Бюджетный учет

Новый порядок учета обязательств

Специалисты Минфина России приказом от 19 сентября 2008 г. № 98н утвердили новый Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. О главных новшествах рассказывает Елена Анатольевна Король, главный казначей УФК по Хабаровскому краю, к. э. н.

Специалисты Минфина России приказом от 19 сентября 2008 г. № 98н утвердили новый Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. О главных новшествах рассказывает Елена Анатольевна Король, главный казначей УФК по Хабаровскому краю, к. э. н.

В чем заключается суть изменений

Согласно действующим нормам, органы Федерального казначейства (ОФК) учитывают бюджетные обязательства учреждений только в рамках оплаты коммунальных услуг и аренды имущества. С 1 января 2009 года данная процедура должна будет выполняться по новым правилам и в отношении других сделок. Дело в том, что Порядок № 98н устанавливает принципиально новый учет органами казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — получатели). Причем как исполняемых за счет средств бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Однако из этого правила законодательством предусмотрено исключение. Оно касается обязательств, возникающих на основании госконтрактов и других договоров. С 1 января по 31 декабря 2009 года, то есть в течение одного года они учитываться не будут.

Все остальные бюджетные обязательства ОФК будет отражать на лицевых счетах получателей средств бюджета или на счетах для учета операций по переданным полномочиям получателей средств, открытых в органах казначейства.

Одно из новшеств учета бюджетных обязательств — возможность использования получателями средств федерального бюджета и ОФК электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи.


Основания для специального учета

Итак, с 1 января 2009 года ОФК будут принимать к учету бюджетные обязательства, возникающие у получателей в соответствии:

— с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам);
— с договором, который не требуется оформлять в письменной форме согласно законодательству РФ.

На учет обязательства будут приниматься на основании документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями (счет на оплату, платежное поручение и т. д.).

Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702). Это новый документ, его форма утверждена приложением № 1 к Порядку № 98н. Форму 0531702 должны представлять в ОФК получатели по месту их обслуживания (после заключения договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств).

Органы казначейства должны…

ОФК выступают в качестве контролирующих органов, которые проверяют правильность и исполнения обязательств, и соблюдение определенных норм. Чтобы избежать сложностей по результатам такой проверки, учреждениям нужно ознакомиться со всеми нюансами и требованиями.

Обязательства учреждений

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ выделяют, в частности, расходные обязательства учреждений. Это обязанности учреждений, действующих от имени какого-либо публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования), по предоставлению средств из соответствующего бюджета:

— физическому или юридическому лицу;
— публично-правовому образованию;
— субъекту международного права.
Расходные обязательства возникают на основании какого-либо закона, иного нормативного правового акта, договора или соглашения. Бюджетные же обязательства учреждений — те расходные обязательства, которые должны быть исполнены в соответствующем финансовом году.

…проверить размер обязательств

При постановке на учет бюджетного обязательства ОФК проверят следующее. Суммы бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета не должны превышать предусмотренные по тем же кодам суммы:

— неиспользованных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (бюджетные данные), отраженных на соответствующем лицевом счете получателя отдельно для текущего финансового года, для первого и второго года планового периода;
— неиспользованных утвержденных объемов расходов по приносящей доход деятельности (в случае, если в форме 0531702 получатель средств федерального бюджета указал в качестве источника исполнения бюджетных обязательств средства от приносящей доход деятельности).

Заметим, что одно поставленное на учет бюджетное обязательство может содержать несколько позиций с разными кодами классификации расходов.

…зарегистрировать каждое обязательство

При положительном результате проверки при санкционировании оплаты денежных обязательств ОФК должны:

— присвоить номер каждому бюджетному обязательству;

— учесть бюджетные обязательства на соответствующем лицевом счете получателя с отражением в выписке из лицевого счета получателя (ф. 0531759).

Учетный номер отдельного бюджетного обязательства является уникальным и не изменяется при изменении отдельных реквизитов обязательства или его перерегистрации. Отмечу, что уникальность номера бюджетных обязательств была предусмотрена и прежде, однако впервые четко прописана его структура. Код номера состоит из 16 разрядов:

— с 1-го по 2-й — код органа Федерального казначейства;
— с 3-го по 7-й — код получателя по Сводному реестру;
— с 8-го по 11-й — год постановки на учет бюджетного обязательства,
— с 12-го по 16-й — порядковый номер бюджетного обязательства (присваивается в рамках одного календарного года).

Бюджетные обязательства учреждений отражают в Журнале действующих в текущем финансовом году бюджетных обязательств (ф. 0531704). Его форма приведена в приложении № 3 к Порядку № 98н.

…проверить внесенные правки

В случае если получатель будет вносить изменения в бюджетные обязательства, то в Заявке на кассовый расход (ф. 0531801) он должен указать ранее присвоенный органом Федерального казначейства номер корректируемого бюджетного обязательства.

ОФК при внесении изменений в бюджетные обязательства проверяют, чтобы их сумма по соответствующим кодам классификации расходов не превышала суммы:

— неиспользованных доведенных бюджетных данных отдельно для текущего финансового года и плановых периодов;

— утвержденных сметных назначений.

Обязательства по исполнительным документам

Установлен отдельный порядок учета бюджетных обязательств получателей по исполнительным документам.

Основание для постановки на учет таких обязательств — предоставленная получателем (должником) информация об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по реализации исполнительного документа.
Данные подают в произвольной письменной форме.

В заключение скажу, что обязательства, возникающие на основании исполнительного документа и неисполненные на конец текущего финансового года в полном объеме, перерегистрируют. Их учтут в очередном финансовом году (в объеме неисполненной части).


Начать дискуссию