Налоговые проверки

Чем ответит инспекция на изменение расходов вашей фирмы

Кризис заставил многие фирмы пересмотреть свои затраты. Одни компании вошли в режим экономии. Они сокращают расходы, а то и вовсе отказываются от некоторых из них.

Кризис заставил многие фирмы пересмотреть свои затраты. Одни компании вошли в режим экономии. Они сокращают расходы, а то и вовсе отказываются от некоторых из них.

Другие, напротив, дабы не потерять клиентов, предоставляют большие скидки, реализуют товары ниже себестоимости и тем самым завышают свою «расходную» часть. На вопросы бухгалтеров, которые возникают при изменении тех или иных организационных затрат, отвечает руководитель УФНС России по Челябинской области Олег Давыдович Хороший.

СНИЖАЕМ РАСХОДЫ. Сокращать затраты можно, но только на законных основаниях

- Олег Давыдович, у нас торговая компания. Большую часть зарплаты менеджеров составляет премия, которая рассчитывается как процент с продаж. Из-за кризиса продажи стали падать, а стало быть, фонд оплаты труда уменьшился. Я так понимаю, резкое снижение зарплат заинтересует инспекторов? Они наверняка станут подозревать нас в том, что мы уводим в тень часть зарплат, чтобы не платить ЕСН.

- Смотрите, если вы объясните инспектору четкую связь между падением продаж и снижением уровня зарплат и подтвердите это соответствующими документами, то претензии маловероятны. Однако если объяснений будет недостаточно, то у инспектора будут основания подозревать вас в уходе от уплаты ЕСН. Ведь не секрет, что в условиях кризиса многие организации начинают экономить не только на затратах, но и на налогах. Так что в ваших интересах как можно полно и ясно объяснить причины падения уровня зарплат и предоставить максимум документов.

- Мы тоже снижаем свои расходы, в том числе на мобильную связь. До кризиса ежемесячный лимит на разговоры наших менеджеров был установлен в размере 5000 рублей. Сейчас он уменьшен до 2000 рублей. Могут инспекторы посчитать, что раньше расходы на связь были завышены, и снять часть расходов по прошлым периодам?

- Не думаю. Расходы на связь позволяет учесть подпункт 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом они должны быть экономически оправданы и подтверждены документами - пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Для этого необходим подписанный руководителем перечень работников, которым разрешено пользоваться сотовой связью в служебных целях, договор с оператором и детализированные счета. Об этом, в частности, сказано в письме УФНС России по г. Москве от 30 июня 2008 г. № 20-12/061156. Каких-либо ограничений по объему таких расходов Налоговым кодексом РФ не установлено. Следовательно, тот факт, что в какой-то период расходы на связь были больше, чем сейчас, в целях признания затрат значения не имеет. Более того, политика вашей фирмы в условиях кризиса вполне объяснима. То, что вы решили снизить расходы на связь, не должно вызвать у инспектора подозрения.

ОТКАЗЫВАЕМСЯ ОТ РАСХОДОВ. Одноразовый убыток в отчетности не вызовет подозрений инспекторов

- Олег Давыдович, в нашей компании в связи с кризисом резко возросла величина просроченной дебиторской задолженности. По условиям учетной политики мы формируем резерв по сомнительным долгам и ежеквартально делаем отчисления в него. Можно ли нам в IV квартале не делать отчислений, иначе за год в целом по организации будет получен убыток?

- Нет, нельзя. Хотя создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является правом, а не обязанностью организаций. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 266 Налогового кодекса РФ. Однако, если ваша фирма решила формировать такой резерв и это решение закрепила в своей учетной политике, то в течение года вы уже не можете отказаться от отчислений в резерв. В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ система налогового учета применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Поэтому порядок формирования резерва по сомнительным долгам не может быть изменен в течение года. Такие разъяснения специалисты налоговых служб давали, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 9 апреля 2007 г. № 20-12/031921.

- Но если мы отразим в годовой отчетности убыток, то это означает, что нас обязательно пригласят на убыточную комиссию...

- Вовсе нет. Если фирма в пояснительной записке к отчетности предельно ясно разъяснит причину убытка, например сошлется на резко возросшие суммы отчислений в резерв, то повода приглашать вас на комиссию у инспектора не будет. Укажите в записке конкретные цифры, которые привели к отрицательному результату - в таком случае вы заранее ответите на все вопросы инспектора, которые он мог бы вам задать на комиссии. Кроме того, даже если фирма показывает убыток и не дает разъяснений - это еще не повод приглашать ее на комиссию. В условиях кризиса появление убытков в отчетности - прогнозируемое и ожидаемое событие. Вот если вы и дальше продолжите отражать убытки в течение нескольких отчетных периодов, то тогда непременно привлечете внимание налоговых органов. В нормальной экономике работать с постоянным убытком нельзя. Если фирма не готовится к ликвидации и вместе с тем в очередной раз показывает в отчетности убыток, это значит следующее: или фирма отражает не все операции в учете, или отражает их неправильно. И то, и другое является нарушением. Убыточные комиссии как раз и созданы с целью установить и устранить подобные нарушения.

- А у нас такая ситуация сложилась. Мы планировали открыть новое производство и уже провели ряд подготовительных работ. Вот только от дальнейших расходов по проекту пришлось отказаться: из-за кризиса нашу деятельность «заморозили». Можно ли признать в налоговом учете те расходы, что мы понесли на предварительном этапе?

- Вы знаете, налоговое законодательство не содержит прямых ограничений на признание расходов, которые не дали результата. Исключение из правила - пункт 35 статьи 270 и пункт 1 статьи 262 Налогового кодекса РФ, оно касается расходов по освоению природных ресурсов и затрат на НИОКР. Более того, в определении Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П сделан вывод о том, что при учете расходов важна направленность на получение экономической выгоды. Иными словами, если прямой результат от расходов отсутствует, то признать затраты все равно можно. Главное - подтвердить, что направленность на получение результата присутствовала изначально. Для подтверждения таких расходов организации понадобятся не только счета-фактуры, акты и платежные поручения по предварительным затратам, но и ряд дополнительных документов. Речь идет о бизнес-планах, калькуляциях, распоряжениях, договорах и т. п. Все они подтвердят наличие реальной деятельности, направленной на получение прибыли, в рамках которой и были осуществлены подготовительные расходы.

УВЕЛИЧИВАЕМ РАСХОДЫ. Законодательство допускает снижение цены продажи на 20 и более процентов

- Олег Давыдович, в период кризиса продажи в нашей фирме резко сократились. Чтобы сохранить своих крупных поставщиков и не прекращать деятельность, мы вынуждены предоставлять скидки на нашу продукцию. Из-за специфики деятельности наценка составляет около 12 процентов от себестоимости, а скидка, которую мы предоставляем избранным покупателям, - 15 процентов. Получается, что мы частично поставляем продукцию ниже себестоимости. У меня вопрос: как инспекторы будут реагировать на подобные операции в учете?

- Сразу скажу, что нормы, запрещающей учет убыточных операций при исчислении налога на прибыль, в законодательстве нет. Более того, в пункте 2 статьи 268 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что если расходы на приобретение имущества будут больше, чем выручка от реализации этого имущества, то полученный убыток можно учесть в целях налогообложения. Дело в том, что экономическая обоснованность операции никак не привязана к получению прибыли конкретно по этой операции. И если налогоплательщик грамотно обоснует причину подобной сделки, с упором, что в целом операция направлена на получение прибыли, то никаких реальных претензий инспектор предъявить не сможет.

- Наш основной покупатель в условиях кризиса согласен продолжать сотрудничество, только если мы снизим цены на 30 процентов. Как свести к минимуму вероятность предъявления претензии со стороны проверяющих, если мы пойдем на уступку и значительно сократим цены?

- Если вы снизите свою цену более чем на 20 процентов, то у сотрудников налоговой появится право проверить соответствие цены сделки уровню рыночных цен - статья 40 Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут решить, что цена занижена необоснованно, и пересчитать все ваши операции по рыночной цене. Как известно, такой пересчет приведет к доначислению налога на прибыль - письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. № 03-02-07/1-136.

Понятно, что трудные экономические условия вынуждают организации существенно снижать цены, чтобы удержать своих покупателей. Но каждому снижению должна быть объективная причина, поэтому организации придется доказывать обоснованность новой сниженной цены исходя из критериев сопоставимости цен, предложенных статьей 40 Налогового кодекса РФ. Сделайте упор, что цены, применяемые в условиях кризиса, не сопоставимы с ценами, действующими до кризиса, и как следствие их сравнение необоснованно.

- Олег Давыдович, а если в дополнительном соглашении с покупателем мы предусмотрим скидку на 30 процентов, это не вызовет у проверяющих претензий?

- Вы знаете, при проверке правомерности применяемой налогоплательщиком цены мои коллеги обращают внимание не только на документы, оформленные организацией. Если на одинаковые партии товаров в одинаковых условиях поставки фирма устанавливает цены с разницей в более чем 20 процентов, то у налоговых органов есть все основания применять статью 40 Налогового кодекса РФ. Для того чтобы избежать доначисления налогов, необходимо убедительно показать, что условия реализации товаров различны. То есть у вашей скидки должна быть реальная причина - за длительное сотрудничество, за крупные объемы покупок, за особые условия реализации и т. д.

Начать дискуссию