Далеко не всегда организация должна бюджету, случаются и прямо противоположные ситуации, когда казна оказывается должником перед плательщиком налогов. Например, если последний внес обязательные платежи в большем размере. В данных обстоятельствах перед налогоплательщиком появляется выбор: вернуть излишне перечисленные суммы обратно или зачесть их в счет предстоящих обязательств перед бюджетом.
Распоряжаемся излишками
Налоговое законодательство гарантирует права налогоплательщиков на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных ими сумм налогов (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК). Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса, подобные переплаты могут быть зачтены в счет предстоящих налоговых платежей (как по тем же налогам, так и по иным) и погашения недоимки или задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения, либо возвращены их плательщику.
Зачет излишне перечисленных в бюджет средств в счет предстоящих платежей по тому же или другому налогу производится на основании письменного заявления их плательщика по решению инспекции (п. 4 ст. 78 НК). Причем согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78 Кодекса, такой зачет должен осуществляться в соответствии с видом налога, уплаченного в большем размере, а не по уровню бюджета, в который он перечислялся. Например, переплата по налогу на прибыль, признаваемому пунктом 5 статьи 13 Налогового кодекса федеральным, может быть зачтена в счет предстоящих платежей по НДС, который также является федеральным (п. 1 ст. 13 НК). Причем, тот факт, что «прибыльный» налог распределяется между региональным и федеральным бюджетом, никакого значения не имеет. Вместе с тем, в соответствии с теми же нормами законодательства, не смотря на то, что налог на прибыль частично перечисляется в региональный бюджет, произвести зачет излишне уплаченных по нему средств, например, в счет недоимки по транспортному налогу не удастся. А все по той же причине, налог на прибыль и транспортный налог принадлежат к разным видам: первый является федеральным, а второй – региональным.
Что касается возврата сумм переплаты, то подобная процедура возможна лишь в случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по иным налогам того же вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию. Таким образом, сперва переплата должна покрыть имеющиеся задолженности перед бюджетом, и только после этого налогоплательщик может рассчитывать на возврат оставшейся суммы (п. 6 ст. 78 и п. 1 ст. 79 НК).
Интересно, что, по мнению Минфина, высказанному в письме от 2 сентября 2008 года № 03-11-04/2/130, возвращенные из бюджета суммы переплаты должны учитываться в составе налоговых доходов. Так, чиновники главного финансового ведомства, проштудировав статью 251 Налогового кодекса, посвященную доходам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, указали, что в данной норме суммы переплаты, возвращенные из бюджета, не названы. Спорить с приводимыми Минфином доводами не приходится: зафиксированны в данной законодательной норме перечень необлагаемых доходов, действительно, является закрытым. Однако, сама идея включать в налоговые доходы суммы уже уплаченного налога, представляется абсурдной. Кстати говоря, поскольку статья 251 Налогового кодекса распространяет свое действие как на общий режим налогообложения, так и на УСН (который и оказался в поле зрения чиновников в комментируемом письме), следовать указанному Минфину образу действий необходимо как в случае с переплатой по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением утолщенной системы налогообложения, так и при исчислении налога на прибыль организаций.
Благо, сделав столь сомнительные выводы, чиновники не забыли указать, что их письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является НПА. Кроме того, сославшись на письмо своего же ведомства от 7 августа 2008 г. № 03-02-07/2-138, в котором Минфин указал, что в обязательном порядке следовать его предписаниям должны лишь налоговые органы, финансовый департамент сказал, что не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Переплата налоговых агентов
Согласно положениям пункта 14 статьи 78 Налогового кодекса, правила зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога распространяются, в том числе на налоговых агентов. Таковыми, согласно пункту 1 статьи 24 Кодекса, признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Совершенно логично, что ситуации переплаты ими налогов в бюджет не исключены. Например, в случаях, когда работодатель удержал и перечислил в большем размере НДФЛ с выплат своему сотруднику.
Так, в пункте 1 статьи 231 Кодекса указано, что излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении физлицом соответствующего заявления. Обратите внимание, что излишне перечисленные налоговым агентом суммы НДФЛ по сути являются переплатой самого налогоплательщика, а значит, если сотрудник не подал своему работодателю заявления о возврате сумм переплаты по НДФЛ, то последний не имеет право получать данные средства в качестве возврата из бюджета. Аналогичная точка зрения подтверждается судебной практикой. Так, например, арбитры ФАС Московского округа в постановлении от 26 декабря 2005 г. № КА-А40/12608-05-П указали, что пункт 1 статьи 231 Налогового кодекса, предполагающий возврат из бюджета излишне перечисленных налоговым агентом сумм НДФЛ, регулирует порядок возврата налоговым агентом налогоплательщику переплаты по удержанного с него налога, а не возврат налога налоговому агенту из бюджета.
В свою очередь, если работник подал подобное заявление, а организация тем временем возвращать суммы излишне удержанного НДФЛ не торопится, сотрудник может обратиться в суд за защитой своего права на получение этих средств. Данный нюанс подчеркнули чиновники Минфина в письме от 23 июня 2008 года № 03-04-05-01/216 (с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).
Вместе с тем, сам порядок возврата излишне удержанных с физлиц сумм главным налоговым законом не определен. И совершенно не понятно, то ли налоговый агент возвращает суммы переплаты из своего кармана, а уже затем возвращает данные излишки из бюджета, либо возврат физлицу осуществляется только после поступления сумм переплаты по НДФЛ налоговому агенту из бюджета. Что касается мнения чиновников на сей счет, то в большинстве своих комментариев, в том числе в письме от 5 мая 2008 года № 03-04-06-01/115, Минфин говорит, что налоговый агент осуществляет возврат физлицу сумм переплаты налога, а уже только потом обращается с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм в налоговый орган.
В письме от 22 февраля 2008 года финансовое ведомство подчеркнуло, что налоговый агент может также произвести зачет переплаты в счет предстоящих платежей по НДФЛ. Однако подобный образ действий допустим лишь в отношении доходов того налогоплательщика, у которого был излишне удержан налог на доходы физических лиц. А вот односторонний зачет встречных однородных обязательств с бюджетом за счет суммы налога по другим физлицам, по мнению Минфина, законодательством не предусмотрен, а значит невозможен. Примечательно, что о возможности зачесть переплату по НДФЛ в счет предстоящих платежей специалисты УФНС по г. Москве говорили еще в письме от 31 января 2007 г. № 28-11/008420. Подобная операция, как напомнило столичное налоговое ведомство, осуществляется на основании его письменного заявления по решению налогового органа.
В пределах компетенции
Продолжая разговор о так называемых зарплатных налогах, следует вспомнить о ЕСН. В отношении данного налога, работодатель не является налоговым агентом, так как выступает непосредственным налогоплательщиком. А значит, аналогичных возврату из бюджета переплаты налога на доходы физических лиц не будет. Однако, и в данном случае не обошлось без заковырок. Так, если работодатель уплатил в большей сумме ЕСН, то, скорее всего, переплата будет и в части сумм, предназначенных ФСС. Кто же в таком случае должен будет возвращать налогоплательщику излишне перечисленные средства?
За решение этой дилеммы взялись специалисты ФНС России. Так, по мнению ведомственных налоговиков, высказанному в письме от 10 декабря 2007 г. № 05-2-05/481, превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного соцстрахования, над суммой начисленного им налога возмещает ФСС. В полномочия же налоговых органов входит возврат излишне уплаченных сумм ЕСН в случае наличия переплаты по налогу в денежном выражении, которая отражается в базах данных налоговых органов «Расчеты с бюджетом».
Обратите внимание, возврат излишне уплаченных сумм налоговиками следует ожидать и в случае переплаты сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данную обязанность инспекторам вменили чиновники Минфина, скооперировавшись при решении вопроса о том, кто же должен возвращать суммы переплаты взносов на ОПС, со специалистами Минздравсоцразвития (письмо Минфина от 12 мая 2008 г. № 03-02-07/2-87).
Комментарии
1