Зарплата

Реформа оплаты труда. Сложности

Реформа оплаты труда работников федеральных учреждений набирает нарастающие темпы. Говорить об отлаженной системе, к сожалению, пока не приходится. Многие уже выпущенные нормативные акты требуют дальнейшей доработки и состыковки между собой. Это касается и приказов министерств и ведомств, которыми утверждены перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.

Реформа оплаты труда работников федеральных учреждений набирает нарастающие темпы. Говорить об отлаженной системе, к сожалению, пока не приходится. Многие уже выпущенные нормативные акты требуют дальнейшей доработки и состыковки между собой. Это касается и приказов министерств и ведомств, которыми утверждены перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.

В нормативных актах есть противоречия

В первую очередь отметим, что на сегодня действуют сразу два «базовых» постановления Правительства РФ о новой системе оплаты труда федеральных бюджетников.
Первое из них — постановление Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605. Хотя оно несколько устарело, но тем не менее официально утратит силу только с 1 декабря 2008 года. Напомним, что это дата единовременного введения новой системы оплаты труда для федеральных бюджетников, которая установлена постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Как сориентироваться в массе нормативных актов

К приказу Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425н (им утверждены рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений) есть приложение — перечень руководящих документов Минздравсоцразвития России, регламентирующих порядок введения в федеральной бюджетной сфере новой системы оплаты труда (далее — Перечень).
Правда, Минздравсоцразвития России обещает совместно с Минфином России разработать специальную памятку-перечень «реформенных» нормативных актов для бюджетников, которую планируется рассылать через казначейскую систему.
Новое постановление № 583 частично дублирует постановление № 605, а частично содержит иные указания. Поясним.
Постановлением № 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.
А вот новое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (утвержденное постановлением № 583), не распространяется на гражданский персонал силовых ведомств и работников самих федеральных госорганов. Для них будут разработаны особые правила новой системы оплаты труда.
Следует иметь в виду, что часть приказов, формирующих нормативную базу для реформы (и упомянутых в Перечне), выпущена на основании старого постановления № 605. А часть — на основании нового постановления № 583. Из-за разницы в указаниях двух «базовых» актов возникает путаница. Разобраться в ней непросто.

Зачем работников причисляют к основному персоналу

Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу, нужны для расчета должностных окладов руководящего состава учреждения.
По новым правилам для определения этих сумм применяется сложный алгоритм расчета.
В пункте 6 Положения, утвержденного постановлением № 583, установлено, что должностной оклад руководителя учреждения составляет до пяти размеров средней зарплаты работников учреждения, относящихся к основному персоналу. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Таким образом, для применения указанного алгоритма нужно определить:
1) должности работников учреждения, относящихся к основному персоналу;
2) порядок исчисления размера средней заработной платы основного персонала.
Во исполнение первой задачи уже выпущен ряд ведомственных приказов. Например:
— приказ Роспотребнадзора от 21 июля 2008 г. № 251;
— приказ Минфина России от 8 августа 2008 г. № 76н;
— приказ Роснедвижимости от 1 августа 2008 г. № П/0267;
— приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2008 г. № 228 и другие.
Для решения второй задачи — исчисления размера средней заработной платы основного персонала издан приказ Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н.

Сложность с исчислением средней заработной платы

Отметим, что приказ № 167н фигурирует в Перечне. То есть он рекомендован к применению. Однако этот приказ выпущен на основании старого постановления № 605, поэтому частично противоречит новому Положению.
Так, в пункте 2 Порядка (он утвержден приказом № 167н) сказано, что должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет три размера средней зарплаты работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Именно этот коэффициент был прописан в Положении, утвержденном постановлением № 605.

Как выплачивать компенсации и выплаты стимулирующего характера

Напомним, что компенсационные выплаты для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров устанавливают в том же порядке, как и для работников. То есть компенсации рассчитывают в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательно (п. 8 Положения, утвержденного постановлением № 583).

Выплаты стимулирующего характера руководителям своих подведомственных учреждений могут устанавливать федеральные госорганы — главные распорядители средств федерального бюджета. Руководителям учреждений — главных распорядителей выплаты стимулирующего характера устанавливает Правительство РФ (п. 9 Положения, утвержденного постановлением № 583).

Специалисты Минздравсоцразвития России разъясняют, что «стимулировать» руководителей подведомственных учреждений вышестоящие органы будут в том числе в зависимости от исполнения этими учреждениями установленных показателей.

Напомним, что в новом Положении предусмотрены иные нормы. Должностной оклад руководителя учреждения должен составлять до пяти размеров этой средней заработной платы.
Следовательно, от чиновников должны последовать либо поправки в устаревший приказ № 167н, либо указания, как справиться с данной коллизией. Напомним, что действующим на сегодня Порядком предусмотрено включение стимулирующих выплат в состав средней зарплаты основного персонала, которая используется для расчета должностных окладов руководства учреждения.

При определении должностей основного персонала есть неопределенность

Минздравсоцразвития России утвердило профессиональные квалификационные группы (ПКГ) по видам экономической деятельности. Это тоже один из «винтиков» системы нормативных актов, обеспечивающих реформу.

Соответствующие приказы частично уже выпущены (начиная с 2007 года) и включены в Перечень, а частично продолжают выпускаться и, очевидно, дополнят его.
По идее во всех нормативных актах, связанных с зарплатно-бюджетной реформой, наименования должностей ПКГ из этих приказов должны соответствовать должностям, которые упоминаются в других руководящих документах данной нормативной базы.
Однако пока о полной состыковке должностей работников из ПКГ и должностей, указанных в отдельных ведомственных «реформенных» приказах, можно говорить с большой натяжкой.

Возьмем, к примеру, приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2008 г. № 228.
В приложении № 1 к приказу № 228 содержится перечень должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».

Из положений этого документа следует, что для расчета должностных окладов руководства учреждений указанной сферы деятельности, подведомственных Минэкономразвития России, нужно определить среднюю зарплату работников, занимающих должность:
— врача-специалиста;
— зубного врача;
— заведующего структурного подразделения;
— заведующего здравпункта — фельдшера (медицинской сестры).

Напомним, что ПКГ для этой сферы деятельности утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 г. № 149н. Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 утверждены группы должностей медицинских и фармацевтических работников. Но такой должности, как «врач-специалист», в этих приказах нет. В указанных профессиональных квалификационных группах врачи квалифицируются по специальностям более конкретно.

Очевидно, Минэкономразвития России предлагает подведомственным учреждениям при установлении состава основного персонала, средняя зарплата которого будет влиять на размер должностного оклада руководства, «действовать по обстановке». Кроме того, если в этих учреждениях есть персонал (в том числе медики) с более низкой квалификацией, его низкая зарплата не повлияет на зарплату руководства. Ведь такие работники не включены министерством в состав основного персонала.

Начать дискуссию