Налоги, взносы, пошлины

Учет расходов на приобретение справочно-правовых систем

В настоящее время очень многие предприятия при осуществлении своей деятельности используют различные справочно-правовые системы. Как правило, расходы на приобретение таких систем включают в себя приобретение самой программы, а также последующее обновление системы, т.е. ее информационное сопровождение.

В настоящее время очень многие предприятия при осуществлении своей деятельности используют различные справочно-правовые системы. Как правило, расходы на приобретение таких систем включают в себя приобретение самой программы, а также последующее обновление системы, т.е. ее информационное сопровождение.

Для учета приобретенного программного продукта важно, получила ли организация исключительные права на него или нет. В большинстве случаев организации не получают исключительных прав на приобретенный программный продукт или справочно-правовую систему, а получают только право на их использование. Если программа приобретена по лицензионному соглашению, то отражение расходов в целях налогового учета будет зависеть от того, указан ли в договоре срок использования программы.

Если в лицензионном договоре указан конкретный срок использования программы, то в целях бухгалтерского учета согласно пункту 18 ПБУ 10/99 затраты на приобретение программы будут списываться равномерно в течение срока, указанного в договоре. Аналогичный порядок списания расходов будет применяться и в целях налогового учета на основании пункта 1 статьи 272 и подпункта 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Стоимость программы необходимо относить в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Если организация применяет для исчисления налога на прибыль метод начисления, то расходы на приобретение программы уменьшают налог на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Организации, применяющие кассовый метод, согласно пункту 3 статьи 273 НК РФ могут учесть расходы на приобретение программы после их фактической оплаты.

Если в лицензионном договоре не указан конкретный срок использования программы, то в бухгалтерском учете затраты на приобретение программы должны включаться в расходы в течение предполагаемого срока ее использования, который должен быть определен приказом руководителя предприятия. В целях налогового учета расходы на приобретение программы уменьшают прибыль единовременно в том отчетном периоде, когда программа была поставлена. При кассовом методе предприятие может списать расходы сразу после их оплаты.

В целях наибольшего сближения бухгалтерского и налогового учета расходы на приобретение программ и справочно-правовых систем можно и в целях налогового учета списывать равномерно в течение срока действия, установленного в целях бухгалтерского учета. Однако не следует забывать, что при таком способе списания сумма текущего налога на прибыль будет больше.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 26 ПБУ 14/2000 нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются организацией – пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. При этом платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем в расходы отчетного периода. Платежи, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

Расходы на обновление программ в целях бухгалтерского учета согласно пункту 7 ПБУ 10/99 будут являться расходами по обычным видам деятельности, а в целях налогового учета – прочими расходами, связанными с производством и реализацией и будут учитываться ежемесячно по мере обновления программы.

Рассмотрим на конкретном примере, как необходимо учитывать такие расходы в целях бухгалтерского и налогового учета.

Пример.

ООО «Вольт» 1 февраля 2004 года приобрело справочно-правовую систему стоимостью 17700 руб. (в т.ч. НДС 2 700 руб.). Одновременно сроком на 1 год заключен договор на информационное обслуживание системы, стоимость услуг по договору 21 240 руб. (в т.ч. НДС 3240 руб.). Оплата информационного обслуживания произведена единовременно в феврале 2004 года.

Предположим, что срок использования программы соглашением не предусмотрен, и по приказу руководителя он составляет 2 года.

Дебет 97 «Расходы будущих периодов»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

•  15 000 руб. – расходы на приобретение программы отнесены в состав расходов будущих периодов

Дебет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

•  2 700 руб. – учтен НДС по приобретенной программе

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетный счет»

•  17 700 руб. – оплачена справочно-правовая система

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетный счет»

•  21 240 руб. – оплачено информационное сопровождение

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

•  2 700 руб. – принят к вычету НДС по приобретенной и оприходованной программе

Ежемесячно в течение 24 месяцев с момента приобретения программы:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 97 «Расходы будущих периодов»

•  625 руб. – списана часть затрат на приобретение программы (15 000 руб. : 24 мес.)

Ежемесячно в течение года с начала получения информационного обеспечения:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

•  1 500 руб. – отражены расходы на обновление программы (18 000 руб. : 12 мес.)

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

•  270 руб. – учтен НДС по полученному обновлению

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

•  270 руб. – принята к вычету сумма НДС

Если в целях бухгалтерского учета стоимость программы будет списываться равными долями в течение срока, определенного приказом директора, т.е. в течение 24 месяцев, а в целях налогового учета учтена единовременно, то возникнет налогооблагаемая временная разница, которую согласно ПБУ 18/02, следует отразить в бухгалтерском учете.

Дебет 97 субсчет «Налогооблагаемые временные разницы»

Кредит 97 «Расходы будущих периодов»

•  15 000 руб. – отражена налогооблагаемая временная разница

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство»

•  3 600 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство (15 000 руб. х 24%)

Дебет 97 «Расходы будущих периодов»

Кредит 97 субсчет «Налогооблагаемые временные разницы»

•  625 руб. – погашена часть временной разницы (15 000 руб. : 24 мес.)

Дебет 77 «Отложенное налоговое обязательство»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

- 150 руб. – погашена часть отложенного налогового обязательства (3 600 руб. : 24 мес.)

Начать дискуссию

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.

Кадры

Цифра дня. Про высшее образование

Большинству работодателей важно наличие высшего образования у потенциального сотрудника.

Цифра дня. Про высшее образование

Подрядчиков освободили от НДС по счетам эскроу

Строители индивидуального жилья смогут получить налоговые льготы, если будут работать по договорам подряда с использованием счета-эскроу.

Бесплатно с Самозанятые

Какие риски несет работа с самозанятыми. Конспект вебинара с видео и тестированием

Сейчас сотрудничество с самозанятыми сопряжено с большими рисками: ФНС тщательно мониторит работу организаций с плательщиками НПД во избежание подмены трудовых отношений. В конспекте вебинара рассказали, как безопасно работать с самозанятыми и снизить риски.

Какие риски несет работа с самозанятыми. Конспект вебинара с видео и тестированием

Если долг списали в учетной политике банка или другого кредитора, сохраняется ли право на субсидиарку

Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности контролирующее должника лицо, если долг списали в учетной политике банка или другого кредитора.

Банки

Банки будут блокировать денежные переводы мошенникам

Если кредитные организации пропустят перевод отправителю из базы ЦБ с мошенниками, им придется вернуть клиенту все похищенные деньги.

15 курсов по ресторанному делу: обучение управлению рестораном

От уровня сервиса зависит прибыльность ресторана или гостиницы. Управляющие организуют работу персонала, хозяйственную деятельность заведения, контролируют финансовые потоки. Они решают проблемы клиентов, если нужно — улаживают конфликты. От управляющих и администраторов во многом зависит впечатление, которые получают клиенты от обслуживания и общения с персоналом, а также психологический климат в коллективе. 

15 курсов по ресторанному делу: обучение управлению рестораном

Интересные материалы

🧨 Завтра последний день сдачи отчетности за второй квартал! Собрали разборы, курсы и вебинары, которые помогут составить отчеты без ошибок

До 25 июля ИП и организации должны сдать отчетность за второй квартал (полугодие) в ИФНС и СФР. Сделали подборку материалов «Клерка», которые помогут бухгалтеру составить идеальный отчет без ошибок и стресса.

Иллюст рация: Вера Ревина / Клерк.ру