Не раз приходилось слышать жалобы руководителей некоторых коллекторских агентств об убыточности коллекторской деятельности, ее низкой рентабельности и высоких затратах в работе. Общий смысл этих высказываний сводится к тому, что без мощной финансовой поддержки выходить на данный рынок нельзя, иначе компанию новичка гарантировано ждет разорение.
Считаю возможным рассматривать подобного рода высказывания либо как признак некомпетентности руководства компании, либо как недобросовестную конкуренцию, вводя в заблуждение потенциальных конкурентов относительно сложностей в работе.
Посудите сами: коллекторство является разновидностью консалтинговой деятельности, то есть коллекторы не производят товар, не занимаются его перепродажей и т.п. Они оказывают услуги точно также как это делают юридические, аудиторские или маркетинговые компании.
Соответственно, основными статьями расходов для коллекторского агентства являются:
- заработная плата сотрудников;
- оплата аренды офиса;
- покупка программного обеспечения;
- канцелярские расходы;
- оплата связи;
- коммунальные платежи;
- налоги.
При этом, как и в любом другом консалтинговом бизнесе, основными статьями расходов является именно зарплата и аренда офиса. Не для кого ни секрет, что в консалтинге очень высокая окупаемость. Считается нормальным выход на прибыль примерно через год с начала реальной работы.
При этом следует учитывать, что коллекторские агентства имеют серьезные преимущества перед теми же юристами или аудиторами по размеру заработных плат сотрудников. Так как большой объем работы по коллекшену выполняют не специалисты с высшим образованием и опытом работы, а специально обученные сотрудники отделов обзвона и выезда, что означает более низкие зарплаты, чем при других видах консалтинга. Безусловно есть в коллекторских агентствах и высокооплачиваемые сотрудники (начальники отделов, аналитики, руководители отдельных направлений, ТОП-менеджмент), но их относительно немного. В результате, можно ожидать выхода на самоокупаемость месяцев через девять максимум. Главное - правильно спланировать расходы и уметь управлять компанией.
Естественно, в случае если на момент создания у агентства нет нормального бизнес-плана, стратегии развития и продвижения, хоть какой-нибудь клиентской базы, а руководство сразу снимет дорогой офис, приобретет навороченное программное обеспечение, да еще и такие горе-коллекторы свяжутся с покупкой долгов, то убыточность компании в течении многих лет гарантирована. Более того, возможно банкротство такой компании. И клиентам следует осторожно подходить к коллекторскому агентству, которое три-четыре года подряд показывает убытки, так как это может говорить о плохом управлении таким агентством или же о сокрытии дохода от налогообложения.
Подводя итог, хочу отметить, что в настоящее время коллекторы освоили не более 70 процентов от всего долгового рынка России, на который они могли бы претендовать. Особенно плохо освоен рынок корпоративной задолженности. То есть, еще достаточно места для новых игроков, которые смогут занять свою нишу и неплохо зарабатывать, не отбирая хлеб у других компаний. Попытки отпугнуть потенциальных конкурентов рассуждениями об убыточности коллекторского бизнеса являются смехотворными и не должны восприниматься серьезно.
Начать дискуссию