционных проектов). Такие профессионалы составляют 15% от общего числа сокращенных. Во вторую очередь – офисные сотрудники (отделов персонала, маркетинга, рекламы, PR, развития, бухгалтерии) . Их 70%. На сегодняшний день резюме специалистов по маркетингу, рекламе и PR в два раза больше чем вакансий. Из известных компаний заявили о сокращении персонала на 10% Северсталь, КАМАЗ, СУИхолдинг, сеть кофеен «Кофе Хаус».
Кроме того, теперь при поиске новой работы соискателю нужно готовиться к 20% дисконту по зарплате.
Немного статистики…
По данным компании Headhanter, за сентябрь этого года произошло снижение количества вакансий, в первую очередь на позиции топ-менеджеров различных сфер (-31,6%), банковских позиций (-6,5%)и финансового сектора (-6,6%), в сфере управления персоналом (-5,9%), административные позиции (-5,2%), отделов маркетинга и рекламы (-4,3%).
Если посмотреть на профессиональные отрасли, в которых идет снижение спроса на топ-менеджеров, то картина будет такой:
Консультирование -63,4%
Юриспруденция-60,6%
Туризм/Гостиницы/Рестораны-52, 8%
Маркетинг/Реклама/PR-49,51%
Наука/Образование-47,1%
Добыча сырья- 43,75%
Финансы -42,9%
Транспорт/Логистика -39,9%
Производтсво – 39,8%
Инвестиции -39,5%
Строительство/Недвижимость -39,2%
Искусство/Развлечения/Масс-медиа -37,9%
Продажи -37,8%
В области бухгалтерии и финансового учета снижение идет по всем специализациям, кроме специалистов в оффшорах (спрос на них увеличился на 19%). В первую очередь, спрос снизился на специалистов с минимальным опытом работы - на 27,6%, на специалистов по расчету себестоимости - на 24,2%, планово-экономического управления - на 20,2%, специалистов по ценным бумагам - на 19,8%, финансистов по учету счетов и платежей - на 19,7%.
В банковской сфере значительное снижение спроса идет на специалистов на денежном рынке, международных отношениях, торговом финансировании, налогах, разработке новых продуктов, ипотечном кредитовании, трейдинг/дилинг, рынках Forex, розничных кредитах.
Кто виноват?
Последние несколько десятилетий мировая экономика росла в долг. Российские банки брали в долг деньги у западных банков, и под бОльший процент отдавали нашим компаниям. Не секрет, что в первую очередь и пострадали компании, которые зависели от кредитов – строительство, автомобилестроение. Цепочка потянулась дальше – производство стройматериалов, металлургия.
Кому действительно нечем платить по счетам, а кто просто экономит средства – понять здесь трудно. Вместе с тем, ряд консалтинговых компаний -наших партнеров заявляет, что работы прибавилось. Многие хотят знать, как использовать кризис для развития потенциала своей компании. И готовы платить деньги за консультации. Российские производственные компании хоть и урезают зарплаты, но утверждают, что отечественная продукция в кризис пользуется бОльшим спросом, чем импортная. И тоже верят в лучшее.
Что делать?
Кандидату (соискателю)
Во-первых, написать резюме и соотнести требования по зарплате с реальностью. Подумать, в какую сферу вы могли бы себя предложить (особенно, если Вы сотрудник банка или строительной компании). Во-вторых, использовать время для профессионального роста (особенно, если у вас есть личные сбережения и вас уже сократили). И, наконец, научиться экономить…
Руководителю
Во-первых, сказать правду подчиненным о том, что будет тяжело и роста доходов в ближайшее время не предвидится. Дать им выбор – уйти или остаться, а также, по возможности выбрать из двух-трех вариантов мотивационную схему. Во-вторых, создать антикризисную мод ель управления (модель привлечения клиентов, ведения клиентов, новых бизнес-процессов), вовлечь в обсуждение нововведений персонал. В-третьих, загрузить работой, и создать рабочую, а не похоронную обстановку.
Комментарии
2