ВАС РФ разрешил списывать расходы на ГСМ без учета норм. Причем речь идет не только о нормах Минтранса, а вообще о каком-либо нормировании (определение ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08). Аргументы у арбитров такие. Чтобы списать расходы на ГСМ, они должны быть обоснованы и документально подтверждены. Это требование установлено статьей 252 Налогового кодекса РФ. Каких-либо других требований для учета расходов на горючку налоговым законодательством не предусмотрено.
На практике инспекторы требуют, чтобы фирмы учитывали ГСМ в пределах норм. Причем, по их мнению, нужно использовать нормы, утвержденные Минтрансом России. Аналогичного мнения придерживаются специалисты Минфина России в письмах от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640, от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223.
Аргументы у чиновников такие. Прежде всего, в документе, который утверждает нормы (в этом году Минтранс России распоряжением от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р утвердил новые нормы расхода топлива и смазочных материалов. - Примеч. ред.), сказано, что они, помимо прочего, предназначены для расчетов по налогообложению. Тот факт, что нормы касаются только транспортных предприятий, а не обычных фирм, чиновники почему-то игнорируют. Другой аргумент еще более странный. В подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ сказано, что компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях нужно нормировать. Так вот чиновники почему-то ставят знак равенства между такой компенсацией и расходами фирмы на ГСМ. На этом основании предлагают такие расходы нормировать.
Как видим, судьи ВАС РФ эти аргументы не поддерживают. Но поскольку Минфин России и налоговики не всегда учитывают позицию ВАС, скорее всего их мнение в ближайшее время не изменится. Так что если фирма не готова отстаивать свою точку зрения в суде, то расходы на ГСМ придется нормировать. Однако если организация готова отстаивать свою точку зрения, то у нее есть все шансы на победу.
Итак, если расходы на ГСМ не нормировать, то списывать необходимо фактически израсходованное топливо. Некоторые фирмы расход топлива определяют следующим образом: из фактически закупаемого объема бензина, подтвержденного чеками АЗС, вычитают остаток в баке, указанный в путевом листе. Разницу списывают на расходы. Однако такой способ достаточно рискованный. Где доказательства того, что бензин был залит в бак, а не в канистру? А ведь этим обязательно воспользуются инспекторы и выставят претензии. Так что более безопасным методом будет все-таки использование нормы. При этом нормами Минтранса пользоваться вовсе не обязательно. Можно разработать свои собственные, которые учитывают особенности вашего автомобиля, его год выпуска, а также такие показатели, как дорожные пробки, время года и т. д.
Начать дискуссию