Расчет транспортных расходов на остаток товаров, изложенный в новой редакции кодекса, поставил в тупик многих бухгалтеров. Предлагаем вариант распределения, при котором данные бухгалтерского и налогового учета будут совпадать.
Изменения, внесенные в статью 320 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ, озадачили многих бухгалтеров в отношении расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товара. Речь идет о налоговом учете тех транспортных расходов, которые не включаются в стоимость товаров по условиям договора. ОбЪясним причину затруднений в расчете.
Транспортные расходы, не включенные в цену товаров, у торговых организаций относятся к прямым расходам. Следовательно, их надо распределять на остаток товаров на складе по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Алгоритм такого распределения приведен в статье 320 кодекса.
Цитируем закон1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце. 2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца. 3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей статьи) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей статьи). 4. Определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца. Статья 320 НК РФ
Однако воспользоваться таким расчетом достаточно проблематично. Все дело в том, что в новой редакции статьи 320 кодекса законодатель прописал, что к прямым расходам помимо расходов на доставку относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом периоде). Поэтому бухгалтеру придется распределять на остаток товара не только транспортные расходы, но и стоимость уже реализованных в этом периоде товаров. То есть законодатель предлагает часть стоимости уже реализованных товаров учитывать в составе прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров. Но ведь стоимость покупных товаров согласно пункту 1 статьи 268 кодекса должна списываться в расходы при их реализации.
Поэтому применение новой нормы не только экономически не обоснованно, но и значительно ухудшит положение налогоплательщиков, так как списываться на расходы будет гораздо меньшая сумма. Прежняя редакция статьи 320 НК РФ предписывала бухгалтерам распределять на остаток нереализованных товаров только транспортных расходы.
Советуем налогоплательщикам не торопиться руководствоваться новыми правилами. Тем более, что такая возможность есть. Ведь нововведение, принятое Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ, вступило в силу <задним числом> (с 01.07.02, но распространяется на отношения, возникшие с 01.01.02). И так как оно ухудшает положение налогоплательщиков, то его надо применять не ранее следующего налогового периода, то есть с 01.01.03. А к тому времени, глядишь, законодатель и исправит свою ошибку.
Сейчас же предлагаем бухгалтеру читать статью 320 в новой редакции так, что к прямым расходам (п. 1 предлагаемой в статье 320 НК РФ методики) в расчете относятся только транспортные расходы. В этом случае данные бухгалтерского и налогового учета в части транспортных расходов совпадут. Для целей бухгалтерского учета аналогичный порядок расчета изложен в Методических рекомендациях Роскомторга от 20.04.95 N 1-550/32-2.
Пример.
Остаток товаров в организации на 1 июля 2002 года составил 1 000 000 руб. Сумма транспортных расходов, приходящаяся на этот остаток - 20 000 руб. За июль было приобретено товаров на сумму 535 000 руб. и реализованы товары учетной стоимостью 1 465 000 руб. В июле произведены транспортные расходы на сумму 65 000 руб.
Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.
Рассчитаем сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на 1 августа 2002 года. Удобная форма расчета приведена в таблице.
1. Суммируем транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров на 1 июля 2002 года и произведенные в июле (графа 5 + графа 6 таблицы):
20 000 + 65 000 = 85 000 руб.Это соответствует пункту 1 расчета, приведенного в статье 320 НК РФ. При этом читаем <прямые расходы> как транспортные.
2. Определяем сумму товаров, реализованных за июль, и остатка товаров на конец месяца (графа 3 + графа 4 таблицы):
1 465 000 + 70 000 = 1 535 000 руб.Это соответствует пункту 2 расчета, установленного в статье 320 кодекса.
3. Рассчитаем средний процент транспортных расходов в общей стоимости товаров (сумму пункта 1 нашего расчета : на сумму пункта 2 расчета):
85 000 руб. : 1 535 000 руб. х 100% = 5,5375%Это соответствует пункту 3 расчета, приведенного в статье 320 НК РФ.
4. Умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определим их сумму, относящуюся к остатку нереализованных товаров на конец месяца (графа 4 таблицы х результат пункта 3 расчета):
70 000 руб. х 5,5375% = 3876 руб.Получили результат, который запишем в графу 8 таблицы. Аналогичный порядок предусмотрен и в пункте 4 расчета, прописанного в статье 320 кодекса.
5. Найдем сумму транспортных расходов, которую надо списать в июле на расходы организации (сумма в пункте расчета - графа 8 таблицы):
85 000 - 3876 = 81 124 руб.Полученная сумма будет списана на расходы организации в июле в бухгалтерском и налоговом учете. Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета совпадут.
Таблица.Счет 41 <Товары> | Счет 44 <Расходы на продажу> субсчет 2 <Транспортные расходы> | ||||||
Остаток на начало отчетного периода, руб. | Поступило за отчетный период, руб. | Реализовано за отчетный период, руб. | Остаток на конец отчетного периода, руб. | Остаток на начало отчетного периода, руб. | Произведено за отчетный период, руб. | Учтено за отчетный период, руб. | Остаток на конец отчетного периода, руб. |
Сальдо счета 41 | Оборот по дебету счета 41 | Оборот по кредиту счета 41 в дебет счета 90-2 | Сальдо счета 41 | Сальдо счета 44-2 | Оборот по дебету счета 44 -2 | Оборот по кредиту счета 44-2 в дебет счета 90-2 | Сальдо счета 44-2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 000 000 | 535 000 | 1 465 000 | 70 000 | 20 000 | 65 000 | 81 124 | 3 876 |
Комментарии
1