Заметным событием в работе российского парламента на осенней сессии стало принятие подписанного затем Президентом РФ Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрим наиболее важные изменения, внесенные в налоговое законодательство.
Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый по инициативе депутатов Госдумы О.В. Морозова, Г.Я. Хора, А.М. Макарова (проект № 122143-5), по своему содержанию весьма многогранен. Этот правовой акт, основные положения которого вступят в действие с 1 января 2009 года, многие аналитики рассматривают как одну из серьезных мер, предпринимаемых государством для стабилизации национальной экономики в условиях глобального кризиса на мировых финансовых рынках.
Основная часть внесенных Законом поправок в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) направлена на совершенствование регулирования наиболее спорных вопросов налогового администрирования, касающихся прежде всего регламентации контрольных полномочий налоговых органов и некоторых прав налогоплательщиков при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость. Наряду с этим Закон существенно корректирует главу 25 НК РФ, уменьшая ставку налога на прибыль организаций с 24 до 20%, изменяя в интересах налогоплательщиков порядок и методы расчета амортизации основных средств, в частности, увеличивая размер амортизационной премии до 30%.
Изменения части первой НК РФ
Наиболее важные изменения в часть первую НК РФ, направленные на совершенствование налогового администрирования, состоят в следующем.
Новым Законом меняются сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. Они могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (ст. 5 части первой НК РФ). Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 года.
Признаются безнадежными и списываются органами государственной власти долги по налогам и сборам, списанные со счетов налогоплательщиков, но не перечисленные банками в бюджетную систему, если указанные банки ликвидированы (ст. 59 НК РФ). Данные положения применяются также и к суммам, списанным со счетов до дня вступления Закона в силу.
Министру финансов РФ дается право предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок до пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Решение об отсрочке в части сумм, подлежащих зачислению в региональные или местные бюджеты, согласовывается с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. Эта отсрочка может предоставляться без способов ее обеспечения (ст. 63–64.1 НК РФ). Данная норма носит временный характер и действует до 1 января 2010 года.
Организациям, выполняющим государственный оборонный заказ (ст. 67 части первой НК РФ), предоставляется возможность получения инвестиционного налогового кредита.
С целью защиты интересов налогоплательщика уточнен порядок проведения налоговых проверок (ст. 88, 100, 101 и 101.4 части первой НК РФ). Установлено, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком именно налоговой декларации, а не иных документов. Вводится новая норма, не допускающая использование в ходе налоговых проверок доказательств, полученных с нарушением НК РФ.
Многие положения нового Закона, внесенные в часть первую НК РФ, имеют непосредственное отношение к кредитным организациям.
В частности, ст. 76 НК РФ дополнена нормами, в соответствии с которыми приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном п. 2 этой статьи, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Как полагают в Комитете Совета Федерации по бюджету, важное значение имеет то обстоятельство, что в соответствии с Законом приостановление операций по счетам может применяться для обеспечения исполнения решений о взыскании не только налогов и сборов, но и пеней и штрафов.
Далее. В соответствии с новой редакцией ст. 133 НК РФ нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.
В соответствии с новой редакцией ст. 135.1 НК РФ непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Изменения части второй НК РФ
Среди многочисленных изменений, внесенных во вторую часть НК РФ, весьма актуальными представляются следующие.
В целях поддержки экспортеров продлевается на 90 дней срок представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС). Это будет касаться товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита или свободной экономической зоны в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Решается давно назревшая проблема освобождения от уплаты НДС выданных авансов (ст. 168–172 НК РФ). В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав он предъявляет покупателю сумму НДС, которая затем у покупателя будет приниматься к вычету. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты в счет предстоящих поставок, а также документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты. Новый порядок будет применяться с 1 января 2009 года.
В соответствии с новым Законом при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления разрешается производить вычеты по НДС на момент определения налоговой базы, а не по мере уплаты в бюджет налога, как было ранее (ст. 172 НК РФ).
Изменения, внесенные в ст. 176 НК РФ, закрепляют за налоговым органом право выносить по итогам налоговой проверки по НДС два самостоятельных решения: одно — об отказе в возмещении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа имеется спор, и второе — о возмещении той суммы, по которой налоговый орган не обнаружил нарушений налогового законодательства. Это позволит налогоплательщикам своевременно получать возмещение налога по тем суммам, по которым нет спора с налоговым органом. Данная норма вступает в силу с 1 января 2009 года.
Весьма важно сегодня то, что новым Законом предусмотрено увеличение общего размера имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого налогоплательщику при ведении нового строительства либо приобретении на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты, с 1 000 000 до 2 000 000 рублей (ст. 220 НК РФ). Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Налогоплательщику предоставлено право включать в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет. Указанная льгота прекращает свое действие, если основные средства были реализованы ранее 5 лет. Данные положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Увеличены предельные ставки при исчислении процентов по долговым обязательствам, которые признаются расходами налогоплательщика. Для долговых обязательств, исчисленных в рублях, ставка рефинансирования Банка России увеличивается в 1,5 раза, а в иностранной валюте — по ставке 22%. Это позволит сократить разрыв между ставкой рефинансирования Банка России и ставками по коммерческим кредитам и позволит сократить финансовые затраты организаций. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.
Установлено, что в состав внереализационных расходов налогоплательщика включаются суммы по недоначисленной амортизации в соответствии со сроками его полезного использования.
Уточнен порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов. Такие расходы включаются в состав прочих расходов налогоплательщика по завершению очередного этапа работ.
Ставка по налогу на прибыль снижена с 24 до 20% за счет той части налога, которая зачислялась в федеральный бюджет. Региональная составляющая налога осталась без изменения — 17,5%.
Дополнение Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ
Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ) дополнен ст. 27.1 (ст. 3 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).
В качестве временной меры изменяется порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за IV квартал 2008 года. Теперь сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 года, исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Парламентарии считают, что это позволит налогоплательщику быстро реагировать на резкие изменения экономических условий деятельности, обеспечить сопоставимость финансовых результатов разных отчетных периодов, а также уплачивать суммы ежемесячных авансовых платежей в соответствии с фактическими финансовыми результатами. Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Закона.
Начать дискуссию