Для того чтобы поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей, из федерального бюджета им выделяют средства. Однако в Налоговом кодексе РФ отсутствуют четкие указания о том, как следует регулировать вопросы налогообложения сумм государственной поддержки.
Финансисты ответили на ряд вопросов. В частности, они разъяснили, что полученные субсидии не включаются в облагаемую базу НДС. О порядке отражения ситуации в учете и пойдет далее речь.
Бухгалтерский учет субсидий...
Для помощи сельскому хозяйству предусматривают средства в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ их перечисляет Минсельхоз России. А уже из региональных бюджетов субсидии поступают к сельскохозяйственным организациям. Причем помимо федерального, выделять субсидии могут областные и даже муниципальные бюджеты.
Цели, на которые могут быть предоставлены субсидии, также различны. Они могут быть направлены на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, на приобретение средств химизации или сельхозтехники и т. д. Но в любом случае в бухгалтерском учете для отражения полученных сумм применяют правила, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Согласно пункту 4 ПБУ 13/2000, бюджетные субсидии в целях бухгалтерского учета подразделяют на две группы:
– средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов (основных средств);
– средства на финансирование текущих расходов.
Поэтому, руководствуясь нормативными актами на выделение организации субсидий, бухгалтеру необходимо четко определить, на какие цели выделены денежные средства, являются ли эти цели определенными.
...на капитальные вложения
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 установлено, что бюджетные средства отражают в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.
Далее бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов. Такое списание делают на систематической основе – по мере начисления амортизации. Причем при вводе объекта в эксплуатацию сумму целевого финансирования учитывают уже в качестве доходов будущих периодов. Такие правила установлены пунктами 8–9 ПБУ 13/2000.
Пример 1
Сельскохозяйственная организация получила из бюджета субсидию на приобретение сельхозтехники – 1 180 000 руб. При ее покупке поставщик выставил счет-фактуру на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Срок полезного использования приобретенной технике установили 100 месяцев.
Ситуацию отразили следующими записями:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 1 180 000 руб. – начислена задолженность по целевому финансированию на основании уведомления о выделении бюджетных ассигнований;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 1 180 000 руб. – поступили средства на расчетный счет;
Дебет 08 Кредит 60
– 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000) – принята сельскохозяйственная техника от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
– 180 000 руб. – отражена сумма «входного» НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 1 180 000 руб. – перечислена поставщику стоимость техники за счет средств целевого финансирования;
Дебет 01 Кредит 08
– 1 000 000 руб. – введена в эксплуатацию приобретенная техника;
Дебет 86 Кредит 98
– 1 000 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на покупку техники;
Дебет 86 Кредит 98
– 180 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на оплату НДС поставщику;
Дебет 68 Кредит 19
– 180 000 руб. – произведен вычет «входного» НДС;
Дебет 98 Кредит 91
– 180 000 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма НДС, уплаченная поставщику и принятая к вычету.
Ежемесячно по мере начисления амортизации делают следующие записи:
Дебет 20 Кредит 02
– 10 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 мес.) – начислена амортизация;
Дебет 98 Кредит 91
– 10 000 руб. – учтены в составе прочих доходов доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.
Обратите внимание: записи о зачислении сумм целевого финансирования в доходы будущих периодов на стоимость техники и сумму «входного» НДС мы показали отдельно. Дело в том, что эти суммы признают доходом в разное время и по разным основаниям.
Мы рассмотрели записи для случая, когда организация получила субсидию на полную стоимость приобретаемой техники, включая и НДС. Однако бывают ситуации, когда субсидию выделяют частично и уплату НДС поставщику не субсидируют. Тогда записи по дебету счета 86 и кредиту счета 98 на сумму уплаченного налога делать не нужно.
При частичном субсидировании в аналитическом учете по каждому приобретенному объекту необходим раздельный учет. То есть к инвентарной карточке по форме № ОС-6 нужно приложить бухгалтерскую справку, в которой указать, какая часть оплачена за счет собственных средств, а какая за счет государственной помощи. Кроме этого к счету 02 для целей налогового учета следует выделить субсчета для сумм амортизации, начисленных на субсидированную часть основного средства и оплаченных за счет собственных средств.
Отметим, что организации могут зафиксировать в учетной политике, что субсидии принимаются к учету по мере фактического поступления средств. В этом случае начислять задолженность по целевому финансированию не нужно. На фактически поступившую сумму сразу делают запись по дебету счета 51 и кредиту счета 86.
...на текущие расходы
В бухгалтерском учете бюджетные средства на финансирование текущих расходов подразделяют на следующие группы:
– направленные на материальное обеспечение производства;
– направленные на компенсацию уплаченных процентов по кредитам и затрат на страхование;
– направленные на компенсацию потерь от стихийных бедствий.
Для учета таких субсидий ПБУ 13/2000 предусмотрены правила, схожие с правилами учета средств, выделенных на капитальные вложения. Только доход признается не по мере начисления амортизации, а по мере признания расходов, которые покрываются за счет субсидий.
Пример 2
Организация получила бюджетные средства на приобретение дизельного топлива в сумме 1 180 000 руб. Поставщик топлива выставил счет-фактуру на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС –180 000 руб.). В учетной политике зафиксировано, что субсидии принимаются к учету по мере фактического поступления средств.
Бухгалтерские записи будут такими:
Дебет 51 Кредит 86
– 1 180 000 руб. – поступили средства финансирования на расчетный счет;
Дебет 10 Кредит 60
– 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000) – принято к учету топливо, полученное от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
– 180 000 руб. – учтен «входной» НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 1 180 000 руб. – оплачена поставщику стоимость топлива;
Дебет 86 Кредит 98
– 1 000 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, израсходованные на покупку топлива;
Дебет 86 Кредит 98
– 180 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на оплату НДС поставщику;
Дебет 68 Кредит 19
– 180 000 руб. – произведен вычет «входного» НДС;
Дебет 98 Кредит 91
– 180 000 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма НДС, уплаченная поставщику и принятая к вычету;
Дебет 20 Кредит 10
– 500 000 руб. – отпущена часть топлива для выполнения полевых работ;
Дебет 98 Кредит 91
– 500 000 руб. – признаны в составе прочих доходов текущего периода доходы будущих периодов в сумме израсходованного топлива.
Учет субсидий при налогообложении прибыли
Полученные сельхозорганизацией субсидии налогооблагаемый доход сельхозпредприятий не увеличивают. Это следует из положений статьи 251 Налогового кодекса РФ. В пункте 2 этой статьи указано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. А ведь к ним и относятся целевые поступления из бюджета.
Не включают в доходы бюджетные субсидии и организации, перешедшие на уплату ЕСХН. Такая норма содержится в пункте 1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Подтвердили это и чиновники Минфина России в письме от 24 апреля 2008 г. № 03-11-04/1/8.
Отметим, что здесь должно выполняться условие о целевом предназначении таких средств. То есть они должны быть использованы получателем строго на те цели, на которые выделены.
Что касается учета в расходах текущих затрат, произведенных за счет субсидий, то здесь ситуация несколько сложнее. Обратимся к подпункту 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что при исчислении налога на прибыль амортизация по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется.
По государственной помощи на текущие расходы такая прямая норма не установлена.
Однако логично предположить, что и в этом случае расходы учитываться не должны. Ведь не учитывая в доходах сумму субсидий, но приняв произведенные за счет нее расходы, можно исказить налоговую базу. Поэтому в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ указано, что получатели целевых поступлений из бюджета обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Подтверждением этому служат пункт 5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утвержден приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н) и письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-03-04/4/178.
А как быть с налогом на добавленную стоимость?
Что касается налога на добавленную стоимость, здесь также возникает ряд вопросов. Ответим на них.
Нужно ли включить полученные субсидии в налоговую базу по НДС? Напомним, что объектом налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ (ст. 146 Налогового кодекса РФ).
Причем термин «реализация» понимается в том значении, которое содержится в статье 39 Налогового кодекса РФ. В рассматриваемом нами случае получение средств из бюджета никак не связано с реализацией бюджету каких-либо товаров. Нельзя применить и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 главного налогового документа. Ведь в нем сказано о том, что налоговую базу следует увеличить на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). А организация получает средства (субсидию) не в результате реализации: организация бюджету ничего не продавала. Согласился с таким подходом и Минфин России в письме от 14 мая 2008 г. № 03-07-11/181.
Можно ли принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам за счет субсидий? По нашему мнению, организация имеет такое право.
Глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не ставит применение вычетов в зависимость от источника средств, за счет которого приобретено имущество. Правила применения вычетов установлены в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ. Они сводятся к тому, что вычет правомерен, когда приобретенное имущество используется для облагаемых НДС операций, это имущество оприходовано и организация получила от поставщика правильно оформленный счет-фактуру.
Когда сельхозорганизация приобретает имущество за счет субсидий, эти условия она выполняет. Тем более что при реализации выращенной продукции она предъявит покупателям соответствующие суммы НДС. Поэтому она имеет право на вычет НДС на общих основаниях. Подтвердил такое право в подобной ситуации и Президиум ВАС РФ в постановлении от 4 сентября 2007 г. № 3266/07. Минфин России в письме № 03-07-11/181 тоже согласился с этим.
Не всякая господдержка – целевое поступление
Нередко власти субъектов РФ организуют соревнования между хозяйствами. После подведения итогов победители в виде награды получают некоторые суммы. Такие средства нельзя признать целевыми, поскольку нет расходов, компенсировать которые они должны. Для них применяют совершенно другие правила учета.
Начать дискуссию