Изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ

Внесенные изменения сделают более комфортными условия налогообложения доходов физических лиц при совершении сделок с недвижимостью и жильем. Также предусмотрены налоговые льготы для доходов инвалидов.

Глава 23 "Налог на доходы физических лиц"

в ред. Федеральных законов
от 20.08.04 № 103-ФЗ,
от 20.08.04 № 112-ФЗ

Внесенные изменения сделают более комфортными условия налогообложения доходов физических лиц при совершении сделок с недвижимостью и жильем. Также предусмотрены налоговые льготы для доходов инвалидов.

Текст поправок в 23 главу НК (в формате doc.).

Выше опубликована новая редакция главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, созданная двумя федеральными законами от 20 августа 2004 г. - № 103-ФЗ и № 112-ФЗ. Изменения вступают в силу с 1 января 2005 года.

Федеральные законы, изменившие главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, начнут действовать 1 января 2005 года.

Согласно первому из них - Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ), - от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождены суммы, которые общественные организации инвалидов выплачивают в качестве материальной помощи инвалидам, а также суммы выплат на лечение инвалидов. А Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 112-ФЗ) упростил порядок получения некоторых имущественных вычетов по НДФЛ. Вычеты на приобретение (строительство) жилья можно будет получить у работодателя (налогового агента) по месту работы. Но сначала нужно будет получить в своем налоговом органе подтверждение права на вычет.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

В настоящее время выплаты общественных организаций инвалидов медицинским учреждениям на лечение инвалидов облагаются НДФЛ как доход, полученный в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ), а материальная помощь - как доход в денежной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). При выплате таких доходов общественные организации инвалидов являются налоговыми агентами (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ) и обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Учет полученных инвалидами доходов общественные организации инвалидов должны вести в карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ) и предоставлять в налоговые органы сведения о полученных инвалидами доходах в виде справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ). (Формы 1-НДФЛ и 2-НДФЛ утверждены приказом МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год»; опубликован в «ДК» № 1, 2004; далее - приказ № БГ-3-04/583).

С 1 января 2005 года не будет облагаться НДФЛ оплата общественными организациями инвалидов лечения инвалидов в медицинских учреждениях. Кроме того, не будет облагаться налогом оказание общественными организациями инвалидов материальной помощи инвалидам в сумме, не превышающей 2000 руб. за налоговый период. Эти изменения коснутся как самих инвалидов - они не должны будут платить НДФЛ с этих видов доходов, так и общественных организаций инвалидов - они не должны будут исполнять обязанности налоговых агентов по НДФЛ в отношении данных выплат.

При применении этих изменений необходимо будет учитывать следующие особенности.

Выплаты на лечение

При оплате лечения инвалидов нужно помнить, что такая оплата льготируется, только если лечение (медобслуживание) инвалида производит медицинское учреждение, имеющее лицензию на оказание оплаченных видов медицинских услуг. Копию лицензии целесообразно приложить к карточке 1-НДФЛ для подтверждения права на льготу.

Абзац второй пункта 10 статьи 217 НК РФ в новой редакции позволяет льготировать выплаты на лечение инвалидов не только в случае прямой безналичной оплаты медицинских услуг медицинским учреждениям. Льгота действует и при выдаче инвалидам наличных денежных средств на лечение или зачислении таких средств на банковский счет. Однако в любом случае льготировать выплату можно, только если инвалид представит документы, подтверждающие фактические расходы на лечение.

Эти суммы в карточках 1-НДФЛ и справках 2-НДФЛ в качестве доходов вообще не отражаются.

Обратите внимание: в пункте 10 статьи 217 НК РФ речь идет именно об оплате услуг медицинских учреждений. Если оплачиваются не медицинские услуги, а стоимость прописанных инвалиду лекарств, то действует другая норма. Она содержится в абзаце пятом пункта 28 статьи 217 НК РФ. Согласно ей, льготируются выплаты на приобретение, в том числе инвалидом, лекарств, назначенных лечащим врачом, в пределах 2000 руб. за налоговый период. Однако данную льготу вправе применять только работодатели (в том числе бывшие). Общественным организациям инвалидов такое право не предоставлено. Выход из ситуации появится с вступлением в силу комментируемых изменений.

Материальная помощь

Внесенные изменения позволят не только работодателям, но и общественным организациям инвалидов помочь инвалидам в приобретении необходимых медикаментов (и не только их), не уменьшая объем помощи на сумму НДФЛ. С 1 января 2005 года не будет облагаться НДФЛ сумма материальной помощи, выплачиваемой общественными организациями инвалидов за налоговый период. Однако установлен льготируемый лимит такой помощи - 2000 руб. за налоговый период.

По использованию матпомощи не нужно предоставлять никаких оправдательных документов и подтверждать размер и направление ее использования. Эту сумму инвалид может потратить на то, что ему больше всего нужно, в том числе и на покупку лекарств.

При этом в карточке учета доходов физического лица формы 1-НДФЛ и в справке о доходах формы 2-НДФЛ суммы помощи в пределах 2000 руб. за налоговый период указываются в качестве вычета (абзац 15 раздела 3 Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год и абзац 5 раздела 4.4 Порядка заполнения и представления справки о доходах физического лица за 2003 год; утверждены приказом № БГ-3-04/583).

Если размер матпомощи превысит 2000 руб. в год, то с суммы превышения нужно будет удержать и уплатить НДФЛ.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЧЕТЫ

Целый блок изменений, которые Закон № 112-ФЗ внес в главу 23 НК РФ, посвящен улучшению условий налогообложения физических лиц в жилищной сфере. Изменения смягчают ограничения на получение вычета при продаже жилья и некоторых иных видов недвижимого имущества, поднимают планку ограничения на размер имущественного вычета при покупке (строительстве) жилья и совершенствуют порядок получения этого вычета. Кроме того, в законе есть и перспективная норма, направленная на внедрение механизма использования ценных бумаг с ипотечным покрытием. Этот механизм призван сделать более доступным приобретение жилья в кредит.

ПРОДАЖА ИМУЩЕСТВА

Если физическое лицо продает принадлежащее ему на праве собственности имущество (движимое и недвижимое), то оно должно включить в налоговую базу НДФЛ сумму дохода от продажи (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Однако эту налоговую базу можно уменьшить на имущественные налоговые вычеты, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 220 НК РФ.

Ограничения вычетов

По общему правилу размер вычета равен сумме, полученной от продажи имущества. Но есть ограничения.

Внесенные изменения затрагивают как раз эти ограничения. В таблице 1 дано сравнение действующих ныне ограничений и тех, которые будут действовать, когда с 1 января 2005 года вступят в силу изменения.

Продажа Находилось в собственности Ограничения размера вычета
до 1 января 2005 года (действуют сейчас) после 1 января 2005 года (будут действовать после вступления в силу изменений)

Жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, земельных участков

Менее пяти лет

Менее трех лет

Не более 1 млн. руб.

Пять лет и более

Три года и более

Ограничений нет

Иного имущества, доли в уставном капитале организации

Менее трех лет

Менее трех лет

125 000 руб.

Три года и более

Три года и более

Ограничений нет

Как видно из таблицы 1, с пяти до трех лет сократится срок, в течение которого будет действовать ограничение вычета в размере 1 млн руб. при продаже «потребительской» недвижимости. Таким образом, физические лица смогут раньше продать такую недвижимость и претендовать на получение вычета в полной сумме полученного дохода.

Ограничения размера вычета при продаже иного имущества остались без изменений.

Приватизация плюс реализация

После вступления в силу изменений можно будет смело применять вычеты и при продаже приватизированного жилья.

Дело в том, что при бесплатной приватизации жилого помещения плательщик не несет никаких расходов на его приобретение. Вместе с тем в Минфине России существует мнение, что имущественные вычеты предоставляют не потому, что плательщик не понес расходов на приобретение проданного имущества, а потому, что он их фактически понес, просто у него не сохранилось документов, подтверждающих расходы. Ведь если бы такие документы у плательщика были, то он мог бы не получать вычет, а уменьшить доход на фактически понесенные расходы (абз. второй подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Такое мнение Минфин России высказал в письмах от 13 мая 2004 г. № 04-04-04/ 106 и № 04-04-04/107. В них он указал, что для применения имущественного вычета не нужны финансовые документы, подтверждающие расходы (квитанции, чеки и т. п.), но нужен документ, из которого бы следовало, что имущество приобретено не бесплатно (например, договор купли-продажи).

Впрочем, МНС России препятствий для применения вычета по бесплатно приватизированному жилью не видело. Например, в письме от 30 января 2004 г. № ЧД-6-27/100 МНС России привело пример того, как следует применять вычет по приватизированной квартире, находившейся в собственности менее пяти лет.

И хотя официальные разъяснения налогового законодательства теперь дает Минфин России, собственникам бесплатно приватизированного жилья можно не беспокоиться. С 1 января 2005 года никто не должен ставить под сомнение их право на вычет.

Продажа доли в уставном капитале

В действующей сейчас редакции пункта 1 статьи 220 НК РФ предусмотрено только право плательщика на получение имущественного вычета с учетом ограничений, о которых мы рассказали выше.

Вместе с тем в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ предусмотрен альтернативный вариант (учет расходов, связанных с приобретением имущества). Согласно ему, вместо использования вычета плательщик может уменьшить сумму своих облагаемых доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Это правило на сегодняшний день распространяется только на случаи продажи имущества.

Однако доля в уставном капитале представляет собой имущественное право. А имущественные права в целях налогообложения к имуществу не относятся (п. 2 ст. 38 НК РФ). Получается, что, продавая долю в уставном капитале, плательщик может только использовать вычет. Это при наличии ограничений размеров вычета ставит его в неравное положение с другими продавцами.

С 1 января 2005 года владельцы долей в уставном капитале организаций смогут при продаже выбирать, использовать им право на вычет или уменьшать свои доходы на сумму расходов, связанных с получением доходов.

ПОКУПКА ЖИЛЬЯ

Применение вычетов при покупке (строительстве) жилья претерпело наиболее значительные изменения. Основные новшества следующие:
- имущественный вычет при покупке (строительстве) жилья можно будет получить у работодателя (налогового агента);
- расширен и четко определен перечень расходов, которые можно принимать к вычету;
- уточнен перечень документов для подтверждения права на вычет.

Эти новшества вступят в силу с 1 января 2005 года. Рассмотрим эти и другие нововведения подробнее.

Расходы

Приобретение жилья - сложный и длительный процесс, в ходе которого приходится нести самые разнообразные виды расходов, начиная от собственно покупной цены жилья или приобретения материалов для строительства и заканчивая уплатой государственной пошлины за регистрацию прав на него.

В действующей редакции статьи 220 НК РФ не уточняется, какие именно из таких расходов можно принимать к вычету. В подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ просто написано, что вычет предоставляется в сумме, израсходованной на приобретение (строительство), а также в сумме процентов по погашению ипотечных кредитов. В связи с такой нечеткой формулировкой между плательщиками и налоговиками возникают споры о том, можно ли принимать ту или иную сумму к вычету. Получается, что трактовку этого положения дают государственные органы (например, письмо Минфина России от 27 марта 2003 г. № 04-04-06/52), а не закон.

Принятые изменения должны положить конец таким спорам. В новой редакции статьи 220 НК РФ четко определено, что к вычету можно принять:
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
- расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
- расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
- расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

В фактические расходы на приобретение квартиры или доли (долей) в ней могут включаться:
- расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;
- расходы на приобретение отделочных материалов;
- расходы на работы, связанные с отделкой квартиры.

Этот перечень является исчерпывающим. То есть не указанные в нем расходы к вычету принимать нельзя. Например, нельзя принимать к вычету расходы на оплату услуг риэлтора по поиску подходящего жилья или расходы на оплату услуг юридической фирмы по консультированию и оформлению документов.

Следует отметить, что при приобретении дома (квартиры) расходы на достройку (отделку) можно будет заявлять к вычету только в случае, если в договоре на ее приобретение будет прямо указано, что приобретается незавершенный строительством жилой дом или квартира (доля в ней) без отделки.

Изменятся и правила вычета процентов по заемным средствам на приобретение жилья. Если сейчас к вычету можно принимать только проценты по ипотечным кредитам, полученным в банках, то с учетом изменений это можно будет делать в отношении процентов по любым целевым займам на строительство жилья. Такие займы смогут предоставлять не только банки, но и иные кредитные организации, а также любые другие организации.

Это изменение очень полезно для организаций, желающих обеспечить жильем своих работников. Сейчас если работодатель оплачивает приобретение работником жилья, то имущественный вычет работнику не предоставляется (абз. пятый подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Более того, оплата работодателем такого приобретения (строительства) есть доход работника в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). И с него нужно заплатить НДФЛ.

С вступлением в силу изменений обеспечить работников жильем станет проще. Для этого организация-работодатель сможет предоставить работнику целевой заем на строительство (покупку) жилья. Такой заем не будет облагаться налогом у работника. Кроме того, проценты по займу работник сможет заявить к вычету при исчислении налога. Причем эти проценты можно будет заявлять к вычету сверх ограничения размера данного вида вычета в 1 млн руб.

Есть и еще одно изменение, делающее выгодным получение целевых займов (кредитов) на покупку жилья. Суммы экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ) по таким кредитам с 1 января 2005 года будут облагаться налогом по ставке 13 процентов. Сейчас такая экономия облагается по ставке 35 процентов.

Объекты вычетов

Изменения расширили круг объектов, при приобретении которых можно получить вычет. Помимо непосредственно жилых домов и квартир, поступивших в собственность плательщика, после вступления в силу изменений вычет можно будет применить и при приобретении права на долю в жилых домах и квартирах, а также при приобретении прав на квартиру в строящемся доме.

Первое дополнение является больше техническим, чем принципиальным. И в ныне действующей редакции статьи 220 НК РФ предусмотрено получение вычета при приобретении квартиры в общую совместную или общую долевую собственность (абз. четвертый подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Однако в качестве объекта вычета доля как таковая в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ не указана. Во внесенных изменениях доля в жилых домах и квартирах прямо поименована в качестве объекта вычета.

Однако это изменение не решает проблему, которая бывает на практике. У плательщиков возникают сложности при получении вычетов при приобретении жилья в общую долевую собственность. Так, если супруги приобрели квартиру в общую долевую собственность, а за всю квартиру заплатил один из супругов, то второму супругу налоговики отказывают в предоставлении вычета. Такой отказ они мотивируют тем, что у второго супруга нет документа, подтверждающего его расходы по оплате своей доли (платежный документ-то всего один).

Но мы такой подход считаем неправильным. В статье 220 НК РФ написано, что размер вычета распределяется пропорционально долям в собственности или по заявлению сособственников. Никакой ссылки на то, что размер вычета должен распределяться пропорционально документам, подтверждающим расходы, в этой статье нет. Кроме того, если жилье в долевую собственность приобретают супруги и иное их имущество не разделено на доли, то один из супругов оплачивает доли в имуществе сразу за обоих (ч. 3 ст. 253 ГК РФ, ст. 35 СК РФ). Подтверждением того, что второй супруг тоже понес расходы, может быть его нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки.

Второе дополнение адаптирует вычеты к сложившейся практике приобретения жилья. Популярностью пользуется приобретение права на получение квартиры в еще строящемся жилом доме (по так называемому договору инвестирования). А квартиру плательщик получает после завершения строительства. В этом случае цена квартиры значительно меньше. До окончания строительства право собственности на строящийся объект приобрести нельзя (ст. 219 ГК РФ).

Действующая редакция статьи 220 НК РФ позволяет получить вычет только после того, как плательщик зарегистрирует право собственности на полученную квартиру. Однако между передачей квартиры плательщику и регистрацией права собственности может пройти достаточно большой срок. Сейчас все это время вычет получить нельзя.

Когда вступят в силу изменения, вычет можно будет получить в том периоде, в котором квартира была передана плательщику.

Как получить вычет

С 1 января 2005 года, когда вступят в силу изменения, имущественный вычет при приобретении жилья можно будет получить у одного из работодателей.

Однако, по сути, право на вычет, как и сейчас, будет предоставлять налоговый орган. Он выдаст подтверждение права на вычет, с которым надо будет идти к работодателю. На основании этого разрешения работодатель и будет применять вычет. Чтобы получить такое подтверждение, в налоговый орган нужно будет представить письменное заявление о предоставлении вычета, а также следующие документы, подтверждающие характер расходов и уплату денежных средств:
- документы, подтверждающие право собственности (свидетельство о регистрации права собственности), - при приобретении готового или не оконченного строительством жилого дома;
- акт о передаче квартиры (доли (долей) в ней) или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней, - при приобретении прав на квартиру в строящемся доме;
- платежные документы, подтверждающие уплату денежных средств по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки, товарные и кассовые чеки и т. п).

То есть в этом случае для получения вычета декларацию представлять не нужно. На основании полученного от налоговиков подтверждения (его должны выдать в течение 30 дней с даты подачи заявления) работодатель будет уменьшать сумму дохода плательщика в течение налогового периода на сумму вычета.

Такой механизм предоставления вычета более выгоден плательщику, чем ныне действующий. Ведь сейчас, чтобы получить вычет, надо ждать окончания налогового периода, подать декларацию, и только потом налоговики вернут переплату. В течение же налогового периода налог удерживается без учета вычета. Если жилье приобретено в начале налогового периода, возврата придется ждать больше года. А по новому порядку переплаты возникнуть вообще не должно. Вычет будет автоматически зачтен работодателем при каждой выплате зарплаты.

Если же в течение налогового периода весь вычет не использован, то есть если доход оказался меньше суммы вычета, остаток вычета можно будет получить на общих основаниях (абз. четвертый подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в новой редакции). То есть по окончании налогового периода нужно будет подать декларацию и заявление о предоставлении вычета на сумму его остатка, не зачтенного работодателем (п. 2 ст. 220 НК РФ).

Возможно и иное понимание изменений. В пункте 2 статьи 220 НК РФ сказано, что вычет «по декларации» предоставляется, если иное не предусмотрено статьей 220 НК РФ. Как мы уже отметили выше, иное, а именно вычет у работодателя, будет предусмотрено после вступления в силу изменений. То есть при таком понимании получится, что плательщик сможет продолжить получать вычет у работодателя и в следующем налоговом периоде. Однако, на наш взгляд, возможна ситуация, когда плательщику выгоднее сразу получить от налоговиков сумму остатка вычета, чем продолжать постепенно получать его у работодателя. Это может произойти в том случае, если в течение года плательщик получал доход от других налоговых агентов, у которых он вычетом не пользовался.

ИПОТЕЧНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

В настоящее время одной из мер, принимаемых для повышения доступности жилья, является введение института ипотечных ценных бумаг. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных бумагах» введены две новые разновидности ценных бумаг: облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия.

«...облигация с ипотечным покрытием - облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается залогом ипотечного покрытия;

ипотечный сертификат участия - именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом...»

СТАТЬЯ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 11 НОЯБРЯ 2003 Г. № 152-ФЗ «ОБ ИПОТЕЧНЫХ БУМАГАХ»

Суть использования ценных бумаг с ипотечным покрытием заключается в предоставлении возможности кредитным организациям не ждать возврата ипотечного кредита в течение достаточно длительного срока, а передать свои права требования к должнику до наступления срока возврата кредита. Оплата передаваемых (уступаемых) прав требования по ипотечным кредитам осуществляется, в частности, за счет средств от размещения ипотечных ценных бумаг. Такой механизм кредитования нацелен в том числе на повышение доступности ипотечных кредитов. В первую очередь за счет того, что у кредитных организаций должна появиться возможность смягчить условия кредитования.

Изменения, внесенные в главу 23 НК РФ, сделают более выгодным получение доходов по ипотечным ценным бумагам по сравнению с другими долговыми ценными бумагами (векселями, облигациями и т. п.). Доход по ипотечным ценным бумагам, выпущенным до 1 января 2007 года, с 1 января 2005 года будет облагаться налогом по ставке 9 процентов. К таким доходам будут относиться проценты по облигациям с ипотечным покрытием и доходы владельцев сертификатов участия. Они в отличие от доходов по долговым ценным бумагам, которые облагаются по ставке 13 процентов, будут облагаться по той же ставке, что и дивиденды (9%). Напомним, что пока еще применяется ставка по дивидендам в размере 6 процентов, однако с 1 января 2005 года ставка по дивидендам будет увеличена и составит 9 процентов (ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ; опубликован в «ДК» № 16, 2004).

М.А. Калинин
Юрист

Начать дискуссию