Особая экономическая зона. Как в России оптимизировать налоговые платежи?

Из этой статьи Вы узнаете: Какие особые экономические зоны существуют в России? Какую деятельность может осуществлять резидент на территории особой экономической зоны? Какими налоговыми льготами пользуются организации, расположенные на территории ОЭЗ?

Источник: Горячая линия бухгалтера

Из этой статьи Вы узнаете:
Какие особые экономические зоны существуют в России?
Какую деятельность может осуществлять резидент на территории особой экономической зоны?
Какими налоговыми льготами пользуются организации, расположенные на территории ОЭЗ?

До недавнего времени в Российской Федерации оффшорных зон не было. Однако в середине 1990-х гг. в России все же появились первые оффшорные зоны, которые были расположены в ряде регионов (Ингушетия, Калмыкия).

В 2005 г. Правительством РФ был подписан Федеральный Закон от 22. 07. 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в соответствии с которым «особая экономическая зона (СЭЗ) — это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры».

Как и в случае с иностранным оффшором, взаимодействие организаций с компаниями, расположенными в особых экономических зонах, при определенных условиях позволяет оптимизировать налоговые платежи.

Сообщения об особых экономических зонах (далее — ОЭЗ) все чаще появляются в средствах массовой информации. В связи с тем, что процесс создания таких зон на территории РФ набирает темпы — это подтверждается ростом количества участников уже существующих ОЭЗ (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных) и образованием новых (портовых), — в предлагаемой статье рассматриваются вопросы, касающиеся привлекательности ОЭЗ в отношении налоговых льгот.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
В соответствии с действующим законодательством на территории РФ могут создаваться следующие особые экономические зоны (ОЭЗ):
1) промышленно-производственные.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров;
2) технико-внедренческие.
Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра;
3) туристско-рекреационные.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2008 г. российским законодательством предусмотрен четвертый тип ОЭЗ — портовый.
Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров. Регулирование вопросов об увеличении указанной площади осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Законом установлен ряд ограничений по ОСБ, так:
1) особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны и портовой особой экономической зоны, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
2) особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны и портовой особой экономической зоны, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
3) в особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.

Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет.

Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с момента создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Решение о создании или прекращении существования ОЭЗ может приниматься только Правительством РФ и оформляется в виде постановления. Другие органы власти не имеют таких полномочий.
Создание на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований особых экономических зон осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации, принимаемых по результатам проведения открытого конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон.
Для того чтобы создать особую экономическую зону, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения.


Согласно п. 9. «Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» заявка должна содержать следующие сведения:
а) технико-экономическое обоснование создания особой экономической зоны;
б) характеристику социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;
в) характеристику социально-экономического положения муниципального образования, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;
г) стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию особой экономической зоны в реализацию указанной стратегии;
д) перечень потенциальных резидентов особой экономической зоны, их краткую характеристику, а также направления деятельности;
е) сведения о трудовых ресурсах субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, и возможности их привлечения;
ж) расчеты предполагаемых расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;
з) перечень объектов инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, строительство которых предполагается в рамках создания особой экономической зоны;
и) ориентировочные показатели по суммарным объемам электроэнергии, тепловой энергии и энергоресурсов, потребление которых предполагается на объектах особой экономической зоны;
к) ориентировочные показатели по суммарным объемам коммуникационно-информационных нагрузок, потребление которых предполагается на объектах особой экономической зоны;
л) финансово-экономическое обоснование создания объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктур особой экономической зоны и сроков создания указанных объектов;
м) перечень сопроводительных документов.

Кроме общих сведений, перечисленных выше (п. 9 Правил), при создании различных ОЭЗ в заявку включается дополнительная информация, а именно:
1) при создании экономической зоны технико-внедренческого типа в заявке должны содержаться сведения о наличии на территории предполагаемой особой экономической зоны образовательных и (или) научных организаций;
2) при создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа заявка должна содержать:
а) сведения о состоянии объектов туристской и курортной инфраструктур и перспективы их развития;
б) сведения о характеристике туристско-рекреационного потенциала территории особой экономической зоны;
в) оценку экологического состояния территории и оценку воздействия на окружающую среду особой экономической зоны;
г) сведения о динамике международных и внутренних туристических потоков (существующее состояние и прогнозная оценка на перспективу);
3) при создании портовой особой экономической зоны в заявке необходимо указать:
а) сведения о состоянии объектов портовой инфраструктуры;
б) сведения о специализации перегрузочных комплексов, грузовых терминалах, складских площадях на территории предполагаемой особой экономической зоны;

в) оценку экологического состояния территории и оценку воздействия на окружающую среду объектов особой экономической зоны;
г) сведения о динамике за последние 3 года международных и внутренних перевозок (грузообороте) морским (речным) и воздушным транспортом по субъекту Российской Федерации.

К заявке прилагаются следующие сопроводительные документы:
а) документ, определяющий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный для осуществления взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, и копии его правоустанавливающих документов;
б) документы, подтверждающие права собственности на земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны (выписки из Единого государственного реестра земель, в том числе в форме кадастровых карт (планов) земельных участков);
в) документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, на которых планируется создание особой экономической зоны;
г) в случае если земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны, и (или) расположенные на них объекты недвижимости находятся во владении и (или) пользовании юридических лиц, должны быть представлены их правоустанавливающие документы;
д) документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и территориального планирования муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы указанных документов;

е) картографические материалы, характеризующие положение земельных участков, на которых планируется создание особой экономической зоны, в масштабе 1 : 20 000 и 1: 100 000;
ж) документ, подтверждающий согласие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечить выполнение обязательств по созданию и функционированию определенного типа особой экономической зоны с указанием объемов предполагаемых расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;
з) паспорт участка, на котором предполагается создание особой экономической зоны, заполняемый по форме согласно приложению № 2;
и) проект соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, согласованный исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Если подается заявка о создании портовой СЭЗ, то к ней дополнительно прилагаются следующие документы:
а) договоры водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование по акватории морского (речного) порта, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;

б) план (карта) территории и акватории морского (речного) порта с указанием глубин у причальных сооружений и глубин подходного канала с отображением имеющейся инфраструктуры, а также план территории аэропорта;
в) согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны.

Следовательно, для участия в конкурсе претендент представляет следующие документы:
а) сопроводительное письмо к заявке;
б) заявку;
в) прилагаемые к заявке сопроводительные документы.

Сопроводительное письмо к заявке должно быть подписано руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны. Если сопроводительное письмо подписывает представитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), он должен приложить к нему надлежащим образом оформленную доверенность, удостоверяющую его право действовать от имени указанных органов.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение, в котором устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
4) права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
5) порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
7) обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
9) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах особой экономической зоны на срок ее существования;
10) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в границах особой экономической зоны на срок ее существования;
11) иные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Закон от 22. 07. 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» разделяет резидентов по различным критериям, что необходимо учитывать при регистрации предприятия.
Получить статус резидента ОЭЗ могут как коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иностранных организаций), так и индивидуальные предприниматели, с учетом положений ст. 9 Закона.

Так, резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Органы управления ОЭЗ сообщают сведения о регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя в качестве резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации, а также направляют в данные органы копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности.
Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
При ведении резидентом промышленно-производственной деятельности существенными нарушениями являются:

1) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в срок, установленный соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности, проектной документации для проведения экспертизы и согласования;
2) неосуществление капитальных вложений в объеме и сроки, предусмотренные соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности;
3) осуществление на территории особой экономической зоны предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности.

Согласно положениям ст. 30 ФЗ № 116-ФЗ существенным нарушением резидентом условий соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности является осуществление на территории особой экономической зоны предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением. Такое нарушение служит основанием для расторжения судом указанного соглашения.
Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности является:
1) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в срок, установленный соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, проектной документации для проведения ее экспертизы и согласования;
2) неосуществление капитальных вложений в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;
3) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Существенным нарушением резидентом портовой особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне является:
1) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в срок, установленный таким соглашением, проектной документации и результатов инженерных изысканий для проведения их государственной экспертизы;
2) неосуществление капитальных вложений в объеме и в сроки, предусмотренные таким соглашением;
3) осуществление в особой экономической зоне не предусмотренной таким соглашением предпринимательской или иной деятельности;
4) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в установленный срок сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, налоговой отчетности, данных регистров бухгалтерского учета, необходимых для осуществления контроля  исполнения такого соглашения;

Какую же деятельность может осуществлять резидент на территории особой экономической зоны?
Виды предпринимательской деятельности, которую резиденты вправе вести на территории ОЭЗ, зависят от типа ОЭЗ и осуществляются в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями (ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ).
Так, резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Для целей настоящего Федерального закона под портовой деятельностью понимаются следующие, осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов, виды деятельности:
1) погрузочно-разгрузочные работы;
2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;
3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;
4) ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;
5) переработка водных биологических ресурсов;
6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);
7) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
8) биржевая торговля товарами;
9) оптовая торговля товарами;
10) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны.

В заключении рассмотрим, какими же налоговыми льготами пользуются организации, расположенные на территории ОЭЗ?

Налог на прибыль.
Согласно ст. 284 Налогового Кодекса РФ налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 24%, при этом для организаций — резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (но не ниже 13,5%).
Организация — резидент ОЭЗ вправе применять пониженную налоговую ставку только в отношении доходов от деятельности в ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами.
При этом налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль заполняются организациями — резидентами ОЭЗ в общеустановленном порядке.
Кроме того, резиденты промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ согласно п. 7 ст. 259 НК РФ имеют дополнительные льготы. Они вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Для резидентов ОЭЗ, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, налоговая нагрузка тоже снижена. Для них в абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

Налог на добавленную стоимость.

Товары, ввозимые на территорию промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, помещаются под режим свободной таможенной зоны. Это значит, что резиденты названных территорий освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин (ст. 37 Закона об ОЭЗ). В дальнейшем, если покупатель товара является резидентом ОЭЗ, реализация этих товаров облагается по ставке 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Если покупатель — организация-нерезидент, то применяется ставка НДС в размере 18% (10%), поскольку для этого случая нормами гл. 21 НК РФ особый порядок обложения НДС не установлен.
Если же эти товары вывозятся за пределы ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или покупателем является организация-нерезидент, то таможенными органами взимается НДС по правилам, установленным таможенным законодательством РФ для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на таможенной территории РФ. При этом вычет указанных сумм НДС, уплаченных резидентом ОЭЗ таможенным органам, нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен.
С 1 января 2008 г. для резидентов портовых ОЭЗ проведение работ (оказание услуг) на их территории освобождается от обложения НДС согласно подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом резиденты таких зон вправе отказаться от предоставленной льготы, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Единый социальный налог.

Налоговым законодательством предусмотрены особенности исчисления и уплаты ЕСН только для ОЭЗ технико-внедренческого типа.
Резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ облагаются ЕСН на общих основаниях.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на ее территории, согласно статьи 241 НК РФ установлены следующие ставки ЕСН:

Налоговая база

Ставка налога (%)

До 280 000 руб.

14%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,6% суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

57 120 руб. + 2% суммы, превышающей 600 000 руб.

Льготный налоговый режим по ЕСН применяется только к выплатам, осуществляемым физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой ОЭЗ, при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами.

Налог на имущество.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законом субъекта РФ и вводится в действие законом субъекта РФ. Резидентам всех типов ОЭЗ налоговым законодательством предоставляется налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества. Льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий:
1) основные средства созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ;

2) указанное имущество находится на территории ОЭЗ;
3) имущество фактически используется на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны (введено с 1 января 2008 г.).
Помимо Налогового Кодекса РФ налоговые льготы могут также устанавливаться законами субъектов РФ.

Таким образом, для резидентов ОЭЗ предусмотрены налоговые льготы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. При этом налоговые льготы зависят от типа ОЭЗ и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований, на территории которых созданы особые экономические зоны.

Статья подготовлена по материалам семинара: «Международное налоговое планирование», организатор компания ООО «Академия успешного бизнеса». Лектор - Кукла Мария Евгеньевна - к.ю.н., юрист департамента международного налогового планирования Консалтинговой компании ООО "Академия успешного бизнеса".
Материалы семинара анализировала Фролова Т.С.


Начать дискуссию

🔥 Все включено! Онлайн-курсы, вебинары, разборы, консультации + онлайн-доступ к V Всероссийской бухгалтерской конференции в подписке «Клерк.Премиум»

Подписка «Клерк.Премиум» стала еще выгоднее! Вы можете повышать квалификацию на онлайн-курсах, следить за изменениями в законодательстве по разборам и актуальным вебинарам, задавать вопросы нашим экспертам на консультациях, а также посещать ВСЕ конференции «Клерка» в онлайн-формате без дополнительной оплаты.

Названы страны-лидеры, куда незаконно вывозят валюту

ФТС выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму свыше 922 млн рублей. Наиболее часто деньги вывозили в Турцию, ОАЭ и Азербайджан.

Для МСП упростили подключение к платежному сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.

Кадры

Цифра дня. Про высшее образование

Большинству работодателей важно наличие высшего образования у потенциального сотрудника.

Цифра дня. Про высшее образование

Подрядчиков освободили от НДС по счетам эскроу

Строители индивидуального жилья смогут получить налоговые льготы, если будут работать по договорам подряда с использованием счета-эскроу.

Интересные материалы

Бесплатно с Самозанятые

Какие риски несет работа с самозанятыми. Конспект вебинара с видео и тестированием

Сейчас сотрудничество с самозанятыми сопряжено с большими рисками: ФНС тщательно мониторит работу организаций с плательщиками НПД во избежание подмены трудовых отношений. В конспекте вебинара рассказали, как безопасно работать с самозанятыми и снизить риски.

Какие риски несет работа с самозанятыми. Конспект вебинара с видео и тестированием