Бухгалтерский учет

Если доходов не было...

В начале своей деятельности строительная организация не имела доходов. Можно ли признать расходы в целях налогообложения прибыли? Как правильно заполнить налоговую декларацию? Ответы - в нашей статье.

В начале своей деятельности строительная организация не имела доходов. Можно ли признать расходы в целях налогообложения прибыли? Как правильно заполнить налоговую декларацию? Ответы - в нашей статье.

Начало хозяйственной деятельности

Рассмотрим типичную ситуацию: фирма зарегистрирована в IV квартале 2008 года. И на конец года доходов не получила.
Однако расходы в этом периоде имела - на заработную плату и единый социальный налог работников фирмы, аренду офиса, услуги банка. Если отразить эти расходы в налоговом учете, то в декларации по налогу на прибыль возникнет убыток. А значит, не избежать приглашения в налоговую инспекцию на «убыточную» комиссию.
Пункт 8 статьи 274 Налогового кодекса РФ определяет убыток как отрицательную разницу между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения. И в этой связи у бухгалтера могут возникать сомнения: а допустимо ли формирование убытка в отсутствие доходов? Налоговые инспекторы на местах нередко придерживаются именно такой точки зрения и отказывают в признании убытка.

ЕСТЬ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО РАЗМЕРУ ПЕРЕНОСИМОГО УБЫТКА?

Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.
При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с особенностей, предусмотренных статьями 283, 264.1, 268.1, 275.1, 280 и 304 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/534). Таким образом, организации вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений относительно налоговой базы.
 
Ситуация с убытком, по сути, не отличается от заявленного к возмещению НДС. Дело в том, что убыток, полученный по итогам года, налогоплательщик сможет использовать для уменьшения налоговой базы в следующие отчетные (налоговые периоды). Такая процедура именуется «перенос убытков на будущее» и регламентируется статьей 283 Налогового кодекса РФ.
Для ответов на поставленные вопросы имеет принципиальное значение, заключила ли строительная фирма договоры с заказчиками.

Бухгалтерский учет расходов в отсутствие заказов

Начнем с бухгалтерского учета. Для отражения расходов, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Однако на данном счете учитывают расходы, связанные с обычными видами деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Объясняется это тем, что Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета допускает списание расходов будущих периодов на счета затрат на производство (20, 23, 25, 26) или расходов на продажу (44). А корреспонденцию счета 97 с субсчетом «Прочие расходы» счета 91 она не предусматривает.
В отсутствие заключенных договоров с заказчиками строительная фирма счет 20 «Основное производство» применять не вправе. Ведь аналитический учет по этому счету строится по видам строительной продукции, а на практике - по объектам строительных работ. Такой метод учета именуется «позаказным».
В итоге затраты подготовительного периода в течение месяца фирма учитывает на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Однако на конец месяца эти счета не могут иметь сальдо, поэтому их следует закрыть на счет 97.
Проводки по расходам подготовительного периода будут выглядеть следующим образом:

ДЕБЕТ 26 (25) КРЕДИТ 70 (69, 76, 02 ...)
- учтены расходы по обычным видам деятельности;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26 (25)
- списаны расходы подготовительного периода;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 51

- отражены расходы на услуги банка.

А счет 20 «Основное производство» можно открывать не ранее даты заключения договора с заказчиком.
Отметим, что фирма, организованная в IV квартале, годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию не представляет. Основание - пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговый учет и контроль

Налоговое законодательство не ставит возможность признания расходов в зависимость от наличия доходов. Однако в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ указано, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Исходя из этого критерия и нужно оценивать понесенные затраты.
Принципиального запрета на признание расходов в отсутствие доходов не имеется.
Эту позицию неоднократно подтверждал Минфин России. Так, в письме от 17 июля 2008 г. № 03-03-06/1/414 чиновники указали, что понесенные организацией экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы ввиду отсутствия в текущем отчетном периоде доходов от производства и реализации относятся в целях налогообложения прибыли на убытки. Так же считает и подавляющее большинство арбитражных судей (например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 8 февраля 2008 г. № А65-6037/07, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4297).
Наконец, из определения Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 366-О-П следует, что обоснованность расходов подтверждают именно намерения и цели (направленность) реальной деятельности налогоплательщика, а не ее результат.

КОГДА МОЖНО НАЧАТЬ ПОГАШАТЬ УБЫТОК?

Минфин России разъяснил, что перенос убытков на будущее возможен по итогам отчетного периода (письмо от 15 июня 2007 г. № 03-03-06/1/383).
Однако фирма, применяющая в качестве отчетных периодов месяц, два месяца, три месяца и т. д., сможет воспользоваться убытками прошлых лет для уменьшения налоговой базы только через три месяца. Эта особенность вытекает из структуры декларации. Действительно, сумма убытков прошлых лет должна быть перенесена в строку 110 листа 02 из строки 150 приложения № 4 к листу 02. Но, согласно пункту 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н, это приложение включают в состав декларации только за I квартал и налоговый период. Получается, что декларации за месяц и за два месяца не содержат данных для заполнения строки 110 листа 02.
Получается, что фирма сможет «отстоять» перед налоговиками убыток в том случае, если докажет направленность своей деятельности на получение дохода.
В этом ей помогут не только заключенные договоры с заказчиками, но и предварительные договоры (ст. 429 Гражданского кодекса РФ), часто именуемые протоколами о намерениях, размещенная реклама, заявки на участие в тендерах, исходящие письма с коммерческими предложениями.

Декларирование убытка

Итак, фирме предстоит обосновать коммерческую направленность затрат подготовительного периода. Иначе считается, что задекларированный убыток не подтвержден. Причем налоговый инспектор не обязан доказывать, что фирма осуществляла расходы без намерения получить доходы. Дело в том, что презумпция невиновности применяется к правонарушениям (п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ). А за убыток ответственность не установлена (ст. 106 Налогового кодекса РФ).
Рассмотрим особенности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.
Расходы подготовительного периода отражают по строкам 030 и 040 листа 02 декларации. Итоговый убыток показывают по строке 060 в виде суммы со знаком минус (в первой ячейке слева). А налоговая база по строке 100 будет равна нулю (п. 8 ст. 274 Налогового кодекса РФ). В состав годовой декларации новой фирмы за 2008 год войдут:
- Титульный лист (лист 01);
- подраздел 1.1 Раздела 1 («нулевой»);
- лист 02, приложения № 1 («нулевое») и № 2 к листу 02.
Форма налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н.
Но убыток, полученный по итогам 2008 года, фирма вправе принять в уменьшение налоговой базы с 2009 года. Для этого сумму убытка нужно отразить в приложении № 4 к листу 02 деклараций, относящихся к 2009 году.
Обратите внимание: даже если фирму не вызовут на «убыточную» комиссию по итогам «подготовительного» года, списание убытков прошлых лет в будущем повлечет документальную проверку «первички». Такое требование содержит письмо Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/206. Так что мероприятий налогового контроля не избежать.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • nkatalevskaya
    Да не стоит так уж бояться этих "убыточных комиссий". Если в учете - порядок, и все расходы документально подтверждены и обоснованны, то просто нужно отстаивать интересы своей организации, опираясь на налоговый кодекс. А вот что касается отражения на 97 счете общехозяйственных затрат - то вот это как раз очень спорное решение. Ведь расходы согласно ПБУ и НК подлежат отражению в том периоде, когда возникли.