Учет в туризме

Расторжение туристского договора

Основаниями для расторжения договора, в том числе туристского, являются соглашение сторон или требование одной из сторон (в том числе при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора).

Основаниями для расторжения договора, в том числе туристского, являются соглашение сторон или требование одной из сторон (в том числе при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора).

В последнее время туристский договор чаще расторгается потому, что клиент по тем или иным причинам отказывается от поездки. В период финансового кризиса как юридические, так и физические лица пересматривают свои расходы и возможности и отказываются от «лишних» затрат. Однако, чтобы избежать негативных последствий, отказ от путевки должен быть обоснованным…

РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ПРИ СУЩЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) предусмотрено, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся (ст. 10 Закона № 132-ФЗ):

1) ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

2) изменение сроков совершения путешествия;

3) непредвиденный рост транспортных тарифов;

4) невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и др.).

Во всех этих случаях стороны могут либо расторгнуть договор, либо достичь соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами.

Если стороны решили расторгнуть договор, произведенные расходы будут поделены между ними судом согласно пункту 3 статьи 451 Гражданского кодекса РФ: исходя из необходимости справедливого распределения расходов между сторонами.


РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ПРИ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕДОРАБОТКАХ ТУРФИРМЫ

Турист также может расторгнуть договор с турфирмой, если обнаружатся существенные недоработки в организации заказанного тура. В этой ситуации, согласно статье 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), стоимость тура возвращается туристу полностью.

РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ПО ИНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Согласно статье 32 Закона № 2300-1, турист может отказаться от договора об оказании услуг в любое время, но при условии, что он оплатит турфирме все ее расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору. При этом турфирма должна документально подтвердить понесенные расходы.Однако на практике можно встретить много нарушений со стороны турфирм. Так, заключая договор с туристом, турагент пытается перенести положение о величине своего штрафа перед туроператором, рассчитанного в процентах от стоимости турпродукта, в договор с туристом о реализации туристского продукта.

Напомним, что практически все договоры между туроператорами и турагентами включают положения об аннулировании подтвержденного туроператором и оплаченного турагентом (туристом) тура следующего содержания: «в случае отказа турагента от турпродукта он обязан уплатить туроператору штраф в размере фактически понесенных затрат. Величина штрафа рассчитывается в процентах от стоимости турпродукта». Например, при отказе от заявки, когда до начала заезда осталось более 10 банковских дней, штраф составляет 10 процентов, от 10 до 5 банковских дней – 50 процентов, менее 5 банковских дней – 100 процентов.

ПРИМЕР

Если полностью оплаченный тур аннулирован за день до начала путешествия и договором между туроператором и турагентом предусмотрено, что вся стоимость турпродукта остается у туроператора, это не означает, что турист должен полностью оплатить путешествие, в которое он не едет.

Если же турагент все же включит в договор с туристом подобное условие, он рискует быть привлеченным к административной ответственности. Так, арбитражный суд Красноярского края (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. № А33-14381/2007-03АП-119/2008) обнародовал информацию о проигрыше турфирмы в споре с Роспотребнадзором. Предмет спора: правомерность включения в договор с туристом следующего положения «менее чем за пять суток до начала путешествия туристская путевка возврату не подлежит».

Подобные условия ущемляют право потребителя отказаться от исполнения договора в любое время. За указанное нарушение предусмотрена ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штраф для должностных лиц составляет от 1000 до 2000 руб., а для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Статьей 10.1 Закона № 132-ФЗ предусмотрено, что турагент, действующий от своего имени, приобретает статус исполнителя по договору с туристом.
Согласно статье 782 Гражданского кодекса РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Норма, аналогичная пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, содержится в статье 32 Закона № 2300-1. В частности, там сказано: потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Эта норма касается договоров на приобретение турпродукта, заключенных туристом как с туроператором, так и с турагентом (действующим от своего имени). И тот, и другой договор согласно статье 10 Закона № 132-ФЗ должен соответствовать законодательству о защите прав потребителей.

Для защиты своих прав в случае отказа турфирмы в возврате внесенных в счет договора денежных средств потребитель (турист) имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах туриста.

При этом расходы могут подтверждать следующие документы:

– квитанции об уплате за бронирование номера в отеле и штрафа, выставленного отелем;

– перевозочные документы, выписанные на имя туриста;

– бумаги, подтверждающие оплату консульских сборов, санкций, уплаченных в связи с отменой договора страхования, оплату трансфера (штрафы за отмену) и т. д.

В частности, такой перечень приведен в постановлении ФАС Московского округа от 15 октября 2004 г. № КГ-А40/9094-04.

В арбитражной практике существуют примеры, когда исполнителя услуг (в нашем случае туроператора или турагента) обязывают полностью вернуть денежные средства, полученные от клиента, ввиду отсутствия доказательств понесенных расходов по исполнению договора (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2007 г. № 09АП-19045/2006-ГК).

ИНФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТА О ЕГО ОБЯЗАННОСТЯХ

Турист может нести ответственность за последствия своих действий только в случае, если туроператор или турагент заранее проинформировали его о предмете его обязанностей. В свою очередь туроператор или турагент должны быть заинтересованы в обеспечении доказательства такого информирования, в качестве которого может выступать подпись туриста на документе, определяющем такие обязанности, который может быть частью (приложением) договора. В таком случае в договоре указывается способ (форма) информирования туриста о его обязанностях.

Особое внимание необходимо уделить надлежащему информированию туристов о пределах ответственности сторон по общему и специальному законодательству, согласно которому:

– за наличие надлежащего удостоверения личности (паспорта) в ответе гражданин;

– за надлежащее оформление визы, являющейся составной частью туристского продукта, отвечает турфирма.

Из положений Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» следует, что турфирма обязана проверять правильность оформления выездных документов, в том числе срок действия загранпаспортов, документов на ребенка и т. п.

В соответствии с пунктом 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452, турфирма обязана своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, которые зависят от его воли и могут снизить качество турпродукта или повлечь невозможность оказания туристских услуг.

Нарушение этого правила приведет к административной ответственности виновного лица по части 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штраф составляет: для должностных лиц – от 500 до 1000 руб., для юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА

Суммы убытков, возмещенные туристами турфирме в связи с аннулированием тура, отражаются у нее в бухучете на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы»). А расходы, связанные с аннулированием тура, отражаются в составе внереализационных расходов на том же счете (субсчет «Прочие расходы»).


НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА

Суммы компенсации ущерба, полученные турфирмой от туриста, включаются в состав внереализационных доходов и увеличивают налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Моментом признания таких поступлений является день признания соответствующих сумм должником (или день вступления в силу решения суда о взыскании этих сумм).

А все расходы турфирмы, понесенные в связи с формированием поездки для туриста, которая была аннулирована, включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 20 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

При этом «входной» НДС, восстановленный со стоимости приобретенных услуг по аннулированному туру, может быть учтен в составе прочих расходов для целей исчисления налога на прибыль.

ПРИМЕР

В сентябре 2008 года турфирма ООО «Вега» заключила договор с Волковым И.А. на организацию тура в Сочи сроком на 10 дней. Стоимость тура – 60 000 руб. Стоимость услуг, входящих в состав тура, составила 54 280 руб. (с учетом НДС), в том числе:

– проживание в гостинице с питанием – 30 000 руб. (без НДС, поскольку гостиница применяет «упрощенку»);

– авиабилет туда и обратно – 20 000 руб. (в том числе НДС – 3050,85 руб.);

– медицинская страховка – 280 руб.;

– собственные расходы турфирмы, приходящиеся на данный тур (зарплата персонала, ЕСН, амортизация основных средств), – 4000 руб.

Турист полностью оплатил тур, однако за неделю до его начала отказался от поездки. К этому моменту турфирма оплатила полис медицинской страховки, гостиницу и авиабилеты. За отказ от гостиницы с турфирмы удержали 34 процента стоимости проживания, за отказ от авиабилетов – 15 процентов их стоимости.

В акте, предъявленном туристу, были перечислены расходы, понесенные турфирмой при выполнении договора на момент аннулирования тура. Сумма этих расходов составила 17 480 руб. (280 руб. + 20 000 руб. × 15% + 30 000 руб. × 34% + 4000 руб.). Все расходы подтверждены первичными документами.

Оставшуюся сумму турфирма выплатила своему клиенту.

В бухгалтерском учете турфирмы делаются следующие записи.

При получении оплаты от туриста:

ДЕБЕТ 50

КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»

– 60 000 руб. – получена оплата от туриста за путевку;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 9152,55 руб. (60 000 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС с суммы полученного аванса.

При формировании стоимости тура:

ДЕБЕТ 006

– 280 руб. – получен медицинский полис от страховой компании;

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60

– 280 руб. – отражены расходы на страхование туриста;

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51

– 280 руб. – перечислены денежные средства за медицинский полис;

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60

– 30 000 руб. – отражены затраты по проживанию туриста в гостинице;

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51

– 30 000 руб. – оплачены услуги гостиницы;

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60

– 16 949,15 руб. (20 000 – 3050,85) – отражена стоимость авиабилета;

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

– 3050,85 руб. – отражен НДС по приобретенному авиабилету;

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51

– 20 000 руб. – оплачен авиабилет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 19

– 3050,85 руб. – предъявлен к вычету НДС по приобретенным авиабилетам;

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 02 (69, 70)

– 4000 руб. – отнесены на стоимость тура собственные расходы турфирмы.

При аннулировании поездки:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 19

– 3050,85 руб. – сторнирован НДС со стоимости авиабилета;

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

– 2593,22 руб. (3050,85 руб. × 85%) – сторнирован НДС с части стоимости авиабилета, возвращенной турфирме;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 19

– 457,63 руб. (3050,85 – 2593,22) – списан НДС с части стоимости авиабилета, не возмещенной турфирме;

ДЕБЕТ 51    КРЕДИТ 60

– 36 800 руб. ((20 000 руб. + 30 000 руб.) – (20 000 руб. × 15% + 30 000 руб. × 34%)) – получены денежные средств за авиабилет и гостиницу (за минусом удержанной суммы);

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60

– 34 206,78 руб. (36 800 – 2593,22) – сторнированы расходы по формированию стоимости путевки, возвращенные турфирме от партнеров;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 20

– 17 022,37 руб. (280 + 30 000 + 16 949,15 + 4000 – 34 206,78) – списаны расходы турфирмы по аннулированному туру;

КРЕДИТ 006

– 280 руб. – списан страховой полис;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные»

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 17 480 руб. – компенсированы убытки турфирмы за счет средств туриста;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные»

КРЕДИТ 50

– 42 520 руб. (60 000 – 17 480) – выплачен остаток аванса из кассы турфирмы Волкову И.А.;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»

– 9152,55 руб. – восстановлен НДС, начисленный ранее с аванса.


Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию