Чиновники не оставляют своими заботами «упрощенщиков», постоянно предъявляя требования, которые делают и без того сложный режим налогообложения все более неудобным.
Вот, например, письмо Минфина России от 5 августа 2004 г. № 03-03-02-04/1/2, где приведены сразу два разъяснения касательно «упрощенной» системы.
Первое из них касается минимального налога, который равен 1 проценту от доходов «упрощенщика». Его уплачивают фирмы, выбравшие в качестве налоговой базы «доходы минус расходы». Делают они это, если исчисленный таким образом единый налог оказался меньше минимального.
Так вот, Минфин России настаивает: если налог, исчисленный в общем порядке, меньше минимального, то образовавшуюся разницу можно учитывать только в конце следующего календарного года.
Мнение министерства основано на следующем. В статье 346.19 Налогового кодекса РФ указано, что при «упрощенке» налоговым периодом является календарный год. А разницу, образующуюся между обычным единым налогом и минимальным, «упрощенщик» вправе включить в расходы только в следующих налоговых периодах. Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.
Значит, указанную разницу «упрощенщик» не имеет права включить в расходы в течение отчетных периодов следующего года, а только по окончании года.
Пример
ООО «Агат» применяет упрощенную систему налогообложения. В 2004 году доходы фирмы составили 3000000 руб., а расходы – 2850000 руб. Организация определяет объект налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов.
По итогам 2004 года единый налог составил:
(3000000 руб. – 2850000 руб.) x 15% = 22500 руб.
Минимальный же налог выходит равным:
3000000 руб. x 1% = 30000 руб.
В связи с этим за 2004 год ООО «Агат» пришлось уплатить минимальный налог в размере 30000 руб.
А разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, – 7500 руб. (30000 – 22500) фирма вправе включить в расходы в 2005 году. При этом бухгалтер учел эту разницу только по окончании 2005 года – при расчете налога за год.
По итогам 2005 года доходы ООО «Агат» составили 5000000 руб., расходы – 3400000 руб.
В результате налоговая база за 2005 год с учетом прошлогодней разницы равна 1592500 руб. (5000000 – 3400000 – 7500).
Сумма единого налога за 2005 год такова:
1592500 руб. x 15% = 238875 руб.
Второе разъяснение минфиновцев посвящено ситуации, когда «упрощенщик» перестал соответствовать условиям, установленным в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Напомним: в этих подпунктах предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему фирмы, в которых доля участия других компаний (за исключением общественных организаций инвалидов) составляет более 25 процентов или средняя численность работников превышает 100 человек.
В письме утверждается, что те «упрощенщики», которые в ходе своей деятельности нарушили названные условия, обязаны перейти на общий режим налогообложения в том же квартале. Когда именно в течение квартала необходимо совершить переход – в начале квартала, в конце этого периода или же в момент нарушения условий – остается неясным.
Надо отметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямых указаний на то, когда фирмы-«упрощенщики», нарушившие ограничения по численности работников и участию других предприятий в уставном капитале, должны перейти на общий режим налогообложения. И Минфин России этого не отрицает. Чиновники решили исходить из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Там оговорены нарушения двух других условий: «упрощенщик» заработал более 15000000 руб. или же остаточная стоимость его основных средств и нематериальных активов превысила 100000000 руб. В этих случаях фирме нужно перевестись на общий режим с начала того квартала, в котором было совершено нарушение.
Несомненно, Минфину России предоставлено право трактовать нормы законодательства. Однако, на наш взгляд, данное разъяснение сделано некорректно. Ведь тут чиновники провели аналогию юридически неверную.
Начать дискуссию