Бухгалтерский учет

Как планируют налоговую нагрузку в группе компаний «КАМАЗ»

«Оптимально снизить налоговую нагрузку, ни на шаг не отходя от требований Налогового кодекса» - такую задачу поставил перед собой Андрей Максимов и успешно ее выполняет. Нередко приходится обращаться в суд, однако более 90 процентов решений принимается в пользу налогоплательщика.

«Оптимально снизить налоговую нагрузку, ни на шаг не отходя от требований Налогового кодекса» - такую задачу поставил перед собой Андрей Максимов и успешно ее выполняет. Нередко приходится обращаться в суд, однако более 90 процентов решений принимается в пользу налогоплательщика.

Елена Володина, корреспондент «ПНП»

- Как организован в вашей компании процесс ведения налогового учета?
- Ответственной за налоговый учет в группе компаний «КАМАЗ» является бухгалтерия. Нам сложно представить, что кому-либо, кроме этого подразделения, удастся квалифицированно справиться с таким сложным процессом без лишнего дублирования, искажения информации. Существенно помогает вэтой работе то, что на всех предприятиях группы применяют единую методику по налоговому учету, которая обеспечивает сокращение количества ошибок, нестыковок.

Кроме того, в каждой дочерней компании ОАО «КАМАЗ» есть ответственный специалист по налоговому учету. Общая база по налогу на прибыль определяется в отделе сводной отчетности центральной бухгалтерии ОАО «КАМАЗ». Также создан комитет налогового регулирования, в функции которого входит управление налоговыми обязательствами в группе, их планирование и контроль.

«Все случаи ошибок, излишних перестраховок становятся предметом серьезных разбирательств»

- Планирует ли компания свою налоговую нагрузку? Какие способы для этого используются?

- Разумеется, в рамках жесткой и детальной системы бюджетирования «КАМАЗа» подробнейшим образом планируются налоговые расходы, а также принимаются меры для максимизации прибыли. В корпорации также существует эффективная система контроля как за соблюдением учетной и налоговой политики, так и за экономией ресурсов корпорации. Все случаи ошибок, излишних перестраховок становятся предметом серьезных разбирательств.

В целях равномерного распределения налоговой нагрузки при осуществлении платежей применяется система ежемесячной равномерной уплаты налоговых обязательств. Причем мы не используем для этого резервы. Дело в том, что в рамках процесса бюджетирования мы имеем возможность спланировать уплату налогов таким образом, чтобы не было резких скачков налоговых платежей по месяцам. Пусть даже при этом возникает переплата по налогам в отдельные месяцы. Ничего страшного я в этом не вижу.

ДЕТАЛЬНО
СПРАВКА О КОМПАНИИ

Группа компаний «КАМАЗ» - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей.

В группу компаний «КАМАЗ» входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь). В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тыс. человек.

ОАО «КАМАЗ» ежегодно увеличивает объем продаж на 20-30 процентов. В начале 2008 года компания занимала 29 процентов российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн.

- Оптимизирует ли компания налоговую нагрузку за счет своей структуры, наличия налогоплательщиков на спецрежимах, внутрихолдингового трансфертного ценообразования и т. п.?

- В этом нет нужды. На протяжении последних лет ОАО «КАМАЗ» и его дочерние общества получают значительную прибыль, и нам нет смысла искусственно перераспределять налоговую нагрузку с одного предприятия на другое.

- Используете ли вы в налоговом планировании способы налоговой экономии, законные с точки зрения Налогового кодекса, но несущие какой-то налоговый риск?
- Для нас это очень актуальный на сегодняшний момент вопрос. Я считаю, что при сложившейся в стране обстановке ни один специалист не в состоянии четко и гарантированно по результату определить перспективы (в том числе и судебные) спорных налоговых вопросов. Но, несмотря на то что политика «КАМАЗа» предполагает минимизацию налоговых рисков, в некоторых случаях мы вынуждены обращаться в судебные инстанции.

«Были случаи, когда "КАМАЗ" своими действиями по обжалованию формировал российскую судебную практику»

- И все-таки если Налоговый кодекс четко не регулирует какую-либо ситуацию, то какой вариант учета вы предпочтете: выгодный для компании или максимально безопасный, предусматривающий начисление большей суммы налогов?
- У меня нет на этот вопрос однозначного ответа. Очень сложно провести черту между выплатами государству и безопасностью компании. В каждом отдельном случае приходится принимать свое непростое решение. Алгоритм принятия решения заключается в следующем.

Прежде всего мы тщательно изучаем спорную норму и сложившуюся судебную практику. В случае уверенности в правомерности своих действий и в выигрыше при возникновении спора в арбитражном суде в налоговой декларации отражаются сведения, вытекающие из позиции компании. В противном случае первоначальная налоговая декларация представляется исходя из мнения налоговых органов.

Однако после этого сдается уточненная налоговая декларация, составленная в варианте, выгодном для компании. Далее в инспекцию направляется заявление на возврат излишне уплаченной суммы налога. В случае отказа спор рассматривается в судебном порядке. Указанная последовательность действий позволяет исключить риск предъявления штрафов.

ДЕТАЛЬНО

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА: АНДРЕЙ МАКСИМОВ

Родился в 1965 году. В 1987 году окончил учетно-экономический факультет Казанского финансового экономического института. По распределению пришел работать в «КАМАЗ» на должность рядового бухгалтера. Через несколько лет стал заместителем главного бухгалтера. В 1996 году перешел в совместное предприятие «Дженерал Моторс» главным бухгалтером. В декабре 2000 года Андрея попросили вернуться в ОАО «КАМАЗ», в 2001 году он становится директором департамента экономики. За этот период ОАО «КАМАЗ» более чем в три раза увеличило объем реализации. В 2007 году ему было предложено возглавить бухгалтерскую службу, и он согласился.

- Каким образом решаются возникающие конфликты с налоговиками? В частности, если предъявляются требования заплатить недоимку, пени и штрафы, будете ли вы оспаривать претензии?
- Если возникла спорная ситуация, то свои интересы отстаиваем во всех инстанциях. Конечно же, сначала мы пытаемся урегулировать возникшие претензии во внесудебном порядке. Приводим аргументы в свою защиту как устно, так и письменно. Кроме того, в налоговый орган направляются возражения, которые рассматриваются в установленном порядке. В том случае, когда переубедить налоговую инспекцию не удается, обращаемся в суд.

В частности, сейчас в рассмотрении находится дело об амортизации торговых марок завода, зарегистрированных еще в 1974 году. Понятие торговой марки возникло в российской хозяйственной практике недавно, поэтому несколько лет назад мы решили защитить права завода на производимую продукцию, поставив давно существующие знаки «КАМАЗа» на баланс. Это было необходимо, чтобы иметь основания предъявлять иски лицам, незаконно пользующимся нашей маркой. Торговые марки были оценены по рыночной стоимости независимым оценщиком, и мы начали их амортизировать. Считаю, что мы делали и делаем это правомерно. У налоговиков другое мнение. Каков будет итог - посмотрим.

- Как часто приходится решать спор в суде и насколько удачно это получается делать?
- Да, достаточно часто споры рассматриваются в суде. Большинство из них возникает по вопросу возмещения НДС. Однако львиная доля (более 90 процентов) дел в арбитражных судах заканчивается в нашу пользу, что еще раз подчеркивает правильность выбранной нами стратегии по данному вопросу.

Были случаи, когда «КАМАЗ» своими действиями по обжалованию формировал российскую судебную практику и решал спорные налоговые вопросы, волновавшие всех налогоплательщиков. Можно вспомнить хотя бы спор об уплате НДС с авансов. Арбитражные суды до 2003 года расходились во мнении, включаются ли авансы в налоговую базу. Наша компания считала, что нет. И выигрывала в суде! Пока дело не дошло до рассмотрения в Высшем арбитражном суде (постановление от 19.08.03 № 12359/02. - Прим. ред.). Тогда это постановление стало знаковым: ВАС РФ решил, что платить НДС с авансов надо. Иначе бы это пробило огромную брешь в бюджете.

В настоящий момент, насколько я знаю, рассматривается законопроект об отмене исчисления суммы НДС с авансов, полученных в счет предстоящих отгрузок, что подтверждает правильность первоначальной позиции ОАО «КАМАЗ».


Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию