Вячеслав РОМАНОВ,
эксперт "Расчета"
Опубликовано: Журнал "Расчет" N8 - 2002 год .
Львиную долю доначислений и штрафов налоговики собирают в результате выездных проверок. Поэтому рассказ о Регламенте проведения выездных налоговых проверок* с пометкой "для служебного пользования" будет интересен многим бухгалтерам. А в качестве приправы к этому документу, мы использовали комментарии самих налоговых инспекторов. Разумеется, на условиях анонимности.
На первое - выбор жертв
Все начинается с отбора предприятий, которые налоговики собираются проверить.
Регламент, к сожалению, практически не уделяет внимания этому вопросу. По словам
инспекторов, списки фирм для выездных проверок готовит камеральный отдел. "План
проверок составляется ежеквартально. В первую очередь берутся крупные предприятия,
у которых выручка более одного миллиона рублей. Всегда включаем в план "документальщикам"
фирмы, часто приносящие уточненные расчеты по налогам. Здесь логика такая: либо
они что-то химичат, либо у них неграмотный бухгалтер. И в том и другом случае
наверняка удастся что-нибудь доначислить. Также в черный список попадают фирмы,
не сдающие отчетность, и те, кого уже не проверяли более трех лет", - рассказывает
Николай, налоговый инспектор отдела камеральных проверок (г. Москва).
По словам Николая, бухгалтеру нужно поддерживать хорошие отношения со своим
камеральным инспектором, чтобы тот "забывал" включать его фирму в
план выездных проверок. А если от проверки не отвертеться, то "камеральщик"
всегда может договориться с инспектором отдела выездных проверок, чтобы тот
не усердствовал и был лоялен по отношению к отдельным предприятиям.
Нужно сказать, что сотрудники отдела выездных проверок не всегда довольны планом,
составляемым камеральным отделом. ""Камеральщики " иногда просто
вписывают нам предприятия, которые им надоели. С организациями, работающими
по-настоящему, они стараются отношения не портить. Поэтому порой нам от них
достаются фирмы, с которых и взять нечего", - жалуется Юрий, налоговый
инспектор из Екатеринбурга.
На основании списка, составленного инспектором, начальник отдела выездных проверок
формирует график. Утверждает график руководитель инспекции. Сверх плана проверяются
фирмы, которые приказывает проконтролировать вышестоящее начальство. Например,
пришло распоряжение проверить все строительные компании, инспекторы его выполняют
несмотря на то, что лично у них никаких претензий к этим фирмам нет.
Основное блюдо - процедура проверки
Любой бухгалтер знает, что перед началом проверки инспектор должен предЪявить
удостоверение и решение о ее проведении. Здесь нужно посмотреть, за какой период
и по каким налогам будет проверка. Тогда вы будете точно знать, какие документы
может потребовать инспектор. "Как правило, мы звоним и предупреждаем о
проверке, хотя не обязаны этого делать. Но, например, в моей практике был случай,
когда мы проверяли сеть салонов игровых автоматов. Эти автоматы можно было вывезти
из помещений за пару часов. Поэтому туда мы приехали внезапно", - рассказывает
Юрий.
Налоговый кодекс отводит налоговикам на проведение проверки два месяца плюс
по одному месяцу на каждый филиал или представительство фирмы. В исключительных
случаях срок проверки может быть продлен региональным управлением МНС еще на
один месяц. Что это за случаи, как раз и прописано в Регламенте.
Исключительными случаями документ называет проверки крупных предприятий и стихийные
бедствия. К ним же приравниваются ситуации, когда инспекция вынуждена ждать
ответа на свой запрос по встречной проверке. В этих случаях Регламент рекомендует
приостанавивть проверку. "Обычно проверка длится пару недель. Все зависит
от проверяемого: уверенный налогоплательщик передает все документы быстро, а
некоторые, наоборот, все затягивают. Фирма имеет право сказать, что документы
в архиве, его надо поднимать. Пока суд да дело инспектор и вовсе может забыть,
что хотел проверить", - обЪясняет Николай.
Согласно Налоговому кодексу (ст. 89), в срок проверки засчитывается только то
время, когда инспекторы работают на территории фирмы. Однако, по словам Николая,
несмотря на то, что много документов они изучают у себя на рабочем месте, без
выезда к налогоплательщику, начальство требует, чтобы они укладывались в двухмесячный
срок. Торопят инспекторов вовсе не из-за заботы о правах проверяемых. Просто
чем больше сотрудник налоговой будет сидеть на одном предприятии, тем меньше
фирм в итоге попадет в его поле зрения. А за количество проконтролированных
предприятий руководителю инспекции приходится отчитываться.
Регламент дает лишь общие советы, как проводить проверку. Конкретные методы
каждый инспектор должен определять самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания.
"Я, например, почти всегда начинаю проверку с первички снизу вверх. Это
удобно, быстрее можно увидеть, что на затраты отнести предприятие не может,
а также найти изЪяны в документах. Несмотря на то, что в институте нас учили
начинать с баланса. Сверху удобнее проверять крупные предприятия, где очень
большие расходы. Есть инспекторы-вундеркинды: изучают главную книгу неделю,
а потом требуют обосновать ту или иную цифру и именно там находят нарушения",
- делится своим опытом Юрий.
Выемку документов, по словам наших собеседников-инспекторов, они проводят редко.
В основном налогоплательщики по правильно оформленному требованию сами предоставляют
бумаги. Выемка же проводится, если фирма отказывается показать отчетность или
налоговики боятся, что документы уничтожат. О подобном случае нам рассказал
Юрий: "Один раз руководитель фирмы прямо при нас порвал несколько договоров.
Мы сразу же связались с налоговой полицией и вынесли постановление о выемке.
Иначе он, наверное, ничего бы не оставил".
Вместе с бумагами налоговики могут проверить и электронные документы. Регламент
в таких случаях советует инспекторам брать с собой специалистов-компьютерщиков.
Так что не удивляйтесь, если в составе проверяющих к вам заявится программист
и начнет рыться в ваших компьютерах.
И акт на десерт
После завершения проверки налоговики должны составить акт и справку. Кстати,
составлению итоговых документов и тому, что следует за этим, Регламент уделяет
на удивление мало внимания.
Сразу по окончании проверки инспектор оставляет налогоплательщику справку. Акт
должен быть составлен в течение двух месяцев после этого. Однако на практике
бухгалтерия предприятия зачастую получает справку одновременно с актом.
На возражения у проверяемых есть две недели после получения акта. И только потом
руководитель инспекции в течение двух недель должен принять решение о привлечении
или непривлечении предприятия к налоговой ответственности.
Часто бухгалтеры фирм намеренно не замечают, что в акте написана полная ерунда.
"Насчитали нам 300 рублей за неполную уплату налога на прибыль с авансов.
Понятно, что это полная чушь. Но сумма маленькая - заплатили", - призналась
Ольга Балтенкова, заместитель главного бухгалтера компании "АК Лизинг"
(г. Москва). Впрочем, если написать возражения и ткнуть налоговиков носом в
явную глупость, скорее всего им придется изменить свое решение. "В нашей
практике часто бывает, что после совместных с налоговиками обсуждений того,
что они нашли, им приходится снимать свои претензии", - отметил Ярослав
Мошенников, старший юрист отдела юридических услуг компании Ernst&Young,
на прошедшей в Москве конференции "Что делать при налоговой проверке?".
И все же большинство опрошенных нами бухгалтеров считают, что лучший способ
подготовиться к выездной проверке - всегда быть готовым к ней. "Не знаю,
как у вас в Москве, но у нас в регионе лучше до суда дело не доводить. Можно,
например, всегда иметь договор с аудиторской фирмой, и постоянно хранить документы
у них якобы на аудиторской проверке", - не без улыбки заметил Андрей Шишкин,
юрист Молодежного союза юристов России (г. Ижевск).
*Полный текст документа вы найдете по адресу www.raschet.ru/docs/mns_BG-14-16_353.html
Комментарии
3