Страховые взносы

Внебюджетные средства: новшества

Право вести предпринимательскую деятельность учреждения получают на основании Генеральных разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности и разрешений на ее осуществление. В следующем году эти документы должны оформляться по новым правилам.

Право вести предпринимательскую деятельность учреждения получают на основании Генеральных разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности и разрешений на ее осуществление. В следующем году эти документы должны оформляться по новым правилам.

Дело в том, что приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н утвержден Порядок операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности учреждений.

Для ведения внебюджетной деятельности подайте документы

Генеральные разрешения оформляет главный распорядитель средств федерального бюджета (далее — главный распорядитель). Для этого он представляет в департамент Минфина России, курирующий вопросы финансового обеспечения деятельности данного главного распорядителя (далее — курирую-щий департамент), пакет соответствующих документов.
Обратите внимание: исправления в генеральных разрешениях, представленных на рассмотрение в Минфин России, не допускаются.

Генеральное разрешение должно быть подписано

Если курирующий департамент при проверке не выявил серьезных нарушений, он выдает главному распорядителю подписанные экземпляры генеральных разрешений и сопроводительное письмо. Далее на машинном носителе (например, на дискете) их направляют в Казначейство России. При наличии электронного документооборота между главным распорядителем и Казначейством России документы могут быть переданы в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) главного распорядителя.


Потребуются дополнительные документы

Получив право вести предпринимательскую деятельность, нужно определить источники образования и (или) направления использования средств от этой деятельности. При принятии нормативных актов, упраздняющих или устанавливающих источники средств, главные распорядители оформляют еще один документ. Это Дополнение к генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности.
Распорядители и получатели средств федерального бюджета (далее — соответственно распорядители, получатели) получают от своего главного распорядителя разрешение или Дополнение к разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (далее — дополнение к разрешению). На основании этих документов распорядители оформляют аналогичные документы для находящихся в их ведении получателей. Сделать это они должны в течение 10 рабочих дней со дня их получения.

Казначейство проверяет документы на правильность оформления

Получатель представляет надлежаще оформленное главным распорядителем (распорядителем) разрешение или дополнение к разрешению в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК) по месту обслуживания. Отметим, что документы можно передать на бумажном носителе, но с одновременным представлением на машинном носителе (на дискете, например). Или при наличии электронного документооборота между получателем и ОФК — в электронном виде с применением ЭЦП.
Старые нормы действуют?

Несмотря на то что с 1 января 2009 года вступает в силу новый Порядок, отдельные положения Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н, будут действовать и далее. Так, генеральные разрешения и разрешения, выданные в соответствии с приказом № 46н, действуют до 1 марта 2009 года. Но изменять и дополнять эти документы нужно по новым правилам.

Документы могут вернуть

Порядком утверждены основания для возврата получателю разрешений или дополнений к разрешениям. Это возможно при выявлении:
— отсутствия в разрешении или дополнении к разрешению необходимых реквизитов;
— несоответствия реквизитов, указанных в представленном документе, реестровым записям Сводного реестра или сведениям, указанным в Журнале регистрации;
— несоответствия бланка представленного разрешения или дополнения к разрешению установленной Порядком форме;
— наличия в представленном разрешении или дополнении к разрешению исправлений.

Регистрация сведений о сметных назначениях

Одно из нововведений Порядка заключается в том, что теперь предусмотрена процедура регистрации в ОФК сведений о сметных назначениях, содержащихся в смете доходов и расходов получателей.

Не забудьте об обязательных реквизитах


Определен перечень реквизитов, которые должны содержаться в сведениях о смете. А к ним в свою очередь предъявляют конкретные требования. В частности:
— указываемые коды бюджетной классификации РФ (КБК) должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, приведенным в разрешении;

— отражаемые показатели должны соответствовать показателям сметы доходов и расходов в части КБК и сумм годовых сметных назначений по соответствующим КБК как по доходам, так и по расходам, а также по кодам изменения остатка средств на счетах. Все показатели приводятся в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
— указываемые КБК должны быть действующими в текущем финансовом году на дату представления сведений о смете;
— показатели расходов по соответствующим кодам классификации расходов не должны быть меньше сумм, принятых получателем обязательств, финансовым источником исполнения которых являются средства, полученные от приносящей доход деятельности.

Сводные данные

Также Порядком предусмотрено доведение обобщенных данных по сметам по приносящей доход деятельности до главных распорядителей и распорядителей. Причем определено, что ОФК должны представлять главным распорядителям (распорядителям) по находящимся в их ведении получателям Сводные сведения о сметных назначениях (ф. 0531729). Делать это следует ежемесячно на отчетную дату, а также по письменному запросу (в запросе должен быть указан срок представления). Заметим, что смета доходов и расходов от приносящей доход деятельности по-прежнему остается основным документом, по которому санкционируют операции на лицевых счетах со средствами, полученными от деятельности, приносящей доход. Поэтому в органы казначейства представляют как саму смету, так и сведения о ней.

Учреждениям будет открываться лишь один лицевой счет


Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражают на лицевых счетах получателя бюджетных средств.
Заметим, что с 2009 года у получателя не будет отдельного лицевого казначейского счета по учету внебюджетных средств. Будет открыт один лицевой счет получателя бюджетных средств.
Таким образом, со следующего года на одном счете в разрезе разных разделов будут отражаться операции по учету средств федерального бюджета, внебюджетных средств, от аренды, по оперативно-розыскной деятельности и пр.
 
При указании данных в платежках будьте внимательны

В платежном поручении на перечислении денег необходимо дополнительно указывать наименование источника образования дохода или порядковый номер записи разрешения, сообщенного получателем (в поле «Назначение платежа»).
Помните, ошибки в платежных документах могут помешать воспользоваться средствами.

Получатель может быть не определен

Отметим, что в определенных случаях зачисленные на счет суммы могут быть классифицированы как невыясненные по-ступления. К ним относятся суммы:
— зачисленные на счет Управления Федерального казначейства без указания (с ошибочным указанием) наименования получателя;
— без указания (с ошибочным указанием) реквизитов лицевого счета получателя;
— без указания иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении и необходимой для отнесения указанных поступлений к соответствующему получателю;
— в связи с отсутствием получателя в Сводном реестре или непредставлением получателем в ОФК документов, необходимых для открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если неточности в течение 10 рабочих дней после поступления средств не устранены, орган казначейства возвращает деньги.

Какие средства нельзя будет расходовать

Орган казначейства зачисляет поступления на лицевой счет получателя бюджетных средств без права их расходования:
— при отсутствии в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности;
— при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, которые отражены в разрешении.
В этом случае деньги числятся на счете получателя до представления им соответствующего дополнения к разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств. Указанную информацию вносят на бланк получателя и заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).

Для оплаты обязательств подайте соответствующую заявку

Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения должны будут представлять в ОФК по месту обслуживания Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег (далее — Заявка).
Этот документ получатель заполняет в соответствии с требованиями, установленными Казначейством России (требования к оформлению Заявок приведены в рубрике «Для справки» на стр. 99.). В качестве источника средств для исполнения Заявки нужно указывать средства от приносящей доход деятельности.
Если сведения о смете на текущий финансовый год не представлены, ОФК может отказать в приеме Заявки.
В заключение отметим, что операции со средствами от приносящей доход деятельности при реорганизации получателя теперь также урегулированы Порядком.

Начать дискуссию