Белый флаг, который в последнее время поднимает американский рынок, бросает тень на российскую биржу. Вчера индекс широкого рынка S&P 500 обновил свой локальный минимум на уровне 806,18 - ниже него индекс торговался только в феврале 2003 года. Падение на рынке затронуло практически все сектора, прежде всего, акции автогигантов, ритейлеров, девелоперов, финансистов.
Акции многих компаний, входящих в расчет индекса, упали уже на 95%, остальные в среднем потеряли от 30% до 50% своей капитализации. Традиционно, с середины ноября, после выпусков серии корпоративных отчетов инвесторы хэдж-фондов подводят итоги деятельности своих управляющих. С учетом ожиданий по снижению всего и везде ожидалось и крупное бегство из американских хэдж-фондов, и вот, кажется, оно началось...
В последнее время американская биржа проторговала возле своей среднесрочной линии сопротивления, которую в течении нескольких дней индексы накалывали, но не закрывались под ней: спасительные марши и возгласы руководства ФРС США возвращали рынок выше этой линии и задавали оптимистичный темп на всей мировой фондовой арене. В этом оптимистичном темпе поучаствовали и деньги ВЭБа, выделенные на поддержку фондового рынка – может и не напрасно, конечно, поучаствовали, но вот осели в рынке, похоже, надолго. То есть если они понадобятся, то не так то просто их будет выудить у рынка обратно. А понадобятся или нет – на этот вопрос может дать ответ только цена на нефть, которая, к сожалению, не оставляет бюджету профицитных перспектив. С учетом того, что американский фондовый рынок может упасть еще на 25% до уровня нормальной коррекции по Фибоначи или даже по техническому анализу (фигура треугольник и пробой вниз), российская биржа может смело удвоить потенциал своего падения. И мы будем продолжать обсуждать различного рода рецессии в других странах, сравнивая их рецессию со своей собственной!
В основном, рецессия происходит из-за отсутствия роста ВВП в течение двух кварталов подряд. ВВП легко представить, как совокупную сумму четырех статей конечных расходов (есть еще пятая и шестая, но их удельный вес в ВВП незначителен). Итак, четыре совокупных расхода для подсчета ВВП – это конечные расходы домохозяйств, государства, капиталообразующие инвестиции и чистый экспорт!
Обратите внимание на схему, если для прироста ВВП за квартал необходимо, чтобы при прочих равных условиях увеличился хотя бы один показатель, то в текущем квартале мы видим следующую картину: конечные расходы домохозяйств начали снижаться, в условиях лавины кадровых сокращений, люди пересматривают приоритеты и готовы отказаться от того, что потребляли ранее не задумываясь. Еще бы, если совсем все станет не хорошо, то нужно будет попить, поесть и согреться, и всего-то(!); сокращаются программы по формированию капиталообразующих инвестиции, мотив – снижение совокупного спроса, удорожание кредитных ресурсов, относительно недоступная схема рефенансирования уже имеющегося долга; снижение профицита чистого экспорта – тут и говорить нечего, цены на ключевые статьи национального экспорта тают прямо на глазах; ну и последнее – это рост государственных расходов, колоссальный объем средств наша страна уже потратила за текущий квартал. То есть фактически, при дальнейшем развитии негативных тенденций мы сможем гордиться ростом ВВП только за счет воющего ветра в пустых закромах Родины. Не видно света в конце тоннеля.
Можно предположить, что если сокращение трудящихся продолжится, кредитный ресурс будет недоступен, текущего уровня основного капитала будет достаточно для того, чтобы обслужить имеющийся тающий спрос, а цены на ресурсы продолжат свой поход к югу от экватора, то где наше государство найдет столько денег, чтобы поддерживать все на стабильном уровне? Налоговых поступлений от бизнеса и физических лиц будет значительно меньше, экспортная выручка снизиться, сверхнефтяных доходов казна уже и не планирует, а резервные фонды уже сейчас расходуются на нецелевое финансирование и кредитование банков, которые все еще неохотно передают деньги в реальный сектор, ведь риск невозврата будет лежать на их плечах. За помощью к правительству обращается даже игорный бизнес! У меня возникает вопрос: вот сейчас уже вроде не все так плохо, но стоит вспомнить о том, что пик долгового возврата у компаний – это май следующего года, что будет, если денег у них не останется, а ранее занятые средства из резервов и бюджета не вернутся обратно? Надо что-то делать. А делать вот что: свыкнуться с тем, что все мы будем жить чуть хуже, социально адаптироваться к новым реалиям, смириться с тем что есть на свете «мания роста» и это всего лишь мания, ведь деревья не растут до небес, и кто сказал, что рост уровня жизни и ее качества будет постоянно только выше? Все в этом мире циклично, и на наш век еще ни один выпадет благоприятный период, с долларом ли во главе или с возвращенным золотым стандартом или с мировой валютой или еще с чем. Я готов положить зубы на полку и подождать, сколько нужно: стандартный набор продуктов на месяц, интернет, снижение расходов на связь и индустрию досуга, побольше умных книг, лето на даче с огородом, депозит в госбанке и небольшой счет в деньгах на рынке ММВБ, чтобы не пропустить разворота и быстро перевоплотиться обратно. Иногда клещ несколько недель проводит на дереве, питаясь накопленными ранее соками, он это делает не потому, что он ленив, а потому что промахнуться не может....
В сентябре 2008г., по оценке, использовано 836,9 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 111,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-сентябре 2008г. - 5598,7 млрд.рублей и 113,1%.
Начать дискуссию