Финансовый кризис

Кризис «у ворот». «Первая помощь» для бухгалтера

В условиях кризиса роль бухгалтерии как зеркала финансового состояния компании значительно возрастает. В связи с этим журнал «Практическая бухгалтерия» совместно с журналом «Консультант» провели круглый стол, чтобы выяснить, какие именно действия специалистов позволят спасти жизнь компании в кризисной ситуации. Подводя его итоги, приводим семь советов бухгалтеру о том, как помочь компании выстоять в кризис:

В условиях кризиса роль бухгалтерии как зеркала финансового состояния компании значительно возрастает. В связи с этим журнал «Практическая бухгалтерия» совместно с журналом «Консультант» провели круглый стол, чтобы выяснить, какие именно действия специалистов позволят спасти жизнь компании в кризисной ситуации. Подводя его итоги, приводим семь советов бухгалтеру о том, как помочь компании выстоять в кризис:

1. Не паникуйте

Прежде всего, необходимо не терять контроля над ситуацией и сохранить системность регулярных процедур; продолжать осуществлять привычные бухгалтерские процедуры: вести учет, осуществлять платежи, готовить и сдавать отчетность и т. д.

2. Мобилизуйтесь

Сосредоточьте человеческие ресурсы на решении срочных и важных задач, вызванных кризисом. Не исключено, что потребуется работать сверхурочно. Необходимо максимально повысить оперативность обработки бухгалтерских документов, чтобы обеспечить оценку финансовых результатов (доходов, расходов, прибыли, эффективности) и финансовой ситуации (дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, запасов, денежных средств, кредитов, ликвидности и пр.). Бухгалтерия должна повысить координацию взаимоотношений с другими службами предприятия, чтобы обеспечить быстрое и успешное принятие управленческих решений, которые позволят предприятию выжить.

3. Скорректируйте стратегию

Сегодня планы и решения, кажущиеся прежде надежными, под влиянием кризиса могут оказаться бесполезными. Поэтому главному бухгалтеру вместе с руководителем нужно сесть за стол переговоров и скорректировать прежнюю стратегию. В первую очередь оцените:

  • внутренние параметры предприятия (оборот, объем производства, прибыль, совокупный объем налоговых отчислений, трудовые ресурсы, рентабельность каждого направления деятельности и т. д.);
  • положение на рынке (конкурентоспособность, долю рынка, стоимость бизнеса, взаимоотношения с контрагентами, наличие лояльных партнеров, отношения с банком и т. д.);
  • в целом внешнюю среду (ситуацию в целом по отрасли, в конкретном регионе, наличие преференций от государства и т. д.).

комментарий специалиста

Андрей Дедков, советник по безопасности инвестиций и управлению рисками ИФД КапиталЪ, Управляющая компания «Менеджмент-центр»:
«Даже если бюджеты компании уже утверждены, то бухгалтеру следует поднять вопрос об их пересмотре. Это позволит вовремя оценить вероятность сбоев при формировании финансового потока в компании, а следовательно — и возможное обрушение всего бюджета».

4. Оптимизируйте работу с контрагентами

Проведите инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Обязательно продумайте способы «защиты» от взыскания «кредиторки». Так, бухгалтерия совместно с финансовой службой должна следить за тем, чтобы кредиторская задолженность погашалась не ранее установленных сроков оплаты. Принимайте участие в переговорах с контрагентами на предмет того, чтобы отодвинуть сроки оплаты по согласованию с ними, реструктурировать задолженность, пересмотреть финансовые условия работы.

Активизируйте работу с «дебиторкой», пересмотрите и скорректируйте порядок взыскания и списания задолженности. На основе имеющихся данных проведите анализ финансового состояния контрагентов (период сотрудничества, сроки исполнения обязательств и т. д.).

комментарий специалиста

Алексей Молотков, заместитель финансового директора ОАО «Синергия», член экспертного совета журнала «Консультант»:
«Отслеживать уровень и возраст дебиторской задолженности клиентов в целом и в разрезе отдельных контрагентов следует ежедневно. Необходимо требовать своевременной оплаты задолженности в установленный срок. Кроме того, вполне допустимо блокировать работу с клиентами с критичным уровнем долга, в том числе просроченного».

Сразу вводить кардинальные меры не стоит. Если есть какие-то подозрения насчет состояния бизнеса партнеров, лучше предварительно пообщаться с ними, узнать, как они сами видят свою устойчивость в ближайшие месяцы, и перспективы закрытия задолженности. И только по итогам переговоров принимайте решение. Установите очередность платежей. При необходимости обеспечьте учет факторинговых операций. Бухгалтеру также следует участвовать в ревизии кредитной политики фирмы в отношении клиентов.

5. Сокращайте расходы

Даже если быстро сократить расходы вам не удалось, не падайте духом, лучше поздно, чем никогда. Бухгалтерия обязательно должна выступать с предложениями по оптимизации накладных расходов на период кризиса, включая, но не ограничиваясь расходами на персонал, а также сдвигать финансирование данных расходов на будущее, насколько это возможно.

Итак, в первую очередь составьте список затрат, от которых организация может безболезненно отказаться.

В условиях повышения рисков ликвидности крайне важно соблюдать сроки уплаты налогов и заработной платы. Ведь в случае просрочек по налогам предприятие может навлечь на себя санкции, а невыплата заработной платы в срок будет деморализовывать персонал и может привести к потере наиболее ценных сотрудников, востребованных даже на «низком» кадровом рынке.

комментарий специалиста

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер ЗАО «КУН»:
«Необходимо освобождаться от дорогостоящих вещей, без которых компания сможет обойтись. Например, заменить роскошные автомобили руководителя компании и высших менеджеров можно на более скромные или вообще отказаться от этой статьи бюджета. А вот на одноразовой посуде, кулерах с водой и на других мелочах экономить не стоит. Не бейте из пушки по воробьям, — средств это сбережет не много, а психологический климат в коллективе подорвет точно».

Следует также изучить все существующие законные схемы налоговой оптимизации и оперативно внедрить подходящие вам. Кроме того, не забывайте о правомерных методах, с помощью которых можно отсрочить момент уплаты налогов. В условиях кризиса, как никогда, необходимо следить за изменением налогового законодательства. Обратите внимание — уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют подлежащие уплате суммы НДС разбить на три этапа. Правда, по мнению Марины Косульниковой, главного бухгалтера ООО «Галан», «данная рассрочка — слабое утешение для малых фирм». Но вполне вероятно, что в скором времени появятся дополнительные поблажки, которыми компании смогут воспользоваться при исполнении своих обязательств, в том числе и по налогу на прибыль.

комментарий специалиста

Ольга Лапушкина, старший партнер департамента «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ»:
« Дефицит ресурсов приводит к тому, что старт проектов, требующих больших денежных вложений, переносится на более позднее время либо вообще замораживается. Компании также сокращают переменные издержки за счет экономии на проведении корпоративных мероприятий, поощрениях сотрудников, канцтоварах и других хозяйственных потребностях».

6. Не топчитесь на месте

Стоит подумать о том, как не только удержать компанию на плаву, но и развивать бизнес, потому что путь сокращения расходов — это путь в никуда! Лучше получать меньший дополнительный прирост прибыли от новых продаж, чем не получать ее вовсе. Вся новая прибыль должна инвестироваться в бизнес. Подумайте о небольших «вливаниях» в маркетинговые исследования — это окупится. Дело в том, что рынок потребления по мере развития кризиса будет сильно меняться и будет лучше, если вы узнаете заранее, куда «подует ветер».

Старайтесь использовать максимум возможностей всех имеющихся ресурсов. Привлекайте финансирование из внутренних источников организации, таких как нераспределенная прибыль, перераспределение основного и оборотного капитала и т. д.

Ознакомьтесь со всеми аспектами сделок по слиянию и поглощению (M&A). Не исключено, что в какой-то момент M&A станет для компании единственным выходом из сложившийся ситуации.

7. Берегите деньги

Бухгалтерия должна оценить надежность банков. Для этого следует вести постоянный мониторинг обслуживающих организацию банков. Если появляются обоснованные сомнения, срочно перейти на расчетное обслуживание в более надежные банки. Деньги на первоочередные расходы можно перевести в банк с большим государственным участием, который наверняка будут спасать в случае углубления кризиса. Особенно это актуально в отношении зарплаты. Тем самым вы поддержите нормальную обстановку в коллективе.

Если же платежи уже «зависли», необходимо как можно быстрее принять меры по выводу остальных средств из проблемного банка. В условиях кризиса целесообразно накапливать деньги на банковских счетах, т. к. риски просрочек и неплатежей со стороны покупателей существенно возрастают.

Важно не паниковать и из валюты в валюту деньги не «перебрасывать», больше потеряете.

В условиях кризиса бухгалтерия должна быть готова быстро удовлетворить требования банков-кредиторов по представлению финансовой информации для обеспечения оперативного финансирования бизнеса.

Комментарии

4
  • Carsy

    Бред. Никто не будет нормально работать,если у него урежут зарплату в три раза...

  • Cветлана
    Если бы кто-то когда-то спрашивал бухгалтера....Чушь какая-то! Особенно вот это мне понравилось:" 6. Не топчитесь на месте Стоит подумать о том, как не только удержать компанию на плаву, но и развивать бизнес.." Какой бизнес? Бухгалтерский?

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

4
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Интересные материалы

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.