МНС решило выступить в роли лучшего друга налогоплательщика. Чтобы поддержка была как можно более эффективной, МНС выпустило Регламент организации работы с налогоплательщиками, доводимый до налоговых инспекций Приказом от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468. Итак, на что же можно рассчитывать в налоговой инспекции.
Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Бухгалтерское приложение" N 37, 2004 г.
Регламент организации работы с налогоплательщиками охватывает
пять направлений:
- организация приема плательщиков;
- прием, регистрация и выдача документов и информирование налогоплательщиков
о состоянии расчетов с бюджетами;
- проведение сверок расчетов;
- информационная работа;
- организация работы с налогоплательщиками в территориально обособленных рабочих
местах налоговых инспекций.
Главное новшество - с 1 октября 2004 г., когда и планируется
ввести новый Регламент в действие, непосредственное общение с представителями
предприятий и организаций возлагается на отделы по работе с налогоплательщиками
(ОРН). Почтовой корреспонденцией займутся отделы общего обеспечения. Судя по
всему, настало время решать главную задачу - обеспечить чистоту рядов работников
налоговых органов путем выведения в "карантинную зону" посетителей. Если прежде
ограничить личное общение с инспектором было затруднительно из-за недостаточной
технической оснащенности, то теперь, очевидно, предпосылки для этого имеются.
Поэтому прием посетителей будет производиться в специальных операционных залах
по принципу сменности: каждый из инспекторов затратит на это не более 4 часов
в день. По усмотрению руководства "дежурная смена" будет перераспределяться "в
зависимости от ситуации". Привычное "прикрепление налогоплательщиков к инспектору
по первым буквам фамилий или названий организации" исключается.
В помещениях для работы с посетителями должен находиться стенд с указанием,
где какой инспектор размещается (по функциям), а также информационные стенды.
Помимо этого рекомендовано обзавестись системой звукового информирования и
установить компьютеры с базами "Гарант", "Консультант" и программами, разработанными
ГНИВЦ МНС. И, что совсем уж из области фантастики, электронные системы управления
очередью и световые информационные табло. А для удобства и комфорта посетителей
залы приема будут оборудованы местами ожидания.
Представлять в инспекцию декларации и отчетность можно лично
(через представителя), по почте или Интернету. Что касается Интернета, то этот
метод очень приветствуется, в связи с чем пункты 4.1.4 и 4.1.5 Регламента посвящены
его преимуществам и тому, как инспекции должны обосновывать желательность именно
такого способа получения информации. Кроме того, в п. 4.3.2.4 сказано, что
запросы налогоплательщиков, перешедших на электронную сдачу отчетности, рассматриваются
в первую очередь и в срок не позже 15 календарных дней дается ответ (общий
порядок - 30 дней).
Сотрудник ОРН может отказать в приеме отчетности только в том случае, если
она составлена не по утвержденной форме (п. 2.1.4). Если такая отчетность придет
по почте, ее даже не зарегистрируют, а в течение 3 дней уведомят предприятие
о том, что отчетность не принята и должна быть представлена в утвержденные
сроки и в надлежащем виде (Приложение N 1).
При наличии ошибок в декларациях, не позволяющих ввести данные в компьютер,
декларации передаются в ОРН, который уведомит налогоплательщика о необходимости
исправлений (Приложение N 2). Однако ошибки придется искать самостоятельно
- их перечень формой уведомления не предусмотрен. После этого документы отправят
назад по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (предварительно зарегистрировав).
Если в течение 10 дней с момента получения налогоплательщиком почтового отправления,
а также в случае отсутствия плательщика по адресу, указанному в учредительных
документах, уточнения внесены не будут, то ждите камеральной проверки.
Декларации, представленные с нарушением сроков, тоже станут причиной "быстрого
реагирования". Если плательщик принес декларацию лично, сотрудник отдела камеральных
проверок составит протокол об административном нарушении. Напомним, что решение
о взыскании штрафа может вынести только суд. Размеры штрафа прописаны в ст.
15.5 АК РФ (бухгалтер может лишиться 300-500 руб.) и в ст. 119 п. 1 НК РФ (организация
рискует 5% суммы налога за каждый месяц просрочки, но не менее 100 руб.).
Если декларация передана через представителя, последнему вручат уведомление
о личной явке налогоплательщика, одновременно о непорядке сообщается в отдел
камеральных проверок. Если декларации пришли по почте или в электронном виде,
составляется список "подпорченных" деклараций, который и передается в камеральный
отдел. Там и разберутся, кто виноват.
Прочие документы - письма организаций, запросы, заявления и т. п. - хорошо
бы оформлять по формам, вывешенным на информационных стендах. Там же можно
будет найти, что именно следует указать в запросе (заявлении, письме), и узнать
о способе получения ответа (лично, по почте). Причем если такой способ специально
не оговаривается, значит, ответ придет по почте. Заявления о переходе на УСН,
на ЕСХН, о выдаче свидетельств на регистрацию объектов игорного бизнеса представляются
лично. Уведомления и свидетельства готовят в отделе камеральных проверок, а
на руки налогоплательщику они либо выдаются в ОРН в течение 7 дней со дня возврата
из камерального отдела, либо направляются по почте, если это было оговорено.
Общий срок подготовки и доведения данных документов до плательщиков не может
превышать 1 месяца со дня подачи заявления.
Сверка расчетов с бюджетом проводится в обязательном порядке:
при снятии плательщика с учета и переходе в другую инспекцию; при ликвидации
или реорганизации юрлица; по инициативе плательщика.
Особый порядок установлен для крупнейших плательщиков: у них сверки расчетов
производятся ежеквартально.
- Если вы решили сверить свои расчеты с бюджетом, нужно подать соответствующее
заявление в ОРН. В течение 5 дней там формируется акт сверки (форма 23-а краткая),
который затем поступит на согласование в отдел урегулирования задолженности,
отдел учета, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок. На все
про все отделам отводится 3 дня. Если акт вас устроит, вы его подписываете,
как и сотрудник ОРН. Затем акт визируется начальником ОРН. Если обнаружатся
расхождения, работник ОРН проверит данные сам, сверив информацию с первичными
документами плательщика. Выявив ошибку, допущенную налоговым органом, он подготовит
служебную записку в отдел, ее допустивший. Исправить ошибки ввода информации
там должны в 3-дневный срок. Затем готовится новый акт по форме 23-а краткая,
и вновь вручается (отправляется) налогоплательщику. В итоге получится та же
неделя - полторы, что уходит на сверку и сейчас.
- При снятии с учета, переходе в другую инспекцию, ликвидации или реорганизации
инициатива исходит от налоговиков. Основанием для сверки служит служебная записка,
направленная в ОРН. Для проведения сверки налогоплательщика приглашают в инспекцию
уведомлением с указанием даты проведения сверки (Приложение N 3), где предлагается
подписать заранее согласованный акт по форме 23-а (краткая). Что и происходит
в случае отсутствия расхождений данных налогового органа и плательщика. Первый
экземпляр акта после того, как он завизирован руководителем, вручают налогоплательщику,
третий остается в инспекции, а второй направляется в налоговый орган по новому
месту постановки на учет вместе с пакетом прочих необходимых документов. В
случае расхождений повторяется та же процедура, что и в первом случае. И уже
после исправления ошибок в базе данных налоговой инспекции в течение 3 дней
формируется новый акт.
Акт сверки найдет своих получателей, даже если плательщик не явится в налоговую
инспекцию: он будет заверен работниками ОРН. А вот налоговый орган по месту
новой постановки на учет получит в этом случае и акт сверки, и уведомление,
подтверждающее действия налоговиков по приглашению плательщика в налоговую,
и уведомление о том, что акт в итоге ушел по почте.
Стоит добавить несколько слов по поводу справок о состоянии расчетов с бюджетом
(форма N 39-1), которые часто требуются организациям. Их готовят сотрудники
отделов общего обеспечения по мотивированным запросам организаций, на что Регламент
отводит 10 рабочих дней. Справка подписывается руководителем инспекции и заверяется
печатью.
В связи с разделением функций МНС и Минфина проблема информирования
и консультирования плательщиков особенно актуальна. Однако разработанный в
МНС документ просто повторяет постулаты Закона N 58-ФЗ (см. "БП" N 31), что,
дескать, "налоговые органы обязаны бесплатно информировать о действующих налогах
и сборах..." и пр. Между тем сотрудники Минфина, это известный факт, опытом
такой массовой разъяснительной работы с плательщиками пока не обладают. И совершенно
ясно, что по-прежнему обращаться в налоговую инспекцию будут. А там пока что
ничего не обещают, за исключением прописанного в Законе 58-ФЗ. Но зато всячески
будут способствовать информированию. Размещать свежую информацию в местных
СМИ, в ГИБДД, регистрационных палатах, на стендах в налоговых инспекциях. Проводить
семинары, разрешать бесплатно скачивать программы, оформлять стенды все новыми
и новыми документами. Надо полагать, общего плана. А кто возьмет на себя ответственность
за разъяснения, которые, будучи данными уполномоченными органами, освободят
в случае чего от ответственности уже налогоплательщика, в Регламенте не говорится.
Зато в п. 4.3 "Индивидуальное информирование" сказано, что, например, на устный
запрос плательщика ответят сотрудники ОРН самостоятельно. Видимо, ОРН скоро
будут комплектоваться универсалами-консультантами. А в сложных случаях сотрудник
ОРН "примет все меры для ответа налогоплательщику" - пригласит сотрудника из
другого отдела. Но не исключено, что, обратившись с вопросом, налогоплательщик
услышит, что этот вопрос "не относится к компетенции налоговых органов" (п.
4.3.2.2), а отправив письмо, вместо ответа получит аргументированный отказ,
подготовленный в течение 5 календарных дней.
Еще один раздел Регламента посвящается деятельности сотрудников
территориально обособленных рабочих мест налоговых органов - ТОРМ, работу которых
может заТОРМозить лишь отсутствие "стабильного удаленного доступа к информационным
ресурсам" межрайонной инспекции. Общие положения работы на ТОРМ следующие.
Замруководителя межрайонной инспекции закрепляет за собой те или иные ТОРМ
и посещает их по графику (должен быть обнародован и на ТОРМ, и в местных СМИ).
Отчетность и декларации из ТОРМ рекомендовано направлять по почте в межрайонную
инспекцию. При отсутствии ежедневного регулярного транспортного сообщения с
головным офисом отчетность в ТОРМ не регистрируется, почта не вскрывается.
Декларации проверяются на наличие обязательных реквизитов, дискеты - на вирусы.
Отчетность складируется в пачки без разбивки по видам налогов и передается
в межрайонную инспекцию. Если там выявятся ошибки, в ТОРМ ничего не возвращается,
уведомление плательщику направят прямо из инспекции, документы вернут по почте.
А вот сведения о допустивших ошибки, напротив, в ТОРМ передадут, и те привлекут
организации к исправлению ошибок. Несколько иная картина на ТОРМ, имеющих доступ
к межрайонной инспекции в режиме "on-line". Здесь отчетность и регистрируется,
и проверяется на ошибки, в пачки формируется по категориям и опять-таки следует
в межрайинспекцию. Но в случае ошибок - все как "при отсутствии стабильного
доступа".
Что касается информирования, то и на ТОРМ размещаются стенды, не исключается
проведение семинаров и круглых столов. А вот ответы на запросы в устном виде
(все про те же "действующие налоги и сборы") дадут сотрудники ТОРМ, на письменные
- сотрудники межрайонной инспекции. Сверками расчетов и выдачей справок также
займутся межрайонные инспекции. А ТОРМы в определенных случаях выступят как
промежуточно-передаточное звено.
И. ОРДЫНСКАЯ, эксперт "БП"
Начать дискуссию