Учет в медицине

Антикризисная поддержка налогоплательщиков

В условиях кризиса особенно важны изменения налогового законодательства, направленные на преодоление последствий финансовой нестабильности. В этой статье мы расскажем об основных изменениях в порядке исчисления НДС и налога на прибыль, которыми могут воспользоваться аптеки и которые вступили в силу 1 января 2009 года.

Источник: Учет в аптеках

В условиях кризиса особенно важны изменения налогового законодательства, направленные на преодоление последствий финансовой нестабильности. В этой статье мы расскажем об основных изменениях в порядке исчисления НДС и налога на прибыль, которыми могут воспользоваться аптеки и которые вступили в силу 1 января 2009 года.

Изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса РФ

Сразу отметим, что Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ вносит изменения в обе части Налогового кодекса РФ. Первая часть содержит общие правила исчисления и уплаты налогов, права и обязанности организаций и налоговиков, а также правила налогового контроля. Поэтому изменения, внесенные в первую часть этого кодекса, направлены на совершенствование налогового администрирования.

Вступление налоговых законов в силу

Внесены новации в статью 5 Налогового кодекса РФ, которая посвящена вступлению в силу налоговых законов. По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Комментируемый закон принят в конце 2008 года и не укладывается в эти рамки. Чтобы организации могли реально воспользоваться нововведениями, в указанную статью внесено дополнение о том, что законы, которые улучшают положение налогоплательщиков, вступают в силу со дня их официального опубликования, если прямо указывают на это. Такие указания содержатся в пункте 5 статьи 9 Закона № 224-ФЗ и распространяются на правоотношения с 1 октября 2008 года.

Сроки камеральных проверок

Следующее уточнение касается сроков проведения камеральных проверок.

В пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ, в редакции, действующей до внесения нововведений, сказано, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. В результате если организация по требованию налоговиков после представления декларации дополнительно представляет поясняющие документы, то срок проверки увеличивается. Причем такие требования налоговики могут предъявлять неоднократно.

Новая редакция этого пункта устраняет эту несправедливость. Отсчет срока проверки начинается только с представления декларации.

Кроме того, указанная статья дополнена новым положением. Если до окончания камеральной проверки подана уточненная декларация, то начатая проверка завершается и начинается новая – по уточненной декларации. А вот уже представленные ранее поясняющие документы могут быть использованы при проведении новой проверки.

Оформление результатов проверок

Здесь поправки внесены в статьи 100, 101, 101.4 Налогового кодекса РФ.

Так, согласно старой редакции пункта 5 статьи 100 этого кодекса представителю организации вручается акт налоговой проверки. Однако срок для этого не установлен. В новой редакции этого пункта налоговикам отводится пять дней, начиная с даты составления акта.

Кроме этого специально отмечено, что налоговикам при вынесении решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение запрещено использовать доказательства, полученные с нарушением положений Налогового кодекса РФ.

Изменения по налогу на добавленную стоимость

Новый закон внес ряд изменений в правила исчисления НДС. Причем для организаций они носят положительный характер.

Реализация государственного имущества

По общему правилу при реализации товаров (работ, услуг) продавец исчисляет НДС и предъявляет его сумму к уплате покупателю. Но если продавцом выступает государство, то оно не может быть плательщиком НДС. Тогда обязанность исчислить налог и заплатить его в бюджет возлагается на покупателя, который становится налоговым агентом. Такие правила, в частности, применяют при сдаче в аренду государственного или муниципального имущества.

Теперь обязанность исчислить и уплатить НДС возложена на покупателей имущества, составляющего государственную казну (казну республики, края, области, города федерального значения и т. д.), а также муниципальную казну. Налоговая база в таком случае представляет собой стоимость приобретения имущества с учетом налога, а сумму НДС агент определяет расчетным методом.

Такие изменения внесены в пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Причем новые правила применяются при приобретении имущества начиная с 1 января 2009 года (п. 11 ст. 9 Закона № 224-ФЗ).

Счет-фактура при получении авансов

В 2008 году продавец товаров (работ, услуг), получивший от покупателя предварительную оплату, включал ее в налоговую базу и исчислял НДС расчетным методом. При этом он выписывал счет-фактуру, регистрировал его в книге продаж, но покупателю его не передавал (п. 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

При реализации товаров (работ, услуг) после 1 января 2009 года применяют новые правила. Соответствующие изменения внесены в статьи 168 и 169 Налогового кодекса РФ и заключаются в следующем.

Во-первых, при получении предварительной оплаты от покупателя продавец обязан предъявить ему соответствующую сумму НДС. Для исчисления суммы налога он применяет расчетный метод, который установлен пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Во-вторых, получив сумму предварительной оплаты, продавец выставляет счет-фактуру и не позднее пяти календарных дней вручает его покупателю. При его составлении применяют те же правила, что и при отгрузке товаров, но перечень обязательных реквизитов меньше, чем при отгрузке товаров.

Вычет налога при перечислении предварительной оплаты

По правилам, действовавшим в предыдущие годы, покупатель получал от продавца счет-фактуру только при отгрузке предварительно оплаченных товаров и, соответственно, только тогда имел право принять «входной» НДС к вычету.

С 1 января 2009 года и эти правила изменены. Получив от продавца счет-фактуру на сумму внесенной предварительной оплаты, покупатель имеет право принять перечисленную сумму НДС к вычету, не дожидаясь фактического получения товаров. Такое положение теперь содержится в новом пункте 12 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Однако при фактической отгрузке предварительно оплаченных товаров (работ, услуг) продавец должен выставить покупателю еще один счет-фактуру. На его основании покупатель также имеет право заявить вычет НДС.

Чтобы не получилось двойного вычета налога, покупатель должен восстановить сумму НДС, предъявленную к вычету на основании «авансового» счета-фактуры. Такое восстановление он делает в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам принимаются к вычету в порядке, установленном главным налоговым документом.

Если покупатель в качестве предоплаты перечислил меньшую сумму и принял ее к вычету, то и восстанавливает он именно ее. Восстановить принятую к вычету сумму налога с предварительной оплаты покупателю необходимо и в том случае, когда стороны, например, расторгли договор и продавец вернул оплату.

Новые правила взаимозачетов

С 1 января 2007 года действовало правило, согласно которому покупатель, расплатившийся с продавцом собственным имуществом, должен перечислить ему отдельным платежным поручением сумму НДС. Это правило применяли при товарообменных операциях, взаимозачетах и расчетах с использованием ценных бумаг. Если этого не сделать, то покупатель не мог принимать НДС к вычету.

И вот с 1 января 2009 года эти правила, содержавшиеся в пункте 4 статьи 168 и пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ, утратили силу. Теперь независимо от формы расчетов вычет «входного» НДС производится по общим правилам.

Однако из этого правила есть исключения. Пункт 12 статьи 9 Закона № 224-ФЗ определил, что новый порядок при проведении указанных операций можно применять, если товары, в оплату которых передано имущество, были оприходованы после 1 января 2009 года. А вот если, например, стороны поставили друг другу товары в 2008 году, а зачет взаимных требований решено произвести в 2009 году, то перечислить сумму НДС им придется по прежним правилам.

Налог на прибыль

Изменения по этому налогу в основном затронули порядок учета расходов, связанных с приобретением и эксплуатацией основных средств.

Однако самым заметным стало снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов, которое произошло за счет уменьшения части налога, зачисляемой в федеральный бюджет.

Таким образом, с прибыли, полученной в 2009 году, налог в федеральный бюджет будет уплачиваться по ставке 2,5 процента вместо 6,5 процента.

Неотделимые улучшения

После окончания договора аренды неотделимые улучшения в арендованные основные средства передаются арендодателю и становятся его собственностью. Согласно пункту 32 статьи 251 Налогового кодекса РФ, такие доходы арендодателя при налогообложении прибыли не учитываются.

С 1 января 2009 года не будут включаться в доходы организации-ссудодателя и неотделимые улучшения основных средств, которые выполнила, например, аптека, пользовавшаяся таким объектом безвозмездно.

В свою очередь аптека, которая с согласия ссудодателя выполнила работы по улучшению имущества, может амортизировать стоимость таких улучшений. Здесь применяют точно такие же правила амортизации, как и в случае капитальных вложений в арендованное имущество. Главное условие для амортизации – ссудодатель не должен возмещать аптеке стоимость таких улучшений.

Амортизационная премия

По правилам, действовавшим до 1 января 2009 года, организации имеют право применять амортизационную премию, то есть единовременно включать в расходы не более 10 процентов затрат на приобретение (создание) основных средств, а также затрат при их достройке, дооборудовании, модернизации.

С 1 января 2009 года величина амортизационной премии увеличена, но не для всех видов основных средств. Согласно пункту 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ, амортизационную премию в размере не более 30 процентов можно применить к основным средствам, относящимся к третьей–седьмой амортизационным группам.

Правда, новый порядок увязан с выполнением дополнительного условия. Так, если аптека применяет амортизационную премию к основным средствам, то ей становится невыгодно продавать их до истечения пятилетнего срока с момента ввода их в эксплуатацию. Иначе сумму примененной амортизационной премии придется включить в налогооблагаемые доходы.

Причем восстанавливать расходы нужно будет при продаже основных средств, по которым была применена эта премия и которые были введены в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 года. Такое условие записано в пункте 10 статьи 9 Закона № 224-ФЗ.

Понижающий коэффициент амортизации по автомобилям

С самого начала применения главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ в статье 259 содержалось условие об обязательном применении к дорогостоящим легковым автомобилям и микроавтобусам специального понижающего коэффициента 0,5 к основной норме амортизации. И вот с 1 января 2009 года применение понижающего коэффициента полностью отменено. Основание – Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ.

Тем не менее чиновники Минфина России настаивали, что по таким автомобилям и микроавтобусам, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2009 года, нужно и далее обязательно применять этот коэффициент (см. письмо от 9 октября 2008 г. № 03-03-06/1/573).

Теперь данная проблема разрешилась в пользу организаций. В статье 3 Закона № 224-ФЗ содержится норма о том, что специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 руб., с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют.

Правила применения спецрежимов тоже изменены

Изменения в специальные налоговые режимы внесены не только комментируемым Законом № 224-ФЗ, но и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ.

Изменения для фирм, которые работают на «вмененке»

Закон № 155-ФЗ дополнил статью 346.26 Налогового кодекса РФ новыми положениями, которые ограничили применение ЕНВД для ряда организаций.

Так, на ЕНВД с 1 января 2009 года не переводятся организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек, а также организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Под эти ограничения попадали и большинство аптек.

Однако согласно статье 5 Закона № 224-ФЗ, указанные ограничения применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», начиная с 1 января 2011 года.

Изменение для «упрощенки»

Изменение, внесенное Законом № 224-ФЗ, зависит от доброй воли региональных законодателей в отношении тех организаций, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы».

Пункт 2 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ дополнен положением, согласно которому законом субъекта РФ в зависимости от категорий налогоплательщиков может быть установлена ставка единого налога в пределах от 5 до 15 процентов.

Реквизиты счета-фактуры на сумму полученной предоплаты

Согласно новому пункту 5.1 статьи 169 Налогового кодекса РФ, в счете-фактуре, который продавец выставляет при получении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), должны быть указаны:
– порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
– наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя;
– номер платежно-расчетного документа;
– наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
– сумма полученной предварительной оплаты;
– налоговая ставка;
– сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Начать дискуссию